Резолютивная часть постановления объявлена 7 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мартыновой С.А.
судей Кокшарова А.А., Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.09.2010 (судья Шабанова Г.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 (судьи Кливер Е.П., Киричёк Ю.Н., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-5651/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (ИНН 8604035473, ОГРН 1058602819538) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ИНН 8619011309, ОГРН 1048601655080) о признании частично недействительным решения.
Другое лицо, участвующее в деле: Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В заседании приняли участие представители:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Коржева С.В. по доверенности от 03.09.2010, Першина З.Н. по доверенности от 23.11.2010;
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Франк Н.Н. по доверенности от 01.01.2011 N 25/11.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании частично недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 31.03.2010 N 12/05 в части доначисления налога на прибыль в сумме 752 019 595 руб., соответствующей суммы пени и штрафа в размере 15 040 392 руб.; доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 36 145 075 руб., соответствующей суммы пени и штрафа в размере 722 182 руб.
Определением суда первой инстанции от 03.08.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.09.2010 заявленное Обществом требование удовлетворено.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой.
Ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, Инспекция просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению налогового органа, судебными инстанциями допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Общество просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено и следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка в отношении Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам и сборам, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, по результатам которой составлен акт от 22.01.2010 N 12/02 и вынесено решение от 31.03.2010 N 12/05, оставленное без изменения решением вышестоящего налогового органа от 27.05.2010 N 15/278, о привлечении Общества к налоговой ответственности в виде штрафа за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ).
Указанным решением также доначислено и предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 752 019 595 руб., НДПИ в сумме 36 145 075 руб., соответствующие суммы пеней и штрафов.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
По эпизоду, связанному с доначислением налога на прибыль.
Основанием для доначисления налога на прибыль послужил вывод налогового органа о том, что Общество неправомерно отнесло затраты на добычу песка в целях налогообложения прибыли к косвенным расходам, поскольку такие затраты подлежали включению в состав прямых расходов; данные расходы в соответствии с положениями статей 247, 274, 252, 264 и 318 Налогового кодекса Российской Федерации и учетной политикой налогоплательщика, являются материальными и прямыми расходами, непосредственно связанными с производственной деятельностью.
Удовлетворяя заявленные требования по данному эпизоду, арбитражные суды, руководствуясь положениями статей 247, 252, 253, 254, 272, 318 НК РФ, исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, признали правомерным включение налогоплательщиком спорных расходов в состав косвенных затрат, поскольку добыча песка не является основным видом деятельности Общества и данный вид затрат не определен в его учетной политике в качестве прямых расходов.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами арбитражных судов, при этом исходит из названных выше норм права и обстоятельств, установленных судами.
В соответствии со статьей 253 Налогового кодекса Российской Федерации расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на: материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисления амортизации; прочие расходы.
Статьей 318 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок определения суммы расходов на производство и реализацию; для налогоплательщиков, определяющих доходы и расходы по методу начисления, расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.
Исходя из положений названной нормы, к прямым расходам относятся, в том числе материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или) полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика).
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
В соответствии с пунктом 2 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, для налогоплательщиков, определяющих доходы и расходы по методу начисления, самостоятельно утвердивших в учетной политике перечень прямых расходов, действует правило, в соответствии с которым такой налогоплательщик относит в состав прямых расходов затраты на сырье и материалы, непосредственно участвующие в производстве продукции, являющиеся ее материальной основой либо являющиеся необходимым компонентом.
При этом расходы на сырье и материалы, которые непосредственно не участвуют в производстве продукции, самостоятельно не определены налогоплательщиком в составе прямых расходов, подлежат учету в составе косвенных расходов и относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (в том числе Устав Общества), арбитражные суды пришли к выводу, что добыча песка не является основным видом деятельности Общества и расходы на его добычу согласно положениям учетной политики Общества не отнесены им в состав прямых расходов.
Поскольку спорные расходы документально подтверждены, не связаны непосредственно с основным производственным процессом, согласно учетной политике не отнесены налогоплательщиком к прямым расходам, то они, как правильно отметили суды, правомерно учтены Обществом в составе косвенных расходов в соответствующем текущем (налоговом) периоде для целей налогового учета.
Кроме того, судом апелляционной инстанции обоснованно указано на неверное определение налоговым органом суммы доначисленного налога на прибыль, поскольку, как установлено судом и подтверждается материалами дела, недоимка определена Инспекцией исходя из исключения из косвенных расходов всех затрат на добычу песка в полном объеме, без учета в составе прямых затрат части затрат на добычу песка, приходящуюся на стоимость реализованного песка третьим лицам.
В силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для переоценки данных выводов судов суд кассационной инстанции не имеет.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов первой и апелляционной инстанций о том, что Инспекция не доказала установление в учетной политике Общества затрат на добычу песка в качестве материальных и прямых расходов, а также использование налогоплательщиком песка в качестве сырья и (или) материалов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
По эпизоду, связанному с доначислением НДПИ.
Основанием для доначисления НДПИ послужили выводы о необоснованном применении Обществом при исчислении налога ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктом 1 пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, в части нормативных потерь при добыче песка.
Арбитражные суды, признавая недействительным решение налогового органа в части доначисления НДПИ, исходили из того, что на 2008 год нормативы потерь не были утверждены, порядок их рассмотрения и определения не регламентирован; налогоплательщик, реализуя право на льготное налогообложение в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, воспользовался рабочими проектами на разрабатываемые карьеры, проектами горных отводов, Планом развития горных работ на 2008 год; названная техническая документация была согласованна Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
При этом судами отмечено, что в нарушение требований статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган, оспаривая выводы судов о недопустимости использования указанных проектов при определении источника определения нормативов потерь песка при добыче, так как последние не были утверждены органами, определенными в Правилах утверждения нормативов потерь полезных ископаемых, не представил доказательств, свидетельствующих о том, что использованные налогоплательщиком нормативы потерь, согласованные для него Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре, не соответствуют действующему законодательству.
В связи с чем кассационная инстанция считает правильными выводы судов о том, что Общество обоснованно в целях определения нормативов потерь песка при его добыче использовало техническую документацию, утвержденную территориальным подразделением Ростехнадзора.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.09.2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 по делу N А75-5651/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.А. Мартынова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
В соответствии с пунктом 2 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
...
Основанием для доначисления НДПИ послужили выводы о необоснованном применении Обществом при исчислении налога ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктом 1 пунктом 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, в части нормативных потерь при добыче песка.
Арбитражные суды, признавая недействительным решение налогового органа в части доначисления НДПИ, исходили из того, что на 2008 год нормативы потерь не были утверждены, порядок их рассмотрения и определения не регламентирован; налогоплательщик, реализуя право на льготное налогообложение в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, воспользовался рабочими проектами на разрабатываемые карьеры, проектами горных отводов, Планом развития горных работ на 2008 год; названная техническая документация была согласованна Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июня 2011 г. N Ф04-2220/11 по делу N А75-5651/2010
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13107/11
29.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13107/11
10.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2220/11
01.02.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9691/2010