Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Мелихова Н.В., Шуйской С.И.
при ведении протокола помощником судьи Данько С.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу открытого акционерного общества "Завод Гидромаш" на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Колупаева Л.А.) по делу N А27-10352/2010
по заявлению открытого акционерного общества "Завод Гидромаш" (ИНН 4218004674, ОГРН 1024201670712)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва (ОГРН 1047796540465)
о признании незаконными действий государственного органа.
Другие лица, участвующие в деле:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля",
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области.
В заседании принял участие представитель:
открытого акционерного общества "Завод Гидромаш" - Гатьятулин Р.Р. по доверенности от 06.05.2011 N 17/11.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Завод Гидромаш" (далее - ОАО "Завод Гидромаш") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании:
-недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410070:52, площадью 101 456 кв. метров, проведенной Федеральном государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" г. Москва (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), по заказу и под контролем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово (далее - Управление Росреестра) в размере 269 485 398,08 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 656,10 руб. за кв. метр;
-незаконными действий Управления Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410070:52, площадью 101 456 кв. метров, в размере 269 485 398,08 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 656,10 руб. за кв. метр, принадлежащего заявителю, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ш. Северное, д. 14, выразившихся в осуществлении ненадлежащего контроля по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, ненадлежащей проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области и внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о земельном участке с кадастровым номером 42:30:0410070:52, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ш. Северное, д. 14, в размере 269 485 398,08 руб.;
-незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410070:52 в размере 269 485 398,08 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 656,10 руб. за кв.метр, выразившихся в ненадлежащей проверки Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, в названной части;
-об обязании Управления Росреестра исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410070:52, в размере 269 485 398,08 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 656,10 руб. за кв. метр, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ш. Северное, д. 14.
Заявленные требования со ссылкой на нормы статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённые приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, (далее - Методические указания N 39), Административный регламент, утвержденный Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент) мотивированы тем, что Управлением Росреестра не был осуществлен надлежащий контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Кемеровской области, а также не осуществлена предварительная проверка отчета; внесением сведений о кадастровой стоимости земельного участка с нарушением установленной процедуры, без надлежащего анализа и учета информации о рыночной стоимости, что повлекло нарушение прав и законных интересов общества.
Арбитражный суд определениями от 15.09.2010, 15.10.2010 привлек к участию в деле в качестве соответчиков ФГУП "ФКЦ "Земля", Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФГУ "ЗКП").
Решением от 15.11.2010 арбитражный суд в полном объеме удовлетворил заявленные требования.
Седьмой арбитражный апелляционный суд постановлением от 22.02.2011 отменил решение суда и отказал ОАО "Завод Гидромаш" в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе ОАО "Завод Гидромаш", считая выводы апелляционного суда, несоответствующими представленным в материалы дела доказательствам, сделанными с нарушением норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 22.02.2011 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 15.11.2010.
Податель жалобы указал на определение кадастровой стоимости земельных участков без соблюдения требований пункта 5 Правил N 316, то есть проведения государственной кадастровой оценки земель не на основе статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, отметив, что государственная кадастровая оценка проводится посредством ряда взаимосвязанных процедур по заказу и под контролем Управления Росреестра, ненадлежащее осуществление какой-либо из процедур влечет недостоверность сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости вне зависимости от утверждения данных результатов органами исполнительной власти.
По мнению ОАО "Завод Гидромаш", апелляционным судом не принят во внимание довод о том, что спорный земельный участок был внесен в государственный кадастр недвижимости 09.09.2004 года с площадью 101 456 кв. метров, которая не менялась; Управление Росреестра документально не пояснило, на каком основании проведены уточнения площади земельного участка и изменение вида разрешенного использования, что явилось результатом изменения кадастровой стоимости земельного участка.
Управление Росреестра, Росреестр, ФГУП "ФКЦ "Земля", в отзывах просили оставить в силе постановление апелляционной инстанции, как законное и обоснованное, отклонив доводы кассационной жалобы.
ФГУП "ФКЦ "Земля" в связи с отсутствием возможности направить своего представителя для участия в судебном заседании просило рассмотреть дело в его отсутствие.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены о проведении судебного заседания, поэтому неявка представителей ответчиков и третьих лиц в судебное заседание не препятствует рассмотрению кассационной жалобы по существу, согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ОАО "Завод Гидромаш" в судебном заседании до рассмотрения кассационной жалобы заявил ходатайство о приостановлении кассационного производства по делу в связи с передачей в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации аналогичного дела.
Рассмотрев заявленное ходатайство кассационная инстанция не нашла оснований для приостановления производства по кассационной жалобе, в связи с чем, производство по делу в суде кассационной инстанции не приостанавливается.
В судебном заседании представитель ОАО "Завод Гидромаш" в своих пояснениях поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм права, соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда.
Как следует из материалов дела, ОАО "Завод Гидромаш" на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером 42:30:0410070:0052, площадью 101 456 кв. метров, расположенным по адресу: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ш. Северное, д. 14 (свидетельство о государственной регистрации права от 26.02.2003 N 42 АА 568480).
Получив 27.04.2010 кадастровую выписку на земельный участок с кадастровым номером 42:30:0410070:0052 со сведениями о кадастровой стоимости в размере 269 485 398,08 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 656,18 руб., ОАО "Завод Гидромаш" обратилось 18.05.2010 в Управление Росреестра с заявлением о предоставлении отчета по определению кадастровой стоимости, о получении сведений по утверждению результатов кадастровой стоимости земельного участка.
Управление Росреестра письмом от 16.06.2010 N 21/06294 предоставило информацию и пояснило порядок определения кадастровой стоимости спорного земельного участка.
ОАО "Завод Гидромаш" для определения рыночной стоимости спорного земельного участка обратилось к независимому оценщику - ООО "Бизнес", по отчету которого от 18.06.2010 N 18-06-10 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410070:0052 составила 70 003 000 руб.
Исходя из того, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410070:0052 значительно превышает размер рыночной стоимости данного земельного участка, ОАО "Завод Гидромаш", считая результаты кадастровой оценки земельного участка недостоверными, а действия по внесению таких сведений о кадастровой стоимости незаконными, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При разрешении спора судами по материалам дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 42:30:0410070:0052, поставленный на кадастровый учет 09.09.2004 с площадью 1 357 кв. метров и с разрешенным видом использования "под объект гражданской обороны", на 01.01.2007 вошел в перечень объектов оценки.
Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410070:0052 площадью 1 357 кв. метров в размере 710 565,91 руб. с удельным показателем кадастровой стоимости 523,63 руб. за кв. метр.
В связи с уточнением площади и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410070:0052 на основании решения органа кадастрового учета были внесены изменения в сведения о данном земельном участке: площадь 101 456 кв. метров, вид разрешенного использования "под производственную базу".
Изменения сведений о земельном участке с кадастровым номером 42:30:0410070:0052 повлекло определение кадастровой стоимости в соответствии с порядком, установленным Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания N 222).
Согласно пункту 2.3.2 Методических указаний N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель поселений его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В соответствии с Методическими указаниями N 222 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:30:0410070:0052 была определена в размере 269 485 398,08 руб. с учетом удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 656,18 руб., утвержденного постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности проведения кадастровой оценки с учетом статистического анализа рыночных цен, при наличии достаточной и достоверной информации о земельных участках, указав, что формальное соблюдение административной процедуры не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости земельного участка, определенной не в соответствии с требованиями действующего законодательства, при отсутствии определения состава факторов стоимости, сбора сведений о значении соответствующих факторов, сбора рыночной информации, осуществления расчета кадастровой стоимости без учета указанных обстоятельств.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу о том, что действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости спорного земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель и не нарушают прав и интересов ОАО "Завод "Гидромаш".
Выводы апелляционного суда следует признать правильными.
В силу положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания незаконными оспариваемых действий необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие таких действий закону и нарушение ими прав и законных интересов в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
В соответствии с Методическими указаниями N 39, утвержденными Минэкономразвития во исполнение пункта 11 Правил N 316, порядок определения кадастровой стоимости земельных участков включает два этапа: формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов; осуществление расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе построения статистических моделей в установленном данным нормативным актом порядке.
В пункте 4 Административного регламента перечислены государственные функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, включая контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 21.09.2010 N 7309/10, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий постановлениями от 27.11.2008 N 519 и N 520 соответственно утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названных постановлений несоответствующими закону в отношении спорного земельного участка.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что Управление Росреестра, Росреестр при совершении оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков руководствовались Правилами N 316, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Судами установлено, что работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области были выполнены ФГУП "ФКЦ "Земля" на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140 с дополнительными соглашениями N 1 от 31.11.2007, N 2 от 30.05.2008, N 3 от 20.11.2008. Расчет ФГУП "ФКЦ "Земля" кадастровой стоимости земельный участков проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости согласно протоколу предварительной проверки от 11.08.2008.
В дальнейшем Росреестр, согласно акту проверки от 24.11.2008 N 2, проверил отчет Управления Роснедвижимости об определении кадастровой стоимости земельных участков на соответствие его Методическим рекомендациям.
Исходя из данных обстоятельств, апелляционный суд посчитал, что действия по внесению в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель.
При этом апелляционный суд указал на то, что отчет независимого оценщика ООО "Бизнес" от 18.06.2010 N 18-06-10 не является доказательством, свидетельствующим о проведении предварительной оценки отчета с нарушением установленного порядка.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих недостоверность сведений в отчете ФГУП "ФКЦ "Земля".
В силу установленных обстоятельств, в данном случае, отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными оспариваемых действий по формированию и внесению сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении апелляционным судом норм права, о несоответствии выводов при разрешении спора.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов.
С учётом изложенного, не имеется оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда от 22.02.2011.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 по делу N А27-10352/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий постановлениями от 27.11.2008 N 519 и N 520 соответственно утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названных постановлений несоответствующими закону в отношении спорного земельного участка.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что Управление Росреестра, Росреестр при совершении оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков руководствовались Правилами N 316, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
...
Согласно пункту 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении заявления.
...
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов.
С учётом изложенного, не имеется оснований для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда от 22.02.2011."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 мая 2011 г. N Ф04-2604/11 по делу N А27-10352/2010
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-252/11
10.02.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-252/11
20.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8928/11
22.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8928/11
29.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8928/11
25.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2604/11
22.02.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-252/2011
15.11.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-10352/10