Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2012 г. N 14379/11
настоящее постановление отменено
г. Тюмень |
Дело N А45-18204/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Роженас О.Г.
судей Мартыновой С.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" на решение от 10.11.2010 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) и постановление от 22.02.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Жданова Л.И., Хайкина С.Н.) по делу N А45-18204/2010 по заявлению закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" (630007, г. Новосибирск, ул. Советская, д. 5, ИНН 5406291470, ОГРН 1045402509437) к Государственному учреждению - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (630001, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, д. 61, ИНН 5406023745, ОГРН 1025403197907) о признании недействительным решения.
В заседании приняли участие представители сторон:
от закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" - Королева Н.А. по доверенности N 426/10 от 25.11.2010.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Государственному учреждению - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 29.06.2010 N 69.
Решением от 10.11.2010 Арбитражного суда Новосибирской области требования Общества оставлены без удовлетворения.
Постановлением от 22.02.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "Региональные электрические сети" просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт о признании недействительным решения Фонда социального страхования в части отказа в зачете расходов в сумме 51 974, 24 руб. Общество считает, что в рассматриваемой ситуации не имело место умышленное фиктивное увеличение периода нетрудоспособности - в силу характера и длительности заболевания; очевидно, что применяемая санкция должна быть соразмерна совершенному проступку; пособие по нетрудоспособности подлежит снижению только на период несвоевременной явки на врачебный осмотр.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд социального страхования просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал свои доводы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что по результатам выездной налоговой проверки ЗАО "Региональные электрические сети" Инспекцией составлен акт от 08.06.2010 N 158 с/с и вынесено решение от 29.06.2010 N 69 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога, на цели обязательного социального страхования. Согласно указанному решению Фонд социального страхования решил не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем по выплате пособия по временной нетрудоспособности работнице Протас Г.С. в размере 54 787, 84 руб.
Арбитражным судом отказано Обществу в удовлетворении требований о признании недействительным решения Инспекции в связи с недоказанностью Обществом уважительности причины неявки Протас Г.С. на врачебный осмотр.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" одним из видов социального обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности, является Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ).
Согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности.
Статьей пункту 1 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются: неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов: 1) при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи, - со дня, когда было допущено нарушение; 2) при наличии оснований, указанных в пункте 3 части 1 статьи, - за весь период нетрудоспособности.
Арбитражными судами установлено, что в листке нетрудоспособности работницы Общества Протас Г.С. от 24.07.2009 серия ВУ 8316120 лечащим врачом проставлена отметка о неявке указанного лица на врачебный прием. Протас Г.С., являясь временно нетрудоспособной с 18.05.2009 по 09.01.2010, должна была явиться на прием к врачу 14.08.2009, фактически же явилась 21.08.2009.
Наличие уважительных причин неявки на прием к врачу Фондом социального страхования при предъявлении работниками листков нетрудоспособности к оплате проверено и не установлено, что подтверждается протоколом о рассмотрении материалов документальной выездной проверки страхователя от 29.06.2010 N 75, а также объяснением самой работницы, в котором она пояснила, что перепутала даты очередного врачебного осмотра.
Арбитражные суды пришли к выводу о том, что в связи с неявкой застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр у Фонда социального страхования имелись основания для снижения размера пособия.
Документов, подтверждающих наличие уважительной причины неявки на врачебный осмотр, не предоставлено, а признание комиссией Общества причины неявки Протас Г.С. уважительной, не является достаточным доказательством.
Арбитражные суды пришли к правомерному выводу о недоказанности Обществом наличие уважительных причин неявки работницы на врачебный осмотр.
Доводы кассационной жалобы о том, что снижение размера пособия должно производится только на период до дня явки работника на медицинский осмотр, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку такое ограничения периода снижения размера пособия не установлено законом. Согласно статье 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ снижение размера пособия производится со дня, когда было допущено нарушение, и период снижения пособия не ограничен датой явки работника на медицинский осмотр. В связи с чем арбитражными судами обоснованно сделан вывод об отсутствии оснований для отмены решения Фонда социального страхования.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в арбитражных судах первой и апелляционной инстанции и им дана правовая оценка. Выводы арбитражного суда соответствуют имеющимся в материалах доказательствам. Оснований для переоценки обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражными судами исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебных актов не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Общество, оплачены при подаче жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 10.11.2010 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 22.02.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-18204/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Г. Роженас |
Судьи |
С.А. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ при наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда с учетом этих коэффициентов: 1) при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи, - со дня, когда было допущено нарушение; 2) при наличии оснований, указанных в пункте 3 части 1 статьи, - за весь период нетрудоспособности.
...
Доводы кассационной жалобы о том, что снижение размера пособия должно производится только на период до дня явки работника на медицинский осмотр, не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку такое ограничения периода снижения размера пособия не установлено законом. Согласно статье 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ снижение размера пособия производится со дня, когда было допущено нарушение, и период снижения пособия не ограничен датой явки работника на медицинский осмотр. В связи с чем арбитражными судами обоснованно сделан вывод об отсутствии оснований для отмены решения Фонда социального страхования."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июня 2011 г. N Ф04-2812/11 по делу N А45-18204/2010
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 февраля 2012 г. N 14379/11
настоящее постановление отменено
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2013 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2812/11
15.11.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-140/11
14.02.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N А45-18204/2010
09.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14379/11
24.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14379/11
30.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2812/11
22.02.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-140/2011
10.11.2010 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-18204/10