Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Антипиной О.И., Перминовой И.В.
при ведении протокола помощником судьи Емельяновой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Омский речной порт" на решение Арбитражного суда Омской области от 17.11.2010 (судья Третинник М.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н.) по делу N А46-17431/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Омский речной порт" (ИНН 5505009406, ОГРН 1025501179362) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (ИНН 5504097167, ОГРН 1045507036783) об оспаривании ненормативных правовых актов налогового органа.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Омский речной порт" - Стефанивская О.А. по доверенности от 09.08.2010 б/н,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области - Сорокина О.В. по доверенности от 27.12.2010 N 08/09595.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Омский речной порт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее - Инспекция) о признании недействительными решения от 30.06.2009 N 569/6805 о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 1 482 926 руб. за неполную уплату земельного налога за 2008 год, начислении пени за просрочку уплаты земельного налога в сумме 432 273 руб. и дополнительном начислении земельного налога за 2008 год в сумме 7 414 632 руб.; требования N 173 об уплате налога, пени и штрафа по состоянию на 14.08.2009.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.11.2010, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011, заявленные Обществом требования о признании недействительными решения от 30.06.2009 N 569/6805 и требования N 173 об уплате налога, пени и штрафа по состоянию на 14.08.2009 удовлетворены в части предложения уплатить земельный налог за 2008 год в сумме 3 796 743,20 руб., пени за просрочку уплаты земельного налога за 2008 год в сумме 221 350,10 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 759 348,60 руб. за неполную уплату земельного налога за 2008 год. В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, выразившееся в применении постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П), не подлежащего применению, а также указывая, что суды не учли обстоятельства, касающиеся отсутствия вины Общества, поскольку оно исчисляло налог на основе информации, доведенной до сведения налогоплательщика путем размещения на официальном сайте Роснедвижимости.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция возражает против доводов Общества, просит оставить без изменения обжалуемые решение и постановление, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2008 год, по результатам которой составлен акт от 19.05.2009 N 376, вынесено решение от 30.06.2009 N 569/6805, оставленное без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 07.08.2009 N 16-17/11029.
Оспариваемым решением Инспекция привлекла Общество к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 1 482 926 руб. за неполную уплату земельного налога за 2008 год, начислила ему пени за просрочку уплаты земельного налога в сумме 432 273 руб., а также дополнительно начислила земельный налог за 2008 год в сумме 7 414 632 руб. На основании указанного решения Инспекция направила в адрес Общества требование N 173 об уплате налога, пени и штрафа по состоянию на 14.08.2009 сроком до 30.08.2009.
Основанием для вынесения оспариваемых решения и требования послужило, по мнению Инспекции, неправомерное применение Обществом при исчислении земельного налога за 2008 год кадастровой стоимости земельного участка, установленной указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области", вместо кадастровой стоимости, установленной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, пришли к выводу, что Общество должно было исчислить земельный налог за 2008 год на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П, поскольку по состоянию на 01.01.2008 экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 03 04:0021, необходимые для определения налоговой базы по земельному налогу, были доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2008.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, основывается на следующем.
Суды первой и апелляционной инстанций при принятии судебных актов обоснованно руководствовались положениями статей 388, 389, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П, согласно которым подлежащий уплате земельный налог должен быть исчислен, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, определенной органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, материалами дела подтверждается, что Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:19 03 04:0021, площадью 77 786 м2, который отнесен к девятому виду разрешенного использования и для которого утвержден средний удельный показатель кадастровой стоимости в размере 4 033,94 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из данных, утвержденных постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П, верно исчислили сумму земельного налога, подлежащего уплате Обществом, исходя из кадастровой стоимости земельного участка размере 313 784 056,84 руб.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п официально опубликовано 25.12.2007 в газете "Омский вестник" N 127.
Таким образом, экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008, необходимые для определения налоговой базы по земельному налогу, доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2008, позволяли определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2008 год в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на основе экономических показателей, содержащихся в постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Ссылка Общества на протокол обеспечения письменных доказательств, представленный в подтверждение размещенной на сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости информации о размере кадастровой стоимости спорного кадастрового участка, составляющей 72 591 451 руб., как основание для применения пункта 2 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации (отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения) судом кассационной инстанции отклоняется.
Данный протокол был предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что раздел сайта функционировал в экспериментальном режиме. Из приложения к протоколу обеспечения письменных доказательств следует, что в случае обнаружения различий между опубликованной на данном сайте информацией и сведениями о земельном участке, указанными в выписке из Единого государственного реестра земель, нужно составить уведомление.
Общество в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы дела доказательства о том, что указанные действия налогоплательщиком были произведены.
Кроме того, Общество ссылается на сведения официального сайта по состоянию на 17.12.2008, которые сформированы 01.10.2008, в то время как налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год была представлена Обществом в Инспекцию 02.02.2009.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют.
Поскольку кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, расходы по государственной пошлине за ее рассмотрение относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 17.11.2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 по делу N А46-17431/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Поликарпов |
Судьи |
О.И. Антипина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п официально опубликовано 25.12.2007 в газете "Омский вестник" N 127.
Таким образом, экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008, необходимые для определения налоговой базы по земельному налогу, доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2008, позволяли определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2008 год в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на основе экономических показателей, содержащихся в постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Ссылка Общества на протокол обеспечения письменных доказательств, представленный в подтверждение размещенной на сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости информации о размере кадастровой стоимости спорного кадастрового участка, составляющей 72 591 451 руб., как основание для применения пункта 2 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации (отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения) судом кассационной инстанции отклоняется.
...
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июня 2011 г. N Ф04-2331/11 по делу N А46-17431/2009
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12594/11
14.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12594/11
03.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2331/11
24.03.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11282/10