г. Тюмень |
Дело N А46-13852/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска на решение от 25.01.2011 (судья Захарцева С.Г.) Арбитражного суда Омской области и постановление от 13.05.2011 (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13852/2010 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска (644020, г. Омск, ул. Рождественского, 1, ИНН 5503060855, ОГРН 1025501167900) к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Центральному административному округу г. Омска Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Ланцевич Г.П. (644033, г. Омск, ул. 1-я Затонская, 17, ИНН 5503085514, ОГРН 1045504039140) об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
Другие лица, участвующие в деле: Омский филиал общества с ограниченной ответственностью "Народная страховая компания "Рекон", открытое акционерное общество АСК "Инвестстрах-агро", Филиал "Купеческий" закрытого акционерного общества "МРСС".
Суд установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Центральному административному округу N 1 г. Омска Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Ланцевич Г.П. (далее - судебный пристав-исполнитель) о признании незаконным отказа в принятии к производству постановлений Управления Пенсионного фонда от 07.09.2010 NN 207, 208 и 237 и возбуждении по ним исполнительного производства.
Решением от 25.01.2011 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных Управлением Пенсионного фонда требований отказано.
Постановлением от 13.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и пункта 14 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах), просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение, которым удовлетворить заявленные им требования.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы Управления Пенсионного фонда и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда 07.09.2010 вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет имущества плательщиков страховых взносов: N 208 - в связи с неуплатой Омским филиалом ООО "Народная страховая компания Рекон" недоимки, предложенной к уплате требованием от 24.05.2010 N 751; N 207 - в связи с неуплатой Омским филиалом ОАО АСК "Инвестстрах-агро" недоимки, предложенной к уплате требованием от 24.05.2010 N 750; N 237 - в связи с неуплатой Филиалом "Купеческий" ЗАО "МРСС" недоимки, предложенной к уплате требованием от 24.05.2010 N 749.
Указанные постановления были направлены в отдел службы судебных приставов по Центральному административному округу N 1 г. Омска Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области сопроводительным письмом (вх. N 75802 от 12.10.2010), к которому были приложены три заявления о возбуждении исполнительного производства, а также три справки по форме, установленной в приложении N 2 к Методическим рекомендациям по организации работы по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.04.2010 N 100р, в которых содержались сведения об отсутствии у названных организаций текущих (расчетных) счетов.
Судебным приставом-исполнителем вынесены постановления от 14.10.2010 N N 71072/5, 71073/5, 71074/5 об отказе в возбуждении исполнительного производства, которые мотивированы отсутствием среди представленных Управлением Пенсионного фонда документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований в связи с отсутствием на счетах должников денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по заявлению взыскателя на основании исполнительного документа.
В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Из содержания статьи 20 Закона о страховых взносах следует, что органы Пенсионного фонда вправе взыскать страховые взносы за счет имущества плательщика страховых взносов - организации, однако таким правом они могут воспользоваться в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах плательщика или отсутствия информации о счетах плательщика.
Для реализации такого права взыскатель принимает постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации, которое в совокупности с документами, содержащими отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, является исполнительным документом (пункт 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 названного Закона.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что совместно с постановлением о взыскании страховых взносов, пени и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов Управлением Пенсионного фонда в отдел службы судебных приставов были представлены справки о проведенной на основании выписки из государственного реестра юридических лиц проверке сведений в отношении должников, в соответствии с которой в базе данных Пенсионного фонда Российской Федерации отсутствуют сведения о счетах этих организаций.
Принимая во внимание, представленные Управлением Пенсионного фонда справки основаны лишь на сведениях, содержащихся в базе данных Пенсионного фонда по Омской области и не содержат информации об отсутствии указанных сведений в налоговых органах и ЕГРЮЛ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что судебным приставом-исполнителем правомерно отказано в возбуждении исполнительного производства.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.01.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 13.05.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-13852/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
...
Для реализации такого права взыскатель принимает постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации, которое в совокупности с документами, содержащими отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, является исполнительным документом (пункт 5 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 названного Закона."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июля 2011 г. N Ф04-3577/11 по делу N А46-13852/2010