г. Тюмень |
|
13 августа 2014 г. |
Дело N А02-1549/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Буровой А.А.
Перминовой И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кош-Агачском районе Республики Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 14.01.2014 (судья Борков А.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2014 (судьи Марченко Н.В., Журавлева В.А., Усанина Н.А.) по делу N А02-1549/2013 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кош-Агачском районе Республики Алтай (649780, Республика Алтай, село Кош-Агач, улица Советская, корпус 4, ИНН 0401003545, ОГРН 1020400507049) к Районному Совету депутатов муниципального образования "Кош-Агачский район" (649780, Республика Алтай, село Кош-Агач, улица Советская, дом 65, ИНН 0401004250, ОГРН 1040400508026) о взыскании 42 981,97 руб.
Суд установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кош-Агачском районе Республики Алтай (далее - Пенсионный фонд, заинтересованное лицо) обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Районному Совету депутатов муниципального образования "Кош-Агачский район" (далее - Совет депутатов) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общей сумме 41 613,09 руб.,
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 14.01.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2014, заявленные требования удовлетворены частично.
Обратившись с кассационной жалобой, Пенсионный фонд, полагая, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление судебных инстанций в части удовлетворенных требований и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, судами была несоразмерно уменьшена сумма штрафа, так как несвоевременное представление индивидуальных сведений влияет на размер будущей пенсии, создает препятствия для реализации застрахованными лицами конституционного права на пенсионное обеспечение.
В отзыве на кассационную жалобу Совет депутатов выражает несогласие с доводами, изложенными ней, просит в ее удовлетворении отказать, судебные акты оставить без изменения. Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 20.05.2013 Пенсионным фондом составлен акт N 00401113 АК 0000710/2 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях Советом депутатов законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором зафиксирован факт нарушения Советом депутатов срока, установленного статьей 11 Закона N 27-ФЗ, для представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 1 квартал 2013 года: срок представления сведений за указанный период - не позднее 15.05.2013, фактически сведения были представлены - 16.05.2013.
По результатам проверки Пенсионным фондом принято решение от 25.06.2013 N 00401113 РК 000817/2 о привлечении Совета депутатов к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за несвоевременное представление индивидуальных сведений о застрахованных лицах за 1 квартал 2013 года в виде финансовых санкций в сумме 25 011,26 руб. (10 % от причитающихся платежей).
Требованием от 16.07.2013 N 0040114003762/1 Совету депутатов было предложено добровольно уплатить финансовые санкции в срок до 07.08.2013.
Кроме того, в ходе камеральной проверки выявлены неуплаченные страховые взносы в сумме 61 350,47 руб., о чем 20.05.013 составлен акт N 00401130000701.
По результатам проверки Пенсионным фондом принято решение от 21.06.2013 N 00401113 РК 000817 о привлечении Совета депутатов к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 46 Федерального закона от 24.09.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) за непредоставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 руб. в виде штрафа в сумме 15 404,66 руб.
Кроме того, Пенсионным фондом в соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ за несвоевременную уплату страховых взносов была начислена пеня в сумме 1 197,17 руб.
Требованием от 16.07.2013 N 0040114003762 Совету депутатов было предложено добровольно уплатить финансовые санкции в срок до 06.08.2013.
Согласно приложенному расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2 квартал 2013 года ответчик начислил и уплатил позднее установленного законом срока:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 498 210,14 руб., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии - 388 403,51 руб. на накопительную часть трудовой пенсии - 109 806,63 руб.
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) в сумме 122 561,98 руб., в том числе: в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации (далее - ФФОМС) - 122 561,98 руб.
На основании статьи 25 Закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, начисленными за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты взносов.
В результате несвоевременной уплаты страховых взносов Пенсионным фондом произведено начисление пеней в размере 1 368,88 руб., которые подлежат взысканию с ответчика, в том числе: на страховую часть трудовой пенсии - 979,25 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 34,09 руб., в ФФОМС - 355,54 руб.
Поскольку задолженность по страховым взносам в ПФР и ОМС была уплачена Советом депутатов в полном объеме 19.08.2013, Совету депутатов было направлено требование об уплате пени в размере 1 368,88 руб. N 00401140015143 со сроком уплаты в добровольном порядке до 07.09.2013.
В связи с неисполнением Советом депутатов данных требований в установленный срок Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование в части, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 17, 55 Конституции Российской Федерации, Законом N 27-ФЗ, статьями 39, 44 Закона N 212-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, пришли к выводу о правомерном привлечении Совета депутатов к ответственности, однако, учитывая положения статьи 44 Закона N 212-ФЗ, применили смягчающие ответственность обстоятельства, в связи с чем снизили размер штрафа в десять раз, соответственно до 2 501,13 руб. и 1 540,47 руб.
При этом судами были учтены следующие обстоятельства: совершенное правонарушение не повлекло за собой каких-либо неблагоприятных последствий для бюджета; Совет депутатов не имеет задолженности по страховым взносам, а также незначительный период просрочки представления сведений в орган Пенсионного фонда (1 день).
Довод Пенсионного фонда о том, что размер штрафа снижен незаконно, отклоняется как несостоятельный. Законом N 212-ФЗ предусмотрена необходимость обеспечения индивидуализации мер ответственности в зависимости от степени вины и тяжести совершенного правонарушения, что в рассматриваемом случае учтено судами при разрешения вопроса о снижении размера ответственности Совета депутатов, применен принцип соразмерности наказания степени общественной опасности допущенного нарушения.
Доводы кассационной жалобы о допущенных судом апелляционной инстанции неточностях в изложении требований Пенсионного фонда и его наименовании кассационной инстанцией принимаются, но данные обстоятельства расцениваются как описка, которая не привела к принятию неправильного судебного акта, в связи с чем она не может являться основанием для отмены или изменения принятых судебных актов.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 14.01.2014 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 26.03.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-1549/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленное требование в части, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 17, 55 Конституции Российской Федерации, Законом N 27-ФЗ, статьями 39, 44 Закона N 212-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, пришли к выводу о правомерном привлечении Совета депутатов к ответственности, однако, учитывая положения статьи 44 Закона N 212-ФЗ, применили смягчающие ответственность обстоятельства, в связи с чем снизили размер штрафа в десять раз, соответственно до 2 501,13 руб. и 1 540,47 руб.
...
Довод Пенсионного фонда о том, что размер штрафа снижен незаконно, отклоняется как несостоятельный. Законом N 212-ФЗ предусмотрена необходимость обеспечения индивидуализации мер ответственности в зависимости от степени вины и тяжести совершенного правонарушения, что в рассматриваемом случае учтено судами при разрешения вопроса о снижении размера ответственности Совета депутатов, применен принцип соразмерности наказания степени общественной опасности допущенного нарушения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 августа 2014 г. N Ф04-6090/14 по делу N А02-1549/2013