Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Беловой Л.В., Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Аналитическая группа "Эксперт" на решение от 28.09.2010 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 10.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричек Ю.Н.) по делу N А70-6514/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Аналитическая группа "Эксперт" (ИНН 744707210, ОГРН 1047421507726) к Управлению Федеральной антимонопольной службы Тюменской области (ОГРН 1027200812308) о признании недействительным решения антимонопольного органа.
Другие лица, участвующие в деле: ООО "Автопарк" (ИНН 7447097274, ОГРН 1067447044917), ООО "Уралнерудремснаб" (ИНН 7447107229 , ОГРН 1077447001060), Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (ИНН 7203191674, ОГРН 10772003016956).
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Автопарк" - Валеев Э.Э. по доверенности от 10.08.2010;
от общества с ограниченной ответственностью Аналитическая группа "Эксперт"- Таразанов А.В. по доверенности от 01.10.2010;
от Управления Федеральной антимонопольной службы Тюменской области - Верзун Ю.Ю. по доверенности от 11.01.2011.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью Аналитическая группа "Эксперт" (далее - ООО Аналитическая группа "Эксперт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительным решения от 26.03.2010 Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по делу N К 10/20-11 (далее - УФАС по Тюменской области).
Определениями от 02.07.2010 и от 12.08.2010 Арбитражный суд Тюменской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Автопарк" (далее - ООО "Автопарк"), общество с ограниченной ответственностью "Уралнерудремснаб" (далее - ООО "Уралнерудремснаб") и Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
Решением от 28.09.2010 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 10.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного ООО Аналитическая группа "Эксперт" требования отказано.
В кассационной жалобе ООО Аналитическая группа "Эксперт", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права; на недоказанность антимонопольным органом согласованности действий хозяйствующих субъектов в ходе открытого конкурса на право заключения договоров пользования рыбопромысловыми участками, просит отменить указанные судебные акты, принять новое решение о признании незаконным решения антимонопольного органа от 26.03.2010 по делу N К 10/20-11.
В отзыве на кассационную жалобу УФАС по Тюменской области, считая выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Автопарк" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе ООО Аналитическая группа "Эксперт"
Отзывы на кассационную жалобу от других лиц, участвующих в деле, до начала судебного заседания не поступили.
В судебном заседании представители сторон - ООО Аналитическая группа "Эксперт", ООО "Автопарк" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель УФАС по Тюменской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Нижнеобским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2008 N 1078 "О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства и заключении такого договора" в г. Тюмени проводился открытый конкурс на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства на территории Челябинской области сроком на 10 лет.
В процессе проведения конкурса конкурсной комиссией были обнаружены признаки взаимозависимости со стороны ООО "Автопарк", ООО "Уралнерудремснаб", ООО Аналитическая группа "Эксперт", подавших заявки на участие в конкурсе по всем лотам.
В связи с этим Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству обратилось В УФАС по Тюменской области с письмом от 09.12.2009 N 05-08/4805 о проведении проверки по вопросу возможного нарушения вышеуказанными юридическими лицами антимонопольного законодательства.
По данному обращению УФАС по Тюменской области было возбуждено дело N К10/20-11 по признакам нарушения части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения дела УФАС по Тюменской области вынесено решение от 26.03.2010 N К10/ 20-11, в соответствии с которым ООО Аналитическая группа "Эксперт", ООО "Автопарк" и ООО "Уралнерудремснаб" были признаны допустившими нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении ограничивающих конкуренцию недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством согласованных действий, при участии в открытом конкурсе на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства на территории Челябинской области по лотам NN 14, 64, 104, 154, 164, 184, 194, 204, 214, 224, 234, 244, имеющих своим результатом снижение платы за предоставленные рыбопромысловые участки и снижения инвестиций в развитие любительского и спортивного рыболоводства.
Посчитав, что решение УФАС по Тюменской области от 26.03.2010 по делу N К 10/20-11 является незаконным, ООО Аналитическая группа "Эксперт" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из обстоятельств дела и действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Частью 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещены иные соглашения между хозяйствующими субъектами или иные согласованные действия хозяйствующих субъектов, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Статьей 8 Закона о защите конкуренции определено, что согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, заранее известные каждому из них, результат которых соответствует интересам каждого из них, а также действия каждого из хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 2 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 21.04.2009 N 15956/08, известность каждому из субъектов о согласованных действиях друг друга заранее может быть установлена не только при представлении доказательств получения ими конкретной информации, но и исходя из общего положения дел на товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения как групповой модели, позволяющей за счет ее использования извлекать неконкурентные преимущества; для целей признания действий хозяйствующих субъектов согласованными не имеет значения синхронность их начала, достаточно факта осуществления таких действий на момент их выявления антимонопольным органом; понятие согласованных действий предполагает сопоставление действий каждого, кто признан их участником.
Исследовав причины отказа допущенных к участию в конкурсе хозяйствующих субъектов - ООО "Автопарк", ООО Аналитическая группа "Эксперт" в открытом конкурсе аукционе по лотам N N 14, 64, 104, 154, 164, 184, 194, 204, 214, 224, 234, 244, по которым победителем признан единственный оставшийся участник - ООО "Уралнерудремснаб", предложивший самую низкую из ранее предложенных участниками конкурса по данным лотам плату за предоставление рыбопромысловых участков, суды пришли к обоснованному выводу о согласованности действий ООО Аналитическая группа "Эксперт", ООО "Автопарк", ООО "Уралнерудремснаб", действующих по схеме "прикрытие заявок" в сочетании со схемой "отзыва заявок".
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, из которых следует, что вышеуказанные участники, являясь группой лиц, нежелающих конкурировать между собой, действовали с заранее принятой стратегией, направленной на устранение конкуренции на торгах, результатом которой явилось снижение размера платы за предоставленные рыбопромысловые участки по лотам N N 14, 64, 104, 154, 164,184, 194, 204, 214, 224, 234, 244, суды правомерно пришли к выводу о нарушении данными участниками открытого конкурса антимонопольного законодательства (пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции).
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судом, в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.09.2010 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 10.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6514/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Л.В. Белова |
|
Т.Я. Шабалкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 21.04.2009 N 15956/08, известность каждому из субъектов о согласованных действиях друг друга заранее может быть установлена не только при представлении доказательств получения ими конкретной информации, но и исходя из общего положения дел на товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость такого поведения как групповой модели, позволяющей за счет ее использования извлекать неконкурентные преимущества; для целей признания действий хозяйствующих субъектов согласованными не имеет значения синхронность их начала, достаточно факта осуществления таких действий на момент их выявления антимонопольным органом; понятие согласованных действий предполагает сопоставление действий каждого, кто признан их участником.
...
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, из которых следует, что вышеуказанные участники, являясь группой лиц, нежелающих конкурировать между собой, действовали с заранее принятой стратегией, направленной на устранение конкуренции на торгах, результатом которой явилось снижение размера платы за предоставленные рыбопромысловые участки по лотам N N 14, 64, 104, 154, 164,184, 194, 204, 214, 224, 234, 244, суды правомерно пришли к выводу о нарушении данными участниками открытого конкурса антимонопольного законодательства (пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 мая 2011 г. N Ф04-2355/11 по делу N А70-6514/2010
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11512/11
23.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11512/11
17.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2355/11
10.02.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10545/2010