г. Тюмень |
Дело N А45-21092/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Цыгановой Е.М.
судей Ильина В.И.
Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Новосибирская служба спасения" на решение от 25.01.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Чернова О.В.) и постановление от 12.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Бородулина И.И., Усанина Н.А.) по делу N А45-21092/2010 по заявлению закрытого акционерного общества "Новосибирская служба спасения" (630008, город Новосибирск, улица Никитина, 69, ИНН 5404106308, ОГРН 1025401906089) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630000, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Новосибирская служба спасения" (далее - ЗАО "НСС", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконными решения от 21.10.2010 о нарушении законодательства о рекламе, предписания от 21.10.2010 о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, постановления от 08.11.2010 N 383 о назначении административного наказания по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде назначения штрафа в размере 100 000 руб. Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - управление, антимонопольный орган).
Определением от 20.12.2010 Арбитражного суда Новосибирской области заявленное обществом требование о признании незаконным и отмене постановления от 08.11.2010 N 383 о назначении административного наказания по статье 14.3 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 100 000 руб., выделено в отдельное производство на основании части 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В остальной части требования рассмотрены по существу в настоящем деле.
Решением от 25.01.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 12.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, действующее законодательство не обязывает рекламодателя в случае рекламы одного конкретного тарифа размещать информацию о всех других действующих тарифах.
Управление в отзыве на кассационною жалобу считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными и предлагает оставить жалобу без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в журнале "Из рук в руки - АВТО.Сибирь" выпуск от 07-13 июля 2010 N 26 (320) размещена реклама следующего содержания: "Авторынок. Столица. Новосибирск, ул. Петухова, 51б. Продажа легковых, грузовых автомобилей, спецтехники, автосервис, запчасти. Новые тарифы для легковых автомобилей: в будние дни - 100 руб., суббота, воскресенье - 150 руб. Новосибирская служба спасения объявляется о продаже единой дисконтной карты СПАС 001. Владельцам дисконтных карт предоставляется уникальная возможность экономить деньги при расчете за услуги эвакуации и иных экстренных вызовов от компании СПАС 001; услуги компании СПАС-ДОМ; услуги авторынка и автосервиса "Столица"; при покупке ГСМ в сетях АЗС "Транссервис" и "Стандарт"; услуги многих других предприятий города Новосибирска. Приобрести карту можно на авторынке "Столица" (магазин "Справка-счет", автомойка, администрация рынка запчастей, радиоузел). Среди владельцев карт компания проводит ежемесячный розыгрыш ценных призов. Официальный сайт Новосибирского авторынка "WWW.STK-AUTO.COM".
Согласно заявлению Акашкин В.Ю. привез в субботу 03.07.2010 свой автомобиль на авторынок "Столица" для продажи, где его поставили в известность, что стоимость въезда 250 руб. Данное обстоятельство также подтверждается чеком.
Рассмотрев заявление, антимонопольный орган принял решение от 21.10.2010, в соответствии с которым признал рекламу ненадлежащей, поскольку она не соответствует пункту 2 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон), в связи с чем выдал предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Полагая, что принятые управлением ненормативные правовые акты нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции и арбитражный апелляционный суд исходили из распространения обществом недостоверной рекламной информации, вводящей в заблуждение потребителя рекламы.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно пунктам 1 - 5 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Как установлено судебными инстанциями, в журнале "Из рук в руки - АВТО-Сибирь" от 07-13 июля 2010, N 26 (320) имеется информация, в частности, "Новые тарифы для легковых автомобилей: в будние дни -100 руб., суббота, воскресенье -150 руб.", при этом судами верно указано на то, что при отсутствии каких-либо сведений об уже имеющихся тарифах, а также сведений, указывающих на то, что данные тарифы являются дополнительными, следует, что общество предоставляет соответствующие услуги по новым тарифам.
Вместе с тем, согласно прейскуранту цен на услуги автомобильного рынка "Столица", представленному обществом, в зависимости от времени предоставления торгового места (дни недели), категории транспортного средства установлены разные тарифы.
На основании изложенного суд первой инстанции и арбитражный апелляционный суд пришли к правильному выводу о том, что непредставление потребителю информации в полном объеме с целью привлечения интереса к низкой цене товара (услуги) приводит к обману потребителя, поскольку рассчитывая на одни условия, он фактически сталкивается с другими условиями.
При этом обоснованно не принято судом первой инстанции и арбитражным апелляционным судом заключение специалиста Региональной общественной организацией лингвистов экспертов от 08.11.2010 поскольку, как указали суды, содержащиеся в нем выводы, не дают оценки исследуемому тексту с позиций восприятия его рядовым потребителем.
Исходя из изложенных обстоятельств, суды пришли к правомерному выводу о том, что размещенная обществом реклама не соответствует требованиям пункта 2 части 3 (в части условий применения товара), части 7 статьи 5 Закона о рекламе, то есть является ненадлежащей, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод общества о возможности получения исчерпывающей информации по всем интересующим вопросам путем обращения на официальный сайт общества не принимается судом кассационной инстанции в силу того, что по смыслу части 7 статьи 5 Закона о рекламе в самой рекламе должна содержаться существенная информация, способная вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. При этом закон не требует указания всей существенной информации, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре (работе, услуге).
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку они по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств, основания для которой в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
При подаче кассационной жалобы ЗАО "НСС" уплатило по платежному поручению от 16.05.2011 N 2024 в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации - при подаче кассационной жалобы на определение суда о прекращении производства по делу государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 000 рублей подлежит возврату закрытому акционерному обществу "Новосибирская служба спасения".
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.01.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 12.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-21092/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Новосибирская служба спасения" государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 16.05.2011 N 2024. Выдать справку на возврат.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.М. Цыганова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судебными инстанциями, в журнале "Из рук в руки - АВТО-Сибирь" от 07-13 июля 2010, N 26 (320) имеется информация, в частности, "Новые тарифы для легковых автомобилей: в будние дни -100 руб., суббота, воскресенье -150 руб.", при этом судами верно указано на то, что при отсутствии каких-либо сведений об уже имеющихся тарифах, а также сведений, указывающих на то, что данные тарифы являются дополнительными, следует, что общество предоставляет соответствующие услуги по новым тарифам.
Вместе с тем, согласно прейскуранту цен на услуги автомобильного рынка "Столица", представленному обществом, в зависимости от времени предоставления торгового места (дни недели), категории транспортного средства установлены разные тарифы.
На основании изложенного суд первой инстанции и арбитражный апелляционный суд пришли к правильному выводу о том, что непредставление потребителю информации в полном объеме с целью привлечения интереса к низкой цене товара (услуги) приводит к обману потребителя, поскольку рассчитывая на одни условия, он фактически сталкивается с другими условиями.
При этом обоснованно не принято судом первой инстанции и арбитражным апелляционным судом заключение специалиста Региональной общественной организацией лингвистов экспертов от 08.11.2010 поскольку, как указали суды, содержащиеся в нем выводы, не дают оценки исследуемому тексту с позиций восприятия его рядовым потребителем.
Исходя из изложенных обстоятельств, суды пришли к правомерному выводу о том, что размещенная обществом реклама не соответствует требованиям пункта 2 части 3 (в части условий применения товара), части 7 статьи 5 Закона о рекламе, то есть является ненадлежащей, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод общества о возможности получения исчерпывающей информации по всем интересующим вопросам путем обращения на официальный сайт общества не принимается судом кассационной инстанции в силу того, что по смыслу части 7 статьи 5 Закона о рекламе в самой рекламе должна содержаться существенная информация, способная вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. При этом закон не требует указания всей существенной информации, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) представление о соответствующем товаре (работе, услуге)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 июля 2011 г. N Ф04-3393/11 по делу N А45-21092/2010
Хронология рассмотрения дела:
05.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3393/11