г. Тюмень |
Дело N А27-12214/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Тамашакина С.Н.
Фроловой С.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области кассационные жалобы Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Кузбассэнерго" N Ф04-2850/2011 (9342-А27-21), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области N Ф04-2850/2011 (10768-А27-21) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.12.2010 (судья Петракова С.Е.) по делу N А27-12214/2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 (судья Музыкантова М.Х., Жданова Л.И., Хайкина С.Н.) N 07АП-967/11 по этому делу по заявлению администрации города Кемерово (ИНН 4207023869, ОГРН 1034205011610) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области о признании незаконным решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка и акта об определении кадастровой стоимости земельного участка, об обязании устранить допущенные нарушения.
Заинтересованным лицом в деле участвует Кузбасское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Кузбассэнерго".
В заседании приняли участие представители:
администрации города Кемерово - Лаптева Е.В. по доверенности от 12.01.2011 N 01-32/35;
Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области - Санина Е.С. по доверенности от 12.01.2011 N 04;
Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Кузбассэнерго" - Намаконова Е.Г. по доверенности от 09.09.2010.
Протокол судебного заседания вел помощник судьи Долгих М.Г.
Суд установил:
администрация города Кемерово (далее - Администрация) 19.08.2010 обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным решения этого органа от 11.01.2010 N 4200/000/10-87 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 42:24:0101026:0122 и признании незаконным акта от 16.02.2010 определения кадастровой стоимости земельного участка.
Требование органа местного самоуправления, осуществляющего мониторинг соблюдения правил землепользования и являющегося получателем части бюджетных средств за счет земельного налога, мотивировано нарушением органом кадастрового учета процедуры изменения в государственном кадастре недвижимости вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего на праве собственности ОАО "Кузбассэнерго", с 9 (земли производственной застройки) на 13 (линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры).
К участию в деле было привлечено Кузбасское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее - ОАО "Кузбассэнерго"), а также впоследствии Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата").
До принятия судебного акта заявитель на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил требования о признании незаконным решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 11.01.2010 N 4200/000/10-87 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 42:24:0101026:0122; признании незаконным акта от 16.02.2010 определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым N 42:24:0101026:0122.
Кроме того, заявитель просил обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 42:24:0101026:0122 "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры", сведения о кадастровой стоимости земельного участка в сумме 609 945 рублей 12 копеек, удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562 рублей 68 копеек за 1 кв. метр и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 42:24:0101026:0122 "земли производственной застройки", сведения о кадастровой стоимости земельного участка в сумме 2 795 928 рублей 68 копеек, удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 579 рублей 27 копеек за 1 кв. метр.
Решением от 20.12.2010 Арбитражный суд Кемеровской области признал незаконными решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 11.01.2010 N 4200/000/10-87 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 42:24:0101026:0122, а также акт Управления Росреестра от 16.02.2010 в части определения кадастровой стоимости этого земельного участка.
На ФГУ "Земельная кадастровая палата" возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ОАО "Кузбассэнерго" от 11.12.2009 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым N 42:24:0101026:0122.
В остальной части требования Администрации отклонены.
Суд первой инстанции посчитал, что орган кадастрового учета при недостаточном информационном взаимодействии с органом местного самоуправления не устранил противоречия между имевшимися в кадастровом учете сведениями и предоставленными правообладателем на регистрацию изменений вида разрешенного использования некомплектными, несопоставимыми документами, что повлекло нарушение прав органа местного самоуправления в сфере осуществления земельного контроля.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 по апелляционной жалобе ОАО "Кузбассэнерго" решение суда первой инстанции отменено в части обязания ФГУ "Земельная государственная палата" по Кемеровской области повторно рассмотреть заявление ОАО "Кузбассэнерго" от 11.12.2009 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым N 42:24:0301026:0122.
В этой части принят новый судебный акт о возложении на ФГУ "Земельная кадастровая палата" обязанности по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 42:24:0101026:0122 "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры", сведений о кадастровой стоимости земельного участка в сумме 609 945 рублей 12 копеек, удельном показателе кадастровой стоимости в размере 562 рублей 68 копеек за 1 кв. метр.
Также суд обязал ФГУ "Земельная кадастровая палата" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 42:24:0101026:0122 "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности" (здание антикоррозийного склада), сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка в сумме 2 795 928 рублей 68 копеек, удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2 579 рублей 27 копеек за 1 кв. метр.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Производство по апелляционной жалобе Управления Росреестра прекращено в связи с отказом этого органа.
Суд апелляционной инстанции сделал вывод о нарушении органом кадастрового учета публичных прав муниципального образования на развитие территории в соответствии с зонированием, а также указал на невозможность использования земельного участка по вспомогательному виду без выбора основного вида использования.
В кассационной жалобе ОАО "Кузбассэнерго" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, отказать в удовлетворении требований Администрации.
Заявитель указывает на отсутствие в Правилах землепользования города Кемерово для зоны П 1, в которой находится земельный участок, вида разрешенного использования - "земли производственной застройки", что также не соответствует фактическому использованию этого земельного участка.
Ссылаясь на пункт 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 20 Правил землепользования и застройки города Кемерово, правообладатель считает, что может выбрать вспомогательный вид разрешенного использования земельного участка.
Представитель ОАО "Кузбассэнерго" в судебном заседании настаивает на отмене судебных актов.
С кассационной жалобой также обратилось Управление Росреестра, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Администрации.
Орган кадастрового учета считает, что судебные акты приняты без учета пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые позволяют собственнику земельного участка при наличии утвержденных правил землепользования и застройки в городе самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования выбрать вид разрешенного использования, и использовать земельный участок в соответствии с любым видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
По утверждению Управления Росреестра, правообладателем были предоставлены все необходимые документы, которые позволили осуществить кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка.
ФГУ "Земельная кадастровая палата" в отзыве поддержало кассационные жалобы Управления Росреестра и ОАО "Кузбассэнерго". Орган, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, считает, что правомерно применил статьи 1, 4, 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости на основании поступившего заявления и приложенных к заявлению документов.
Администрация в отзывах отклонила кассационные жалобы Управления Росреестра и ОАО "Кузбассэнерго". Заявитель по делу не согласен с доводами о применении статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации о самостоятельном выборе правообладателем вида разрешенного использования земельного участка.
В судебном заседании представитель Администрации возразил против удовлетворения кассационных жалоб указанных лиц. Орган местного самоуправления указывает, что органами кадастрового учета изменен вид разрешенного использования земельного участка без документального подтверждения его принадлежности к определенной территориальной зоне.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене.
Как усматривается из материалов дела, в собственности ОАО "Кузбассэнерго" находится земельный участок площадью 1 084 кв. метров с кадастровым N 42:24:0101026:0122, расположенный в Заводском районе города Кемерово, поселок Предзаводской ГСП-4 (свидетельство о государственной регистрации от 16.10.2007 серия 42 АВ N 652009), который в порядке размежевания был образован из приобретенного по договору купли-продажи от 04.12.2002 N 85 земельного участка и использовался под сооружения тепловой энергетики филиала "Ново-Каменская ТЭЦ".
На земельном участке расположено здание антикоррозийного склада площадью 363,5 кв. метров (свидетельство о регистрации от 03.09.2003 серия 42 АА 663242).
Выписка из государственного кадастра недвижимости от 22.01.2009 N 4200/001/09-6156 содержит сведения о принятии земельного участка к учету 25.12.2006 с указанием вида разрешенного использования в качестве "земли производственной застройки".
Оценка земельного участка была произведена согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, разработанных в соответствии с Правилами проведения государственной оценки земель при проведении массовой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, по виду использования "под объекты энергетики" по группе 9 вида разрешенного использования земель населенных пунктов (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка в сумме 2 795 928 рублей 68 копеек с удельным показателем 2 579 рублей 27 копеек за 1 кв. метр внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области".
Вместе с тем, при рассмотрении обращения ОАО "Кузбассэнерго" от 11.12.2009 N 4200/101/09-134667 с приложенными документами было принято решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 11.01.2010 N 4200/000/10-87 об учете изменений объекта недвижимости - внесении сведений об изменении разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 42:24:0101026:0122 с отнесением к 13 виду (линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры).
На основании данного решения от 11.01.2010 Управление Росреестра актом от 16.02.2010 утвердило кадастровую стоимость данного земельного участка в сумме 609 945 рублей 12 копеек.
Указанная кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категорий земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости в размере 562 рублей 68 копеек за 1 кв. метр, который утвержден постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)".
Акты органов кадастрового учета об изменении вида разрешенного использования земельного участка были оспорены Администрацией, выступающей в качестве компетентного органа в сфере соблюдения правил землепользования на территории муниципального образования и являющейся получателем части бюджетных средств за счет земельного налога, в порядке, предусмотренном нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает подразделение земель на категории и их использование в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется с учетом их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Перечисление видов разрешенного использования земельных участков содержится в статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Часть 3 статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" закрепляет право собственника земельного участка на обращение с заявлением об учете изменений такого объекта недвижимости.
В силу части 5 статьи 4, части 1, 2 статьи 16, части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет, в том числе в связи с изменением таких характеристик объекта недвижимости как кадастровая стоимость и разрешенное использование (подпункты 11, 14 части 2 статьи 7), осуществляется на основании предоставляемых в орган кадастрового учета заявления и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом документов.
Карта градостроительного зонирования территории города Кемерово (приложение N 2 к постановлению Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 75 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Кемерово"), предоставленная ОАО "Кузбассэнерго" при обращении в орган кадастрового учета, подтверждает нахождение земельного участка с кадастровым N 42:24:0101026:0122 в зоне П 1 - производственная зона предприятий 1 - 2 класса вредности.
Статья 40 указанных Правил землепользования и застройки "Градостроительные регламенты производственных зон" определяет виды разрешенного использования в зоне П 1 - производственная зона предприятий 1 - 2 класса вредности с содержанием в составе этой зоны вспомогательного вида разрешенного использования "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры".
Исходя из особенностей функционального использования объектов энергетики для инженерной инфраструктуры антикоррозийной обработки труб, ФГУ "Земельная кадастровая палата" правомерно приняло решение от 11.01.2010 N 4200/000/10-87 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 42:24:0101026:0122, соответствующего 13 виду разрешенного использования согласно Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра недвижимости от 29.06.2007 N П/0152.
Полномочия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по принятию, в том числе решений о постановке на учет объекта недвижимости, об учете изменений характеристик объекта недвижимости подтверждены пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, и приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области от 10.06.2008 N 113.
Вывод суда первой инстанции об обязанности органа кадастрового учета по устранению противоречий между ранее имевшимися в кадастре недвижимости сведениями, а также документами, предоставленными правообладателем на регистрацию изменений вида разрешенного использования противоречит правилу о выборе правообладателем вида разрешенного использования земельного участка согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Данная норма с учетом названных Правил землепользования и застройки в городе Кемерово также не препятствует выбору правообладателем вида разрешенного использования земельного участка.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно сослался на статью 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" о недостаточном информационном взаимодействии между органом местного самоуправления и органом кадастрового учета в части предоставления достоверных сведений о зонировании, что может являться причиной возникновения противоречий с фактическими сведениями об использовании земельного участка.
Суд апелляционной инстанции необоснованно поддержал выводы суда первой инстанции в части признания незаконными согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 11.01.2010 N 4200/000/10-87 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N 42:24:0101026:0122, а также акта Управления Росреестра от 16.02.2010 об определении кадастровой стоимости этого земельного участка.
Кроме того, у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для возложения на ФГУ "Земельная кадастровая палата" обязанности по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о виде разрешенного использования земельного участка "линейные объекты и объекты инженерной инфраструктуры", его кадастровой стоимости и удельным показателем, а также внесении в кадастр сведений о виде разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности" с соответствующей кадастровой стоимостью и удельным показателем.
В результате приведения органом кадастрового учета сведений о виде разрешенного использования в соответствие с фактическим использованием, права муниципального образования по развитию территории в соответствии с зонированием не могут быть нарушены.
Таким образом, основанием для отмены обжалуемых решения и постановления является несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным обстоятельствам дела, что повлекло неправильное применение норм материального права.
Поскольку фактические обстоятельства дела выяснены судами первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Так как ненормативные правовые акты органов кадастрового учета по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования и обязании исключить данные сведения из государственного кадастра недвижимости приняты в рамках предоставленных полномочий, соответствуют положениям законодательства, регулирующего отношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают публичных прав, требования Администрации о признании их незаконными и обязании совершить действия по исключению этих сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Понесенные ОАО "Кузбассэнерго" расходы по оплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагаются на заявителя по делу.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 20.12.2010 по делу N А27-12214/2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 по этому делу отменить.
В удовлетворении заявления администрации города Кемерово отказать.
Взыскать с администрации города Кемерово в пользу Кузбасского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Кузбассэнерго" 2 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мелихов |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод суда первой инстанции об обязанности органа кадастрового учета по устранению противоречий между ранее имевшимися в кадастре недвижимости сведениями, а также документами, предоставленными правообладателем на регистрацию изменений вида разрешенного использования противоречит правилу о выборе правообладателем вида разрешенного использования земельного участка согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Данная норма с учетом названных Правил землепользования и застройки в городе Кемерово также не препятствует выбору правообладателем вида разрешенного использования земельного участка.
Вместе с тем, суд первой инстанции правильно сослался на статью 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" о недостаточном информационном взаимодействии между органом местного самоуправления и органом кадастрового учета в части предоставления достоверных сведений о зонировании, что может являться причиной возникновения противоречий с фактическими сведениями об использовании земельного участка.
...
Поскольку фактические обстоятельства дела выяснены судами первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции считает возможным принять новый судебный акт по существу спора.
Так как ненормативные правовые акты органов кадастрового учета по внесению изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования и обязании исключить данные сведения из государственного кадастра недвижимости приняты в рамках предоставленных полномочий, соответствуют положениям законодательства, регулирующего отношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают публичных прав, требования Администрации о признании их незаконными и обязании совершить действия по исключению этих сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 июня 2011 г. N Ф04-2850/11 по делу N А27-12214/2010
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2850/11
23.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13683/11
19.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13683/2011
19.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13683/2011
06.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13683/2011
07.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13683/2011
10.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13683/2011
22.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2850/11
25.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-967/11