г. Тюмень |
Дело N А03-17020/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М. Ф.
судей Бушмелевой Л. В.
Лаптева Н. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу отдела внутренних дел по г. Белокурихе Алтайского края на решение от 15.02.2011 (судья: Сосин Е. А.) Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 11.04.2011 (судьи: Кайгородова М. Ю., Кулеш Т. А., Нагишева О. Б.) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-17020/2010 по иску открытого акционерного общества "Алтайкайэнерго", Алтайский край, Барнаул г, Воровского ул. 163, (ОГРН 1092224002331) к Отделу внутренних дел по г. Белокурихе Алтайского края, Алтайский край, Белокуриха г, Братьев Ждановых ул. 108, (ОГРН 1022200537281) о взыскании задолженности в размере 11 625, 25 рублей и 405, 43 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.
Суд установил:
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Алтайкрайэнерго" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к отделу внутренних дел (далее - ОВД) по городу Белокуриха Алтайского края о взыскании задолженности по договору энергоснабжения N 333004 от 10.01.2007, от 01.01.2008 за потребленную энергию в период с ноября 2007 года по сентябрь 2008 года в сумме 11 625 руб. 25 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 405 руб. 43 коп. Также истец просит взыскать почтовые расходы в сумме 37 руб. 65 коп.
Исковые требования обоснованы статьями 309, 310, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств ответчиком по оплате за полученную энергию.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 15.02.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Суд признал правильным произведенный расчет с учетом свободных цен на электрическую энергию, поскольку ОВД по городу Белокуриха Алтайского края не относится к категории покупателей энергии, в расчетах с которыми такие цены не подлежат применению.
В кассационной жалобе ОВД по г. Белокурихе, ссылаясь на неправильное толкование норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит принятые по делу судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель жалобы полагает, что нерегулируемые цены не доводились до сведения потребителей; на момент предъявления скорректированных счетов-фактур (с учетом свободных (нерегулируемых) цен) договоры были исполнены и срок их действия истек; надлежащее исполнение договорных обязательств влечет отпадение правовой связанности его субъектов, в связи с чем у истца отсутствует право по предъявлению каких-либо требований к ответчику по оплате дополнительно выставленных счетов-фактур за пределами сроков действия договоров. Указывает, что вина в действиях ответчика отсутствует.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Алтайкрайэнерго" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные по доводам, изложенным в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 10.01.2007 между АКГУП КЭС "Алтайэнерго" (ЭСО), правопреемником которого является ОАО "Алтайкрайэнерго", и ОВД по городу Белокуриха Алтайского края (Покупатель), заключен договор энергоснабжения N 333004 и 01.01.2008 заключен договор энергоснабжения N 333004.
Согласно пункту 1.1 договора ЭСО обязуется подавать Покупателю электрическую энергию, качество которой соответствует требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующим технических регламентов - обязательным требованиям государственных стандартов, в сроки и на условиях, предусмотренных договоров, а также оказывать Покупателю услуги пор передаче электрической энергии и по оперативно-диспетчерскому управлению путем заключения соответствующих договоров оказания услуг, а Покупатель обязуется оплатить фактически полученное за расчетный период количество электрической энергии и оказанные ему услуги (пункты 1.1, 1.2, 1.4 Договоров).
Согласно пункту 5.3 договора, окончательный расчет производится ответчиком за электрическую энергию в течение 5 дней с момента получения ими счетов-фактур.
В период с ноября 2007 года по сентябрь 2008 года ответчик оплатил электроэнергию по тарифам, установленным уполномоченным в сфере регулирования тарифов на электрическую энергию органом - Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края.
Считая, что абонент произвел оплату не в полном объеме, без применения нерегулируемых цен, то есть по утвержденному тарифу, ОАО "Алтайкрайэнерго" произвело перерасчет и направило ОВД по городу Белокуриха Алтайского края скорректированные счета-фактуры и дополнительные акты к актам выполненных работ (оказанных услуг), от оплаты которых, в части произведенной суммы корректировки, ответчик отказался.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Алтайкрайэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций правомерными исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового и розничных рынков, а также по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила N 530).
Пунктом 106 Правил N 530 установлено, что на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
В пункте 109 Правил N 530 предусмотрено, что электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках. Предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются на соответствующий расчетный период организацией, поставляющей электрическую энергию (мощность), и доводятся до сведения покупателей.
Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ) предусмотрено, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, исходя из того, что истец является гарантирующим поставщиком электрической энергии и вправе при начислении платы за поставленную электроэнергию применять свободные (нерегулируемые) цены со дня вступления в силу Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ независимо от внесения в него соответствующих изменений и времени заключения договора, поскольку он является публичным, учитывая, что основанием для выставления истцом дополнительных счетов по нерегулируемым ценам за электроэнергию послужило совершение действий по корректировке потребленного объема электрической энергии в спорный период по нерегулируемым (свободным) ценам в рамках действующего законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.02.2011 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 11.04.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-17020/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ) предусмотрено, что утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, исходя из того, что истец является гарантирующим поставщиком электрической энергии и вправе при начислении платы за поставленную электроэнергию применять свободные (нерегулируемые) цены со дня вступления в силу Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ независимо от внесения в него соответствующих изменений и времени заключения договора, поскольку он является публичным, учитывая, что основанием для выставления истцом дополнительных счетов по нерегулируемым ценам за электроэнергию послужило совершение действий по корректировке потребленного объема электрической энергии в спорный период по нерегулируемым (свободным) ценам в рамках действующего законодательства, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июля 2011 г. N Ф04-3329/11 по делу N А03-17020/2010