Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.,
судей Бушмелевой Л.В., Мелихова Н.В.,
рассмотрел с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сибпромжелдортранс" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.09.2010 (судья Апарин Ю.М.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011 (судьи Емашова Л.Н., Кудряшева Е.В., Усенко Н.А.) по делу N А45-13895/2010 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Западно-Сибирская железная дорога Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к открытому акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (ИНН 5406014476, ОГРН 1025400004365) о взыскании 1 536 262 рублей 50 копеек.
Другие лица, участвующие в деле: закрытое акционерное общество "Новосибирскэнерго".
В заседании приняли участие представители: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - Никонова Л.А. по доверенности от 11.01.2011 N ТЦФТОЮ-11/19; открытого акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" (правопреемник закрытого акционерного общества "Новосибирскэнерго") Стиценко А.В. по доверенности от 07.02.2011; открытого акционерного общества "Сибпромжелдортранс" Смирнова О.Ю. по доверенности от 27.12.2011.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Западно-Сибирская железная дорога Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке, предусмотренным статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (далее - ОАО "Сибпромжелдортранс") о взыскании 847 994 рублей 38 копеек платы за пользование вагонами.
Исковые требования мотивированы со ссылкой на статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 39, 119, 126 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, Устав).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Новосибирскэнерго" (далее - ОАО "Новосибирскэнерго").
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17.09.2010 оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2011, исковые требования, с учетом их уточнения, удовлетворены полностью.
ОАО "Сибпромжелдортранс" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель считает требования истца по взысканию с ответчика платы за пользование не принадлежащими ОАО "РЖД" вагонами незаконными.
По мнению заявителя, акты общей формы составлены с нарушением субъектного состава.
ОАО "Сибпромжелдортранс", со ссылкой на положения статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, указывает на незаконность возложения обязанности по оплате простаивавших вагонов на владельца пути необщего пользования, в случае, если вагоны простаивали не по его вине.
В отзыве на кассационную жалобу открытое акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (далее - ОАО "Сибирская энергетическая компания") поддержало доводы кассационной жалобы ОАО "Сибпромжелдортранс", просило принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель ОАО "Сибпромжелдортранс" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель ОАО "РЖД" в заседании суда кассационной инстанции заявил, что считает кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, обжалуемые судебные акты просит оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ОАО "Сибирская энергетическая компания" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы, изложенные в своем отзыве на кассационную жалобу.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что между Федеральным государственным унитарным предприятием "Западно-Сибирская железная дорога" (правопредшественник ОАО "РЖД", Дорога) и ОАО "Сибпромжелдортранс" (Владелец) заключен договор N 11/Н связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути Октябрьского производственного участка ОАО "Сибпромжелдортранс" при станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги от 17.04.2003 (далее - Договор).
В соответствии с параграфом 3 Договора, сдаваемые на подъездной путь вагоны, подаются локомотивом Дороги на один из свободных путей N N 3, 5, 7, 9 станции Жеребцово, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца.
Согласно пункту 15.1 Договора в редакции дополнительного соглашения N 1 от 18.03.2004, Владелец пути необщего пользования уплачивает дороге плату за пользование вагонами, прибывающими как в адрес Владельца пути необщего пользования, так и в адрес его контрагентов, по ставкам Тарифного руководства N 2 с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации.
В марте 2010 года в адрес ОАО "Новосибирскэнерго" на станцию назначения Жеребцово прибывали вагоны, подлежащие подаче на подъездные пути третьего лица для осуществления погрузки/выгрузки.
По причине занятости путей выгрузки ранее прибывшими в адрес ОАО "Новосибирскэнерго" вагонами, произошло скопление вагонов, так же прибывших в адрес ОАО "Новосибирскэнерго", которые простаивали на путях общего пользования станции Жеребцово (станция назначения) Западно-Сибирской железной дороги по неприему на подъездные пути под выгрузку.
Составив по указанному факту акты общей формы, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд, удовлетворяя исковые требования, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из их доказанности.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судебных инстанций сделаны по неполно исследованным обстоятельствам дела.
Как разъяснено в пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10, Устав определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава.
Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Между тем вопрос о принадлежности вагонов ни арбитражным, ни апелляционным судами не выяснялся.
Более того, обстоятельства, касающиеся взаимоотношения сторон по оплате за нахождение на путях общего пользования не принадлежащих железной дорогое вагонов, были предметом рассмотрения по делу N А45-7465/2010 Арбитражного суда Новосибирской области по иску ОАО "РЖД" к ОАО "Сибпромжелдортранс" о взыскании платы за пользование вагонами, по которому установлено несогласование сторонами в Договоре условий о порядке взимания и размера такой платы, что отражено в судебных актах.
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Как следует из пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), для удостоверения обстоятельств задержки вагонов составляется акт общей формы.
В соответствии с требованиями пункта 3.2 Правил N 45 акты общей формы предъявляются для подписи уполномоченным представителям грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования.
В связи с чем, доказательствами задержки вагонов являются акты общей формы, которые должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства в сфере железнодорожного транспорта.
Однако вопрос о полномочиях лиц подписавших акты общей формы судами надлежащим образом не исследовался.
Согласно статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Изложенные обстоятельства не были предметом исследования и оценки судами при рассмотрении спора, в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты подлежит отмене, дело - направлению в арбитражный суд для разрешения спора с их учетом.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.09.2010 и постановление Седьмого апелляционного суда от 31.01.2011 по делу N А45-13895/2010 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
...
Статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Как следует из пункта 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), для удостоверения обстоятельств задержки вагонов составляется акт общей формы.
В соответствии с требованиями пункта 3.2 Правил N 45 акты общей формы предъявляются для подписи уполномоченным представителям грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 мая 2011 г. N Ф04-1994/11 по делу N А45-13895/2010
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1994/11
20.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1994/11
31.01.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10318/2010