Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 15 июня 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.
судей Рябининой Т.А.
Фроловой С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой А.Г.
рассмотрел в судебном заседании путём использования систем видеоконференц-связи кассационные жалобы заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области и Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации на постановление от 21.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Музыкантова М.Х., Хайкина С.Н.) по делу N А27-12211/2010 Арбитражного суда Кемеровской области по заявлению Администрации города Кемерово (ИНН 4207023869, ОГРН 1034205011610) об обжаловании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059) по изменению вида разрешённого использования земельного участка.
Другие заинтересованные лица: федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830), Кузбасское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (ИНН 4200000333, ОГРН 1024200678260).
В заседании приняли участие представители:
от Администрации города Кемерово - Ляпина Е.А. по доверенности от 12.01.2011 N 01-32/36;
от федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области - Санина Е.С. по доверенности от 21.01.2011;
от Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации - Намаконова Е.Г. по доверенности от 09.09.2010 и Борщенко П.А. по доверенности от 22.09.2010.
Суд установил:
Администрация города Кемерово (далее по тексту - Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее по тексту - Управление Росреестра), решения Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области от 18.01.2010 N 4200/000/10-1901 об изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144, акта от 16.02.2010 определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144, а также в порядке восстановления нарушенных прав о возложении обязанности на Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости (далее по тексту - ГКН) сведения о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144 - "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры", сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 9 985 763,8 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562,68 руб. за один кв. метр и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144 - "под объекты энергетики (ремонтно-производственная база)", сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 100 729 182,82 руб., удельном показателе кадастровой стоимости в размере 5 675,91 руб. за один кв. метр.
Заявление мотивировано нарушением порядка изменения вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144, принадлежащего на праве собственности Кузбасскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации (далее по тексту - ОАО "Кузбассэнерго", Общество), и нарушением прав Администрации в сфере регулирования градостроительной деятельности и на получение земельного налога в прежнем размере.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее по тексту - ФГУ "Земельная кадастровая палата") и ОАО "Кузбассэнерго".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.12.2010 в удовлетворении заявления отказано.
Руководствуясь частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статями 3, 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Земельный кодекс), статьями 7, 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Градостроительный кодекс), статьями 16, 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), арбитражный суд исходил из того, что по результатам рассмотрения документов, представленных ОАО "Кузбассэнерго" - собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101037:144 (далее по тексту - земельного участка), в рамках представленных законом полномочий ФГУ "Земельная кадастровая палата" совершило действия по внесению в ГКН сведений о земельном участке в части разрешённого использования земельного участка, изменив вид "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности" на вид "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры", а также кадастровой стоимости с учётом удельного показателя кадастровой стоимости соответствующего вида.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 решение арбитражного суда отменено, заявление администрации города Кемерово удовлетворено.
Отменяя решение арбитражного суда, апелляционный суд указал, что кадастровый учёт земельного участка с иным видом разрешённого использования осуществлён без соблюдения норм градостроительного регламента, поскольку утверждённая территориальная зона города Кемерово, в которой находится земельный участок, не предусматривает в качестве основного вида разрешённого использования "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры", то есть с нарушением требований норм статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ и статей 36, 37 Градостроительного кодекса.
Удовлетворяя заявление, апелляционный суд сделал выводы об отсутствии оснований для изменения вида разрешённого использования, так как земельный участок предназначен для эксплуатации зданий, не относящихся к линейным объектам.
Не согласившись с выводами, Управление Росреестра, ФГУ "Земельная кадастровая палата" и ОАО "Кузбассэнерго" подали кассационные жалобы, в которых просят постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Управление Росреестра и ФГУ "Земельная кадастровая палата" указали, что орган кадастрового учёта внёс сведения в ГКН в части кадастровой стоимости земельного участка, исчисленной с учётом удельного показателя вида разрешённого использования, изменённого собственником земельного участка на основании пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса и статьи 7 Земельного кодекса. Представленные Обществом документы об изменении вида разрешённого использования земельного участка соответствовали требованиям норм статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Каких-либо нарушений орган кадастра не допустил.
По мнению ОАО "Кузбассэнерго", апелляционный суд неправильно применил указанные нормы материального права, поскольку фактически Общество изменило вид разрешённого использования земельного участка в целях приведения в соответствие с видами разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. Изменённый вид разрешённого использования земельного участка - "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры" соответствует назначению зданий и объектов, расположенных на данном земельном участке. При этом вид деятельности Общества не изменялся, реконструкция зданий не производилась.
В отзыве Администрация возражает против доводов кассационных жалоб, просит постановление апелляционного суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц поддержали доводы кассационных жалоб, просили их удовлетворить. Представитель заявителя возражал против их доводов и просил отказать в удовлетворении кассационных жалоб.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции находит кассационные жалобы подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установил суд первой инстанции, на основании договора купли-продажи от 22.11.2002 N 25 ОАО "Кузбассэнерго" являлся собственником земельного участка общей площадью 18 369,33 кв. метра с кадастровым номером 42:24:012401:06 предназначенного для использования под сооружения тепловой энергетики.
Сведения о виде разрешённого использования земельного участка - "земли под сооружения тепловой энергетики" внесены в кадастровый учёт (выписка из ГКН N 1-1264).
В результате межевания земельного участка с кадастровым номером 42:24:012401:06 образован земельный участок общей площадью 17 746,79 кв. метров с кадастровым номером 42024:0101037:144 с видом разрешённого использования "под объекты энергетики (ремонтно-строительная база)", который поставлен на кадастровый учёт 24.11.2005 (выписка из ГКН от 22.01.2009 N 4200/001-5122).
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов Кемеровской области" земельный участок отнесён к девятому виду разрешённого использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности", в отношении него утверждён удельный показатель кадастровой стоимости в размере 5 675,91 руб. за один кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в размере 100 729 182,82 руб.
Данные сведения внесены в ГКН.
ОАО "Кузбассэнерго" обратилось с заявлением о регистрации изменений вида разрешённого использования земельного участка и представило в числе других документов свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от 24.12.2002 серии 42 АА N 522007, копию фрагмента Правил землепользования и застройки в городе Кемерово, утверждённых постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 75 (далее по тексту - Правила землепользования и застройки), а также информацию Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Кемерово о том, что земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Кемерово расположен в территориальной зоне К1 - коммунальной зоне.
В соответствии со статьёй 41 Правил землепользования и застройки, соответствующий фрагмент которых представлен Обществом вместе с заявлением, к вспомогательным видам разрешённого использования территориальной зоны К1 - коммунальной зоны, в которой находится принадлежащий Обществу земельный участок, относятся, в частности, линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры.
По результатам рассмотрения заявления ОАО "Кузбассэнерго" и приложенных к нему документов, решением ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 18.01.2010 N 4200/000/10-1901 внесены сведения об изменении вида разрешённого использования земельного участка на "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры", что соответствует 13 виду разрешённого использования, предусмотренному Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152.
На основании данного решения, Актом от 16.02.2010 орган кадастрового учёта утвердил кадастровую стоимость земельного участка в размере 9 985 763,8 руб., исчисленную в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категорий земель, вида разрешённого использования или уточнения площади земельного участка, утверждёнными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, путём умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 562,68 руб. за один кв. метр, (утверждён Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней земельных участков в составе земель населённых пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)), на площадь земельного участка.
Организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 13 Гражданского кодекса, часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учёт и ведение ГКН осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения ГКН.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ указанные полномочия органа кадастрового учёта на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделённые в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учёта. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Ведение ГКН на основании пункта 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, возложено на Росреестр, который осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения).
Приказом Управление Роснедвижимости от 10.06.2008 N 113 должностным лицам ФГУ "Земельная кадастровая палата" делегированы полномочия по принятию, в числе прочих, решений о постановке на учёт объекта недвижимости, об учёте изменений характеристик объекта недвижимости.
В период совершения обжалуемых действий ФГУ "Земельная кадастровая палата" осуществляло проверку документов, представляемых для проведения государственного учёта, на наличие необходимых для учёта сведений и их соответствие сведениям, содержащимся в кадастре, а также на отсутствие в них иных оснований для отказа или приостановления государственного кадастрового учёта (пункт 2.2 Устава); проверку документов на полноту и непротиворечивость содержащихся в них сведений (пункт 2.2.3 Устава); государственный кадастровый учёт земельных участков (включая постановку на учёт вновь образованных земельных участков, учёт текущих изменений характеристик существующих земельных участков) (пункт 2.2.6 Устава).
Таким образом, выводы арбитражного суда о наличии полномочий у заинтересованных лиц для ведения ГКН законны и обоснованы.
Порядок кадастрового учёта определён следующим.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учёт объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учёта объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учёт в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 указанного закона сведений, осуществляются, если иное не установлено законом, на основании представляемых в орган кадастрового учёта заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с данным законом для осуществления такого учёта документов.
В силу подпунктов 11, 14 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в ГКН вносятся, в том числе, дополнительные сведения о земельном участке: о кадастровой стоимости (дата утверждения результатов определения такой стоимости); о разрешённом использовании.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ определено, что при кадастровом учёте земельного участка в связи с изменением вида разрешённого использования земельного участка в орган кадастрового учёта должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешённое использование земельного участка.
Поскольку ОАО "Кузбассэнерго" представило все предусмотренные приведёнными нормами документы, заинтересованные лица обязаны осуществить кадастровый учёт изменений в сведениях ГКН о земельном участке.
Выводы апелляционного суда о нарушении заинтересованными лицами градостроительного регламента не являются основанием для признания действий незаконными.
Согласно пункту 2.2 названных Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке населённых пунктов, утверждённых приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, определение вида разрешённого использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем, в котором перечислены виды разрешённого использования земельных участков.
К 9 виду Типового перечня относятся земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, а к 13 виду - земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи.
Принимая во внимание отсутствие изменений с 2005 года вида деятельности ОАО "Кузбассэнерго", назначения зданий и строений, находящихся на земельном участке, назначения земельного участка, орган кадастрового учёта правомерно отнёс земельный участок к виду разрешённого использования - "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры" к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов, необходимых для эксплуатации сооружений энергетики, что согласно Техническим рекомендациям соответствует 13 виду разрешённого использования, и исчислил кадастровую стоимость с учётом значения удельного показателя соответствующего вида разрешённого использования.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав и охраняемых законом интересов администрации города Кемерово соответствует имеющимся в деле доказательствам и приведённым нормам права.
Арбитражный суд правомерно в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявления.
Отказ в удовлетворении заявления также соответствует правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" о том, что для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица.
Таким образом, постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение арбитражного суда оставлению в силе.
Судебные расходы ОАО "Кузбассэнерго" по оплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы подлежат взысканию с Администрации города Кемерово на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2011 по делу N А27-12211/2010 отменить.
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.12.2010 по данному делу оставить в силе.
Взыскать с Администрации города Кемерово (ИНН 4207023869, ОГРН 1034205011610) в пользу Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации (ИНН 4200000333, ОГРН 1024200678260) судебные расходы в размере 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
Т.А. Рябинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом 9 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ определено, что при кадастровом учёте земельного участка в связи с изменением вида разрешённого использования земельного участка в орган кадастрового учёта должна быть представлена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешённое использование земельного участка.
...
Согласно пункту 2.2 названных Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке населённых пунктов, утверждённых приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152, определение вида разрешённого использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем, в котором перечислены виды разрешённого использования земельных участков.
...
Арбитражный суд правомерно в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказал в удовлетворении заявления.
Отказ в удовлетворении заявления также соответствует правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" о том, что для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа недействительным необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) акта закону или иному правовому акту и нарушение актом прав и законных интересов юридического или физического лица."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 июня 2011 г. N Ф04-2891/11 по делу N А27-12211/2010
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-12211/10
05.12.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-12211/10
08.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13965/11
22.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13965/2011
22.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13965/2011
13.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13965/2011
11.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13965/2011
14.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13965/2011
15.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2891/11
21.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-868/11