г. Тюмень |
|
11 сентября 2014 г. |
Дело N А45-1348/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Ильина В.И. Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" на решение от 31.03.2014 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 16.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Журавлева В.А., Усанина Н.А.) по делу N А45-1348/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (630078, город Новосибирск, улица Ватутина, 12/1, ИНН 5404269334, ОГРН 1065404021990) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области в лице отдела надзорной деятельности по Ленинскому району города Новосибирска (630108, город Новосибирск, улица Широтная, 38) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении и решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района" (далее - общество, ООО "Служба заказчика по ЖКХ Ленинского района") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области в лице отдела надзорной деятельности по Ленинскому району города Новосибирска (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 03.12.2013 N 0887 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и решения от 19.12.2013 по жалобе на указанное постановление.
Решением от 31.03.2014 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 16.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, дело передать на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено отсутствие вины общества в нарушении правил пожарной безопасности, что подтверждено вступившим в законную силу судебным актом мирового судьи.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в период с 6 по 8 ноября 2013 года административным органом проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "Служба заказчика по ЖКХ Ленинского района" обязательных требований пожарной безопасности в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Новосибирск, улица Пархоменко, 4, в ходе которой выявлено нарушение требований пожарной безопасности - заложено кирпичом перекрытие эвакуационного выхода (сквозного прохода через лестничную клетку) и невозможен доступ к пожарному гидранту, расположенному с другой стороны подъезда дома.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 25.11.2013 и вынесено постановление от 03.12.2013 N 0887 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 170 000 руб.
Решением вышестоящего административного органа от 19.12.2013 данное постановление о назначении административного наказания оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением и решением административного органа, ООО "Служба заказчика по ЖКХ Ленинского района" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют материалам дела.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи.
В силу требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Руководствуясь статьей 38 Закона о пожарной безопасности, статьями 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что общество, являясь организацией, осуществляющей управление жилищным фондом, обязано соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Исходя из положений пункта 23 "е" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, пункта 7.4.1 Свода правил СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003. Здания жилые многоквартирные", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.12.2010 N 778, сквозные проходы через лестничные клетки зданий должны быть расположены на расстоянии один от другого не более 100 м. На объектах запрещается производить изменение объемно-планировочных решений, в результате которых ограничивается доступ к системам обеспечения пожарной безопасности (пожарный гидрант).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что обществом допущено нарушение вышеназванных правил пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности.
При этом суды обоснованно исходили из того, что заключение обществом договора на осуществление технического обслуживания многоквартирных домов с иным лицом не освобождает его от исполнения установленной действующим законодательством обязанности соблюдения правил пожарной безопасности в принятом в управление жилым домом и несения административной ответственности за нарушение соответствующих правил.
Судами отклонена ссылка общества на постановление мирового судьи 4-го судебного участка Ленинского судебного района города Новосибирская от 07.03.2014 по делу N 3-м-4-77/2014, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО "Служба заказчика по ЖКХ Ленинского района". В данном судебном акте содержится вывод об отсутствии вины общества в невыполнении к установленному сроку выданного ему предписания об устранении нарушений правил пожарной безопасности, что не свидетельствует об отсутствии вины общества в нарушении правил пожарной безопасности.
Поскольку обществом не представлены достаточные доказательства принятия всех зависящих от него мер для соблюдения правил пожарной безопасности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии ООО "Служба заказчика по ЖКХ Ленинского района" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлено нарушений положений КоАП РФ при привлечении общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении требований общества о признании незаконными и отмене оспариваемых постановления и решения административного органа.
Возражения общества об отсутствии у него вины в неисполнении требований пожарной безопасности направлены на переоценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений главы 35 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 31.03.2014 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 16.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-1348/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами отклонена ссылка общества на постановление мирового судьи 4-го судебного участка Ленинского судебного района города Новосибирская от 07.03.2014 по делу N 3-м-4-77/2014, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО "Служба заказчика по ЖКХ Ленинского района". В данном судебном акте содержится вывод об отсутствии вины общества в невыполнении к установленному сроку выданного ему предписания об устранении нарушений правил пожарной безопасности, что не свидетельствует об отсутствии вины общества в нарушении правил пожарной безопасности.
Поскольку обществом не представлены достаточные доказательства принятия всех зависящих от него мер для соблюдения правил пожарной безопасности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии ООО "Служба заказчика по ЖКХ Ленинского района" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Судами первой и апелляционной инстанций не установлено нарушений положений КоАП РФ при привлечении общества к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 сентября 2014 г. N Ф04-7790/14 по делу N А45-1348/2014