Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 03 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Мелихова Н.В.,
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области, ведении протокола судебного заседания помощником судьи Перминовой Е.В. кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (заинтересованного лица), открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" (третьего лица) на постановление от 05.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Журавлёва В.А.) по делу N А27-10986/2010 по заявлению комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (г. Кемерово, ИНН 4200000478, ОГРН 1024200702569) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (г. Кемерово, ИНН 4207012377, ОГРН 1024202052380), федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Кемеровской области" (г. Кемерово, ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830), при участии третьего лица: открытого акционерного общества "Кузбассэнерго", о признании незаконными действий в утверждении акта определения кадастровой стоимости земельного участка.
В заседании приняли участие представители: от комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (заявителя) - Лаптева Е.В. по доверенности от 31.05.2011 N 4-2-05/2769, Ляпина Е.А. по доверенности от 26.05.2011 N 7-2-05/2307;
от федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата по Кемеровской области" (заинтересованного лица) - Санина Е.С. по доверенности от 12.01.2011 N 04;
от открытого акционерного общества "Кузбассэнерго" (третьего лица) - Захарова А.И. по доверенности от 09.09.2010, Намаконова Е.Г. по доверенности от 09.09.2010.
Суд установил:
комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата по Кемеровской области" (далее - кадастровая палата) о признании незаконным акта Управления Росреестра от 21.07.2009 определения кадастровой стоимости земельных участков в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277 площадью 974 607 мI, расположенного по адресу: город Кемерово, Заводский район, а также об обязании кадастровой палаты исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка в сумме 548 391 866 руб. 76 коп., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562 руб. 68 коп. за 1 мI и внести сведения о кадастровой стоимости названного земельного участка в сумме 1 854 755 089 руб. 56 коп., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 1 903 руб. 08 коп.
Заявление в суд основано на положениях статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания N 39), Закона Кемеровской области от 12.078.2006 N 108-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Кемеровской области" и мотивировано неправильным определением вида разрешённого использования спорного земельного участка.
Третьим лицом без самостоятельных требований к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" (далее - ОАО "Кузбассэнерго").
Решением от 17.12.2010 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Петракова С.Е.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 05.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Управление Росреестра и ОАО "Кузбассэнерго" просят отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Управление Росреестра считает, что первичное определение вида разрешённого использования земельного участка с отнесением к 9-му виду было ошибочным, поэтому на основании пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) заинтересованным лицом исправлена техническая ошибка.
Неправильным находит ссылку апелляционного суда на статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как судом не учтено, что вид разрешённого использования земельного участка фактически остался без изменения.
Полагает, что отнесение земельного участка к виду разрешённого использования "для размещения золошлакоотвала N 2" подтверждено распоряжением администрации города Кемерово N 3742 от 22.08.2005, договором аренды и другими документами. Указывает, что действия по внесению в кадастровый учёт достоверных сведений о группе вида разрешённого использования были направлены на устранение противоречий, имеющихся в кадастровом учёте.
ОАО "Кузбассэнерго" в кассационной жалобе приводит доводы, аналогичные доводам кассационной жалобы Управления Росреестра. Кроме того, указывает на пропуск заявителем срока исковой давности.
В представленном отзыве комитет просит оставить без изменения оспариваемый судебный акт, считая его законным и обоснованным.
Управление Росреестра о времени и месте слушания дела уведомлено, однако в судебное заседание своих представителей не направило, в связи с чем жалобы рассмотрены в его отсутствие.
Поступившее от ОАО "Кузбассэнерго" и поддержанное им в судебном заседании ходатайство о приостановлении кассационного производства по настоящему делу в связи с рассмотрением требований третьего лица по делу N А27-5320/2011 о признании недействующим постановления коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277 отклонено как не основанное на нормах права.
В судебном заседании представители ОАО "Кузбассэнерго" и кадастровой палаты поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах, в том числе Управления Росреестра, а представители комитета возражали против удовлетворения жалоб.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и отзыва на них, проверив в соответствии со статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "Кузбассэнерго" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277 (предыдущий кадастровый номер 42:24:011901:02), находящегося по вышеуказанному адресу (договор аренды земельного участка N 13-0650 от 01.07.2003).
Согласно постановлению коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов Кемеровской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277 утверждена в сумме 1 854 755 089 руб. 56 коп. по 9-му виду разрешённого использования земельного участка.
ОАО "Кузбассэнерго" обратилось в Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, правопредшественнику Управления Росреестра, с заявлением от 18.02.2009 N 70-002/1139 о приведении результатов государственной кадастровой оценки земельного участка в соответствие с законодательством, сославшись на ошибочность указания 9-го номера вида разрешённого использования земельного участка вместо 13-го номера.
Рассмотрев заявление ОАО "Кузбассэнерго", орган кадастрового учёта выявил техническую ошибку в кадастровых сведениях земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277, касающуюся вида разрешённого использования земельного участка (протокол выявления технической ошибки от 30.06.2009), на основании чего принял решение от 30.06.2009 N 2007 об исправлении кадастровой ошибки путём переоценки земельного участка по 13-му виду разрешённого использования.
Исходя из правильного значения характеристики: золошлакоотвал (земельные участки гидротехнических и иных сооружений), Управление Росреестра определило кадастровую стоимость спорного земельного участка в сумме 548 391 866 руб. 76 коп. путём умножения площади 974 607 мI на удельный показатель в размере 562 руб. 68 коп., утверждённый постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" для земельных участков по 13-му виду разрешённого использования.
Комитет как реализующий полномочия собственника данного земельного участка, полагая, что вследствие неправильного определения вида разрешённого использования земельного участка уменьшился размер арендной платы этого участка, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия Управления Росреестра, направленные на устранение имеющихся в кадастровом учёте противоречий (исправление технической ошибки), соответствуют действующему законодательству.
Апелляционный суд при отмене решения счёл, что Управление Росреестра произвело изменение установленного вида разрешённого использования земельного участка с нарушением порядка учёта изменений объекта недвижимости, установленного статьёй 22 Закона о государственном кадастре недвижимости, статьёй 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем апелляционным судом не учтено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов Кемеровской области проведена в 2007 году, её результаты утверждены постановлением коллегии Кемеровской области от 27.11.2008 N 520.
Методические указания N 39 позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов в разрезе указанных в них видов разрешённого использования.
В целях разъяснения положений Методических указаний совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной оценке земель населённых пунктов (далее - Технические рекомендации).
Методические указания (пункт 1.2) и Технические рекомендации (приложение N 2) позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов по видам разрешённого использования в соответствии с Типовым перечнем видов разрешённого использования (далее - Типовой перечень).
Из Типового перечня явствует, что к 9-му виду разрешённого использования земельных участков относятся земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, а к 13-му - земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
При этом каждый из названных видов имеет составы видов разрешённого использования.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5.3.5 и 5.4.2 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418, в 2007 году данное агентство осуществляло полномочия по государственной кадастровой оценке земель и функции по ведению государственного земельного кадастра непосредственно и через свои территориальные органы.
В настоящее время ведение государственного кадастра недвижимости на основании пункта 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, возложено на Росреестр, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Из пункта 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости вытекает, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим законом.
Подпунктами 11, 14 пункта 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости: о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; разрешённое использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу пунктов пункта 1, 2 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учёта при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, или воспроизведённая в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учёта в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учёта от любого лица заявления об этой ошибке, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении ошибки.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции установил, что в ходе формирования Перечня земельных участков в составе земель населённых пунктов в целях проведения оценки кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области органом кадастрового учёта при заполнении номера вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277 "золошлакоотвал N 2 с золошлакопроводом" был указан вид разрешённого использования - 9 "земли для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
На основании документов, представленных ОАО "Кузбассэнерго", в том числе договора аренды земельного участка от 01.07.2003 г. N 13-0650, заключенного с комитетом, Управление Росреестра обнаружило, что видом разрешённого использования спорного земельного участка фактически значится вид - "для размещения золошлакоотвала N 2", который соответствует 13-ой группе вида разрешённого использования Типового перечня как земельный участок, предназначенный для размещения гидротехнических сооружений, а именно, объектов, необходимых для эксплуатации сооружений энергетики.
Ввиду недостоверности указанного в кадастровом учёте 9-го вида разрешённого использования Управление Росреестра, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, приняло решение от 30.06.2009 N 2007 "Об исправлении технической ошибки" и решение от 21.07.2009 N 770 "О порядке верификации и нормализации кадастровых сведений".
Выявление органом кадастрового учёта технической ошибки и принятие им указанных решений послужило основанием для внесения в кадастровый учёт изменений в характеристики земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101026:277 в части, касающейся вида разрешённого использования.
Обоснованность отнесения Управлением Росреестра названного земельного участка к 13-ой группе разрешённого использования подтверждена, как установил суд первой инстанции, заключением от 19.04.2010 N 15/244-СБ начальника Управления оценки объектов недвижимости Росреестра Министерства экономического развития Российской Федерации "Об определении группы видов разрешённого использования" и актом проверки от 13.09.2010 N 1 Управления Росреестра, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101026:277 для размещения золошлакоотвала N 2 относится к 13-ой группе вида виду разрешённого использования.
Факт отнесения золошлакоотвала ОАО "Кузбассэнерго" к гидротехническим сооружениям установлен также судебными актами по делам N N А27-3730/2008-7, А27-16336/2008-7.
При таких обстоятельствах правомерен вывод суда первой инстанции о законности действий Управления Росреестра по исправлению технической ошибки.
Поскольку в кадастровом учёте 9-й вид разрешённого использования спорного земельного участка заменён на 13-й вид, то Управление Росреестра обоснованно в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категорий земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, определило кадастровую стоимость земельного участка путём умножения утверждённого постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 удельного показателя для земельных участков кадастрового квартала 42:24:0101026 на площадь земельного участка.
Довод комитета о том, что установленная в ходе проверки Управлением Росреестра ошибка не является технической, поскольку не отвечает критериям, определённым пунктом 1 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости, судом не принят во внимание с учётом того, что действия заинтересованного лица были направлены на приведение сведений кадастрового учёта в соответствие с действующим законодательством.
Придя к выводу, что действия Управления Росреестра по определению кадастровой стоимости земельного участка и утверждённый им акт не противоречат закону и не нарушают прав и законных интересов комитета в предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявленных требований на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поэтому постановление апелляционного суда подлежит отмене в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как внесенное при неправильном применении норм материального права и в связи с несоответствием выводов обстоятельствам дела, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Расходы ОАО "Кузбассэнерго" на оплату государственной пошлины по кассационной жалобе в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" возлагаются на комитет.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 05.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-10986/2010 отменить.
Решение от 17.12.2010 Арбитражного суда Кемеровской области по этому же делу оставить в силе.
Взыскать с комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в пользу ОАО "Кузбассэнерго" расходы на уплату государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1 000 руб.
Арбитражному суду Кемеровской области выдать взыскателю исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
Н.В. Мелихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод комитета о том, что установленная в ходе проверки Управлением Росреестра ошибка не является технической, поскольку не отвечает критериям, определённым пунктом 1 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости, судом не принят во внимание с учётом того, что действия заинтересованного лица были направлены на приведение сведений кадастрового учёта в соответствие с действующим законодательством.
Придя к выводу, что действия Управления Росреестра по определению кадастровой стоимости земельного участка и утверждённый им акт не противоречат закону и не нарушают прав и законных интересов комитета в предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявленных требований на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
...
Расходы ОАО "Кузбассэнерго" на оплату государственной пошлины по кассационной жалобе в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" возлагаются на комитет."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 июня 2011 г. N Ф04-2813/11 по делу N А27-10986/2010
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2012 Определение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-10986/10
22.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13019/11
21.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13019/11
23.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13019/11
03.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2813/11
05.04.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1394/11