г. Тюмень |
Дело N А03-11113/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 6 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Поликарпова Е.В.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на определение от 03.11.2010 Арбитражного суда Алтайского края о прекращении производства по делу (далее - Музюкин Д.В.) и постановление от 17.01.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Бородулина И.И., Журавлева В.А.) по делу N А03-11113/2010 по заявлению Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1022201759623) к Федеральному государственному учреждению "Государственная заводская конюшня "Алтайская" с ипподромом" (ОГРН 1022201384127, ИНН 2223012028) о взыскании 330 683,41 руб.
Суд установил:
Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Федеральному государственному учреждению "Государственная заводская конюшня "Алтайская" с ипподромом" (далее - Учреждение) о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени в общей сумме 330 683,41 руб., из них: 284 406,50 руб. недоимка по страховым взносам за период с 01.01.2007 по 31.12.2009 и 46 276,91 руб. пени.
Определением от 03.11.2010 Арбитражного суда Алтайского края производство по делу прекращено.
Постановлением от 17.01.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд социального страхования обратился с кассационной жалобой.
В кассационной жалобе Фонд социального страхования просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с нарушением судами положений статьи 1 Федерального закона от 01.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", пункта 6 статьи 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), статей 242.3 -242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Фонд социального страхования считает, что Закон N 125-ФЗ устанавливает правила взыскания в бесспорном порядке недоимки и пеней только в отношении юридических лиц, имеющих денежные средства, находящиеся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях); вопрос принудительного (внесудебного) взыскания со страхователя недоимки и пени, не имеющего счетов в банке, либо иной кредитной организации, Законом N 125-ФЗ не урегулирован.
По мнению подателя жалобы, лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Алтайскому краю, не может являться счетом страхователя в банке (иной кредитной организации).
Фонд социального страхования просит направить дело на новое рассмотрение.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что в 2008-2009 в отношении Федерального государственного учреждения "Государственная заводская конюшня "Алтайская" с ипподромом" было проведено пять камеральных проверок за период с 01.01.2008 по 30.09.2009, в результате которых было установлено несоблюдение страхователем сроков уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования, что отражено в актах от 30.10.2008 N 4394, от 13.03.2009 N 1098, от 07.052009 N 1758, от 24.08.2009 N 6760, от 03.11.2009 N 10117.
Требованиями от 30.12.2008 N 2307, от 29.05.2009 N 709, от 09.07.2009 N 997, от 26.10.2009 N 5311, от 30.12.2009 N 7703 Учреждению предлагалось погасить выявленную в ходе камеральных проверок недоимку по уплате страховых взносов.
В период с 08.02.2010 по 12.02.2010 в отношении Учреждения была проведена выездная проверка по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования средств с 01.01.2007 по 31.12.2009.
В ходе проверки была выявлена недоимка по уплате страховых взносов в сумме 284 406,50 руб., что отражено в акте проверки от 12.02.2010 N 46н/с.
Учреждению 01.04.2010 было выставлено требование N 55 об уплате в добровольном порядке в срок до 19.04.2010 выставленной в ходе выездной проверки задолженности по уплате страховых взносов.
Неисполнение Учреждением указанного требования послужило основанием для обращения Фонда социального страхования в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанной задолженности и пени.
Прекращая производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд исходил из того, что для взыскания с юридического лица недоимки и пени по страховым взносам законодательством установлен бесспорный порядок.
Между тем, прекращая производство по настоящему делу, судом не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Порядок принудительного взыскания страховщиком со страхователя недоимки и пеней установлен пунктом 6 статьи 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно пункту 6 статьи 22.1 указанного Закона взыскание недоимки и пеней со страхователя - юридического лица осуществляется страховщиком на основании своего решения о взыскании в бесспорном порядке недоимки и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банке (иных кредитных организациях), путем направления инкассового поручения (распоряжения) о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации), где открыты счета указанного страхователя. Инкассовое поручение (распоряжение) страховщика о перечислении недоимки и пеней в банк (иные кредитные организации) должно содержать указание на те счета страхователя, с которых должно быть произведено перечисление страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и сумму, подлежащую перечислению. Взыскание недоимки и пеней может производиться с рублевых, расчетных (текущих) и (или) валютных счетов страхователя, за исключением ссудных, бюджетных и депозитных (если не истек срок депозитного договора) счетов.
Таким образом, из буквального толкования данной нормы следует, что бесспорное взыскание недоимок и пеней с бюджетных счетов не допускается.
Суд, прекращая производство по делу, не учел положение данной нормы. В нарушение положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовал вопрос о наличии у Учреждения других счетов, кроме бюджетного.
Ссылаясь на разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которому выступает бюджетное учреждение" (далее - Постановление N 31), суд не учел, что данное постановление, исходя из его буквального содержания, регулирует вопросы, касающиеся только процедуры взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Из пункта 1 Постановления N 31 следует, что установленная статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням, штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы, поскольку данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений.
По настоящему делу спор возник из правоотношений по обязательному социальному страхованию, регулируемых Законом N 125-ФЗС, который, как указано выше, прямо устанавливает запрет на бесспорное взыскание недоимки и пеней по страховым взносам с бюджетных счетов страхователя.
С учетом вышеизложенных норм права у суда отсутствовали основания для прекращения производства по настоящему делу. Нарушение норм материального права привело к принятию неправильного определения о прекращении производства по делу и постановления апелляционного суда, оставившего это определение без изменения.
Указанные обстоятельства в силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене принятых по делу судебных актов. Поскольку спор по существу не рассматривался, дело в соответствии с частью 3 статьи 287 Кодекса подлежит направлению в суд первой инстанции для рассмотрения.
При новом рассмотрении суду необходимо исследовать вопрос о наличии у Учреждения других счетов, кроме бюджетного, в зависимости от добытых доказательств решить вопрос о возможности рассмотрения дела в арбитражном суде, а также проверить обоснованность взыскания указанных заявителем сумм (в случае рассмотрения дела по существу).
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
определение от 03.11.2010 Арбитражного суда Алтайского края о прекращении производства по делу и постановление от 17.01.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-11113/2010 отменить. Дело направить в Арбитражный суд Алтайского края для рассмотрения по существу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
Е.В. Поликарпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок принудительного взыскания страховщиком со страхователя недоимки и пеней установлен пунктом 6 статьи 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ от 24.07.1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
...
Ссылаясь на разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которому выступает бюджетное учреждение" (далее - Постановление N 31), суд не учел, что данное постановление, исходя из его буквального содержания, регулирует вопросы, касающиеся только процедуры взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Из пункта 1 Постановления N 31 следует, что установленная статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням, штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы, поскольку данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 мая 2011 г. N Ф04-1819/11 по делу N А03-11113/2010