г. Тюмень |
Дело N А27-11399/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Лаптева Н.В.
Лукьяненко М.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прокопьевский РМЗ" N Ф04-3291/2011 (11097-А27-21) на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 (судьи Хайкина С.Н., Павлюк Т.В., Музыкантова М.Х.) N 07АП-1333/11 по делу N А27-11399/2010 Арбитражного суда Кемеровской области об оспаривании обществом с ограниченной ответственностью "Прокопьевский РМЗ" (ИНН 4223041671, ОГРН 1064223014107) результата государственной кадастровой оценки Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" земельного участка, признании незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059) по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Заинтересованным лицом в деле участвует Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Прокопьевский РМЗ" 03.08.2010 обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Федеральная служба Росреестра), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), уточненным в ходе разбирательства дела, о признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Минэкономразвития от 28.06.2007 N 215, действия Федеральной службы Росреестра и Управления Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городе Прокопьевске по улице Мельничная, 13, площадью 36 600 кв. метров с кадастровым N 42:24:0101010:0021 в сумме 70 405 224 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 923 рублей 64 копеек за 1 кв. метр.
Также заявитель просил признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 36 600 кв. метров с кадастровым N 42:24:0101010:0021 в сумме 70 405 224 рублей, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Росреестра и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 923 рублей 64 копеек за 1 кв. метр, содержащийся в Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007, подготовленном ФГУП "ФКЦ "Земля".
Требование собственника земельного участка мотивировано нарушением прав при внесении органом кадастрового учета в государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) сведений о кадастровой стоимости земельного участка без сбора, учета и статистического анализа рыночной информации о стоимости земельных участков.
Решением от 27.12.2010 Арбитражный суд Кемеровской области признал незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Минэкономразвития от 28.06.2007 N 215, действия Федеральной службы Росреестра и Управления Росреестра по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка площадью 36 600 кв. метров с кадастровым N 42:24:0101010:0021 в сумме 70 405 224 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 923 рублей 64 копеек за 1 кв. метр.
Суд первой инстанции признал недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 36 600 кв. метров с кадастровым N 42:24:0101010:0021 в сумме 70 405 224 рублей и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 923 рублей 64 копеек за 1 кв. метр, содержащийся в Отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007, подготовленном ФГУП "ФКЦ "Земля".
Также суд первой инстанции обязал Управление Росреестра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
В удовлетворении требований о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 36 600 кв. метров с кадастровым N 42:32:0101010:0021 в отношении Федеральной службы Росреестра и Управления Росреестра отказано.
Суд первой инстанции сделал вывод о несоблюдении порядка и расчета кадастровой стоимости, а также ненадлежащей проверке отчета оценщика органом кадастрового учета.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 решение суда первой инстанции отменено. Принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Прокопьевский РМЗ".
Суд апелляционной инстанции исходил из законности оспариваемых действий органа кадастрового учета, а также отсутствия нарушения прав и интересов заявителя.
В кассационной жалобе ООО "Прокопьевский РМЗ" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Заявитель считает, что действиями Управления Росреестра и Федеральной службы Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков и удельном показателе кадастровой стоимости нарушены права и обязанности по уплате земельного налога.
По мнению заявителя, Управление Росреестра формально отнеслось к предварительной проверке отчета, так как не были учтены при проведении государственной кадастровой оценки факторы, характеризующие земельный участок, 50% которого находится в зоне подтопления и с высоким уровнем залегания грунтовых вод, тем самым способствовало внесению недостоверной информации кадастровой оценки на утверждение Коллегией администрации Кемеровской области.
Также заявитель ссылается на отсутствие доказательств использования при расчете удельного показателя кадастровой стоимости рыночной информации о земельных участках, доказательств построения статистических моделей, надлежащего контроля за ходом проведения работ, а также надлежащей предварительной и полной проверки отчета, подготовленного ФГУП "ФКЦ "Земля".
На этом основании заявитель указывает на ошибочность вывода суда апелляционной инстанции об отсутствии в материалах дела доказательств проведения предварительной оценки отчета с нарушением установленного порядка оценки.
В отзыве ФГУП "ФКЦ "Земля" отклонило кассационную жалобу ООО "Прокопьевский РМЗ", указав на невозможность оспаривания собственником земельного участка результата государственной кадастровой оценки вне рамок постановления органа исполнительной власти об его утверждении. Данное лицо ходатайствует о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
Федеральная служба Росреестра, Управление Росреестра отзывы на кассационную жалобу ООО "Прокопьевский РМЗ" не направили. Указанные лица извещены о судебном разбирательстве.
От ООО "Прокопьевский РМЗ" поступили ходатайства о приостановлении кассационного производства до рассмотрения в порядке надзора другого дела N А27-4849/2010 Арбитражного суда Кемеровской области и отложении судебного заседания.
В заседании суда кассационной инстанции 30.06.2011 был объявлен перерыв до 14 часов 05.07.2011.
Руководствуясь статьями 158, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для приостановления кассационного производства и отложения судебного разбирательства.
Проверив законность судебного акта, правильность применения норм права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, в собственности ООО "Прокопьевский РМЗ" находится земельный участок площадью 36 600 кв. метров с кадастровым N 42:32:0101010:0021, расположенный в городе Прокопьевске по улице Мельничная, 13 (свидетельство о государственной регистрации от 24.04.2006 серия 42 АВ N 287123).
Выписка из государственного кадастра недвижимости от 30.04.2010 содержит сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка в сумме 70 405 224 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости в размере 1 923 рублей 64 копеек за 1 кв. метр.
Ссылаясь на отчет ООО "Региональный бизнес центр "Прайс-Эксперт" от 27.07.2010 N 27/07-01 как независимого оценщика об определении рыночной стоимости этого земельного участка в сумме 10 040 000 рублей, ООО "Прокопьевский РМЗ" в соответствии с нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспорило достоверность результата государственной кадастровой оценки земельного участка, действия по формированию в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Из пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации вытекает, что порядок проведения государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельных участков находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации компетентны при утверждении средних уровней кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктами 1, 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Согласно пунктам 5, 10 Правил N 316 территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости осуществляют государственную кадастровую оценку земель на основании статистического анализа рыночных цен, иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, содержится порядок определения кадастровой стоимости земельных участков.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра (пункты 8.1, 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков с девятым видом разрешенного использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008.
Поэтому Управление Росреестра правильно исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
Доказательства внесения Управлением Росреестра в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, которые не соответствуют сведениям, ранее представленным на утверждение, отсутствуют.
Поскольку действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов ООО "Прокопьевский РМЗ", суд апелляционной инстанции правомерно отказал в признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Соответственно, не может быть принято во внимание утверждение заявителя о неполном учете факторов при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка.
Таким образом, оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и оставления в силе решения суда первой инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 по делу N А27-11399/2010 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Прокопьевский РМЗ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мелихов |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации от 26.07.2007 N 9913, предусматривает, что исполнение государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" заключается в том числе (пункты 8, 9, 10, 11), в проверке результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представлению результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр.
Контроль выполнения работ по определению кадастровой стоимости земель в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра, проверку результатов работ проводит Федеральная служба Росреестра (пункты 8.1, 9.5 Административного регламента).
...
Коллегия администрации Кемеровской области в силу предоставленных полномочий на законном основании постановлениями от 27.11.2008 N 519 и 520 утвердила средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложениям.
...
Поскольку действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов ООО "Прокопьевский РМЗ", суд апелляционной инстанции правомерно отказал в признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 июля 2011 г. N Ф04-3291/11 по делу N А27-11399/2010
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1333/11
18.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1333/11
05.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3291/11
22.03.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1333/11
27.12.2010 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-11399/10