Резолютивная часть постановления объявлена 8 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Беловой Л.В., Новоселова В.И.
при ведении протокола помощником судьи Квитко Д.С.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на решение от 17.12.2010 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) и постановление от 09.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Колупаева Л.А.) по делу N А45-19054/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Сибирьтелеком", реорганизованного путем присоединения к открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (191002, город Санкт-Петербург, улица Достоевского, 15, ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630000, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) о признании незаконными решения и предписания.
Другое лицо, участвующее в деле, - закрытое акционерное общество "Авантел".
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (правопреемника открытого акционерного общества "Сибирьтелеком" согласно определению от 30.05.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, далее - ОАО "Ростелеком") - Невдачина О.Н. по доверенности от 31.03.2011, Калачев М.Ю. по доверенности от 31.03.2011;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - Княжева Е.Н. по доверенности от 17.01.2011.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Сибирьтелеком" (далее - Общество, ОАО "Сибирьтелеком") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения от 13.09.2010 N 02-01-34-10-10 и предписания от 13.09.2010 N 02-01-34-10-10 Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Авантел" (далее - ЗАО "Авантел).
Решением от 17.12.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, заявленные требования удовлетворены. Решение и предписание Новосибирского УФАС России признаны незаконными.
Постановлением от 09.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Антимонопольный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда от 17.12.2010 и постановление апелляционного суда от 09.03.2011 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, принятые судебные акты являются незаконными и необоснованными в связи с неправильным применением норм материального права - пункта 5 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции); выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы считает, что Общество, занимая доминирующее положение, совершило действия, ограничивающие конкуренцию и ущемляющие интересы ЗАО "Авантел" на рынке оказания услуг телефонной связи.
ОАО "Ростелеком" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, в отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции и апелляционным судом, ОАО "Сибирьтелеком" выдало ЗАО "Авантел" сроком на один год технические условия (ТУ) от 24.09.2008 N 1604-17/8122 и от 16.12.2008 N 1604-17/11731 на прокладку кабелей связи в линейно-кабельных сооружениях связи (ЛКС), принадлежащих Обществу и расположенных по адресам: Красный проспект, 52, и улица Коммунистическая, 2, соответственно.
ЗАО "Авантел", не уложившись в установленные сроки, обратилось к Обществу с просьбой продлить ТУ от 24.09.2008 N 16-04-17/8122 (Красный проспект, 52) и выдать новые ТУ в соответствии с ТУ от 16.12.2008 N 1604-17/11731 (улица Коммунистическая, 2).
ОАО "Сибирьтелеком" выдало ЗАО "Авантел" изменения от 25.01.2010 N 15-05-17/565 к ТУ от 24.09.2008 N 16-04-17/8122.
Письмом от 26.02.2010 N 15-05-11/1868 Общество указало, что к зданию по улице Коммунистической, 2 нет сооружений телефонной канализации ОАО "Сибирьтелеком", в связи с чем Общество не имеет возможности подготовить и выдать ТУ на прокладку кабеля к названному зданию.
Полагая, что указанные действия (бездействие) Общества ущемляют интересы ЗАО "Авантел" и направлены на ограничение создаваемой им конкуренции, последнее обратилось в Новосибирское УФАС России с заявлением о проверке названных действий (бездействия) на наличие злоупотребления ОАО "Сибирьтелеком" своим доминирующим положением.
Новосибирское УФАС России по результатам рассмотрения заявления ЗАО "Авантел" вынесло решение от 13.09.2010 N 02-01-34-10-10, которым признало Общество нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в необоснованных ссылках на отсутствие технической возможности прокладки кабелей связи ЗАО "Авантел" в существующей канализации, принадлежащей ОАО "Сибирьтелеком", в соответствии с ранее выданными ТУ.
На основании указанного решения антимонопольным органом выдано предписание от 13.09.2010 N 02-01-34-10-10 о прекращении ОАО "Сибирьтелеком" нарушения антимонопольного законодательства путем: продления ТУ от 24.09.2008 N 16-04-17/8122 (по участку Красный проспект, 52) на один год с момента продления, без внесения необоснованных изменений; выдачи новых ТУ на прокладку ВОЛС на участке от существующей муфты в телефонном колодце N 223-420 - ТК N 223-277 - здание на улице Коммунистическая, 2 в соответствии с ранее выданными ТУ от 16.12.2008 N 16-04-17/11731.
Не согласившись с указанными решением и предписанием Новосибирского УФАС России, ОАО "Сибирьтелеком", обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды исходили из несоответствия решения и предписания антимонопольного органа требованиям Закона о защите конкуренции и нарушения ими прав Общества.
Выводы суда первой инстанции и апелляционного суда являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Принимая во внимание положения части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным доминирующее положение Общества на рынке услуг предоставления в пользование существующих ЛКС для размещения кабелей связи, используемых при оказании услуг электросвязи способом "по земле в существующих ЛКС" на территории города Новосибирска.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили, что в третьем квартале 2009 года ЗАО "Авантел" без согласия с ОАО "Сибирьтелеком" и без продления ТУ были проложены кабели в ЛКС, данные кабели используются ЗАО "Авантел" для оказания услуг третьим лицам.
Поскольку ЗАО "Авантел" имеет доступ на рынок услуг связи и при отсутствии ТУ, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности Новосибирским УФАС России наличия в действиях Общества признаков ограничения конкуренции, приведенных в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконными оспариваемые решение и предписание как нарушающее права и законные интересы Общества.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами первой и апелляционной инстанций. Переоценка установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 17.12.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 09.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-19054/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полагая, что указанные действия (бездействие) Общества ущемляют интересы ЗАО "Авантел" и направлены на ограничение создаваемой им конкуренции, последнее обратилось в Новосибирское УФАС России с заявлением о проверке названных действий (бездействия) на наличие злоупотребления ОАО "Сибирьтелеком" своим доминирующим положением.
Новосибирское УФАС России по результатам рассмотрения заявления ЗАО "Авантел" вынесло решение от 13.09.2010 N 02-01-34-10-10, которым признало Общество нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в необоснованных ссылках на отсутствие технической возможности прокладки кабелей связи ЗАО "Авантел" в существующей канализации, принадлежащей ОАО "Сибирьтелеком", в соответствии с ранее выданными ТУ.
...
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды исходили из несоответствия решения и предписания антимонопольного органа требованиям Закона о защите конкуренции и нарушения ими прав Общества.
...
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Принимая во внимание положения части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, суды первой и апелляционной инстанций признали доказанным доминирующее положение Общества на рынке услуг предоставления в пользование существующих ЛКС для размещения кабелей связи, используемых при оказании услуг электросвязи способом "по земле в существующих ЛКС" на территории города Новосибирска.
...
Поскольку ЗАО "Авантел" имеет доступ на рынок услуг связи и при отсутствии ТУ, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности Новосибирским УФАС России наличия в действиях Общества признаков ограничения конкуренции, приведенных в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 июня 2011 г. N Ф04-2933/11 по делу N А45-19054/2010