г. Тюмень |
|
21 августа 2014 г. |
Дело N А67-1040/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Орловой Н.В. Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" в лице Томского филиала на решение от 03.02.2014 Арбитражного суда Томской области (судья Сулимская Ю.М.) и постановление от 14.04.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А67-1040/2013 по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" в лице Томского филиала (109316, г. Москва, пр-т Волгоградский, 45, стр. 1, ОГРН 1037739350835, ИНН 7705028865) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по Томской области) (107078, г. Москва, Орликов переулок, 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о признании незаконными действий по отказу в кадастровом учете согласно решению об отказе в кадастровом учете земельного участка от 25.01.2013 N 70/13-3090, обязании устранить допущенные нарушения и поставить земельный участок на кадастровый учет.
Другие лица, участвующие в деле: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральное государственное учреждение "Рослесресурс", департамент лесного хозяйства Томской области.
В заседании принял участие представитель Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" в лице Томского филиала Антонова М.В. по доверенности от 02.06.2014.
Суд установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" в лице Томского филиала (далее - ФГУП "Рослесинфорг" в лице Томского филиала, предприятие, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Томской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал по Томской области) (далее - учреждение, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий по отказу в кадастровом учете согласно решению от 25.01.2013 N 70/13-3090 об отказе в кадастровом учете земельного участка, обязании устранить допущенные нарушения и поставить земельный участок на кадастровый учет.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральное государственное учреждение "Рослесресурс", департамент лесного хозяйства по Томской области.
Решением от 03.02.2014 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 14.04.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФГУП "Рослесинфорг" в лице Томского филиала обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на не полностью выясненные обстоятельства по делу, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований предприятия в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, наличие статуса "ранее учтенный земельный участок" не означает отсутствие границ земельного участка, а только классифицирует данный участок как образованный до введения в действие Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости).
ФГУП "Рослесинфорг" в лице Томского филиала полагает, что судами неверно применены часть 3 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости, пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Предприятие считает, что подпункт 3 пункта 2 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости может быть применен только при прямом запрете на раздел исходного земельного участка, который в законодательстве отсутствует. Таким образом, заинтересованное лицо не имело право производить отказ в проведении кадастровых работ по указанному основанию.
В судебном заседании представитель предприятия доводы кассационной жалобы поддержал.
Изучив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФГБУ "ФКП Росреестра" (в лице Томского филиала) 25.01.2013 на основании рассмотрения предоставленных ФГУП "Рослесинфорг" документов решением N 70/13-3090 отказал в проведении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, Каргасокский район, Васюганское лесничество.
В обоснование отказа учреждением указано, что земельный участок, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из земельного участка с кадастровым номером 70:06:0100027:14784, раздел которого не допускается в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 27 Закона о кадастре недвижимости. Заявителю указано на необходимость уточнить площадь и местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 70:06:0100027:14784.
Полагая, что действия учреждения являются незаконными и нарушающими права, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, рассматривая спор, установил, что на основании государственного контракта от 14.02.2012 N Р-2К-12/1, заключенного между ФГУ "Рослесресурс" (заказчик) и ФГУП "Рослесинфорг" в лице Томского филиала (исполнитель), заявителем выполнены кадастровые работы по образованию самостоятельных земельных участков путем раздела земельного участка Васюганского лесничества с кадастровым номером 70:06:0100027:14784.
Исходный земельный участок, из которого образуется земельный участок, в кадастровом учете которого отказано ответчиком, находится в собственности Российской Федерации (условный номер 70-70-08/164/2008-894, свидетельство о праве собственности от 19.11.2008 70 АБ 271204). На основании заявления представителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области 23.12.2009 данный земельный участок был внесен в государственный кадастр недвижимости под кадастровым номером 70:06:0100027:14784 со статусом ранее учтенного.
Данный участок имеет ориентировочные границы и декларативную площадь, поскольку местоположение его границ посредством определения координат характерных точек таких границ не осуществлялось, межевой план не составлялся, в ГКН отсутствует описание местоположения границ земельного участка, являющееся в соответствии со статьей 7 Закона о кадастре недвижимости одной из уникальных характеристик земельного участка.
Суд счел обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела довод учреждения о том, что земельный участок с кадастровым номером 70:06:0100027:14784 относится к категории ранее учтенных как объект, государственный кадастровый учет которого не осуществлен, но права на который зарегистрированы и которому органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, присвоен условный номер. Местоположение (координаты) его границ не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, точная площадь не определена.
Оценивая правомерность отказа в постановке участка на кадастровый учет по указанному выше основанию, суд пришел к выводу о том, что для проведения кадастрового учета нового земельного участка необходимо уточнить площадь и местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 70:06:0100027:14784. Данный вывод мотивирован ссылкой на статью 11.1, пункты 1, 6 статьи 11.4 ЗК РФ, часть 3 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости.
Суд апелляционной инстанции с указанными мотивами и выводами согласился.
Суд кассационной инстанции, оценивая законность обжалуемых судебных актов, исходит из следующего.
Абзацем 2 пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 (редакция от 23.03.2012) "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" определено следующее.
При обжаловании в апелляционном или кассационном порядке судебного акта, основанного на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, суд апелляционной или кассационной инстанции учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. При этом в мотивировочной части судебного акта, принимаемого по результатам рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы, может содержаться указание на соответствующее постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, принятое по результатам рассмотрения дела в порядке надзора (часть 4 статьи 170 АПК РФ).
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что в настоящем деле следует исходить из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 4890/14 по делу N А67-1041/2013, согласно которой является неверным вывод судов о том, что разделу ранее учтенного земельного участка, поставленного на кадастровый учет без установления границ, препятствуют в совокупности требования пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ, части 3 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости.
Судами не было учтено следующее.
Пунктом 6 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Исключение для государственных и муниципальных земельных участков, прошедших кадастровый учет как ранее учтенные участки, без установления их точной площади и описания границ посредством определения координат характерных точек, названная норма не содержит.
Поэтому пункт 6 статьи 11.4 ЗК РФ не создает препятствий к кадастровому учету образованного и описанного в соответствии с требованиями земельного законодательства земельного участка, представляющего собой часть ранее учтенного земельного участка, границы которого в соответствии с требованиями земельного законодательства не были установлены.
Согласно части 3 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости (в редакции, действовавшей до 01.10.2013) кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, с исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании названного Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости (в редакции, действующей с 01.10.2013) кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании данного Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Следовательно, и старая, и новая редакции части 3 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости допускают кадастровый учет изменений границ и (или) площади земельного участка, определенных со степенью точности, не соответствующей современным требованиям, а также в виде исключения - кадастровый учет земельного участка, образуемого посредством выдела из преобразуемого земельного участка или его раздела, если преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Лесному кодексу), а также частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости.
В частности, Вводным законом к Лесному кодексу предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2).
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).
В силу части 6 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Таким образом, в силу закона одинаковый правовой статус ранее учтенных земельных участков имеют следующие лесные участки в составе лесного фонда:
в отношении которых имеется план лесного участка;
в отношении которых зарегистрированы вещные права и их ограничения;
прошедшие государственный кадастровый учет без описания их границ в соответствии с требованиями кадастрового законодательства (в виде учетной записи в государственном кадастре недвижимости).
Принимая во внимание эти особенности правового регулирования, отражающие специфику всех ранее учтенных лесных участков в составе земель лесного фонда, их государственный кадастровый учет с описанием границ в соответствии с требованиями земельного законодательства должен осуществляться единообразно.
Поскольку все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством, в постановке на государственный кадастровый учет образуемых из них участков с надлежащим описанием границ путем раздела исходного земельного участка и сохранением его в измененных границах не может быть отказано на том основании, что исходный лесной земельный участок прошел кадастровый учет исключительно в виде записи в государственном кадастре недвижимости.
При этом исходный земельный участок сохраняет свой государственный кадастровый номер, его декларативная площадь уменьшается на точно установленную площадь образуемого земельного участка, а изменения описания местоположения границ исходного участка не происходит по причине их отсутствия в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, отсутствует прямой запрет и какие-либо иные законодательные ограничения к отказу в государственном кадастровом учете подобных лесных земельных участков.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, кассационная жалоба - удовлетворению
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами в полном объеме, но ими неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 03.02.2014 Арбитражного суда Томской области и постановление от 10.04.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-1040/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать незаконным решение федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 25.01.2013 N 70/13-3090 об отказе в кадастровом учете земельного участка.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществить по заявлению от 27.12.2012 N 11-5781675 на основании межевого плана от 27.12.2012 N 1E02F8A7-FADE-48FB-8EBF-00194656B4B0 кадастровый учет земельного участка, находящегося по адресу: Томская область, Каргасокский район, Васюганское лесничество.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).
В силу части 6 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 августа 2014 г. N Ф04-6697/14 по делу N А67-1040/2013