г. Тюмень |
Дело N А75-8771/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе на постановление от 15.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А75-8771/2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению открытого акционерного общества "Птицефабрика Нижневартовская" (628602, г. Нижневартовск, ул. Лопарева, 8/1, ИНН 8603108030, ОГРН 1038601254669) об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (620075, г. Екатеринбург, ул. Кузнечная, 72, ИНН 6658076401, ОГРН 1036603498975) о привлечении к административной ответственности.
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Птицефабрика Нижневартовская" Рахматуллин И.Р. по доверенности б/н от 27.09.2010.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Птицефабрика Нижневартовская" (далее - ОАО "Птицефабрика Нижневартовская", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением об оспаривании постановления от 16.08.2010 N 62-10-483/ПН Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - РО ФСФР России в УрФО, Управление, административный орган) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 500 000 руб.
Решением от 02.11.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Постановлением от 15.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт о признании незаконным и отмене обжалуемого постановления Управления от 16.08.2010 N 62-10-483/ПН.
В кассационной жалобе РО ФСФР России в УрФО просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 15.02.2011 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 02.11.2010, поскольку суд апелляционной инстанции, делая вывод о малозначительности совершенного правонарушения, переоценил выводы суда первой инстанции, не привел доводы со ссылкой на конкретные доказательства. Объектом посягательства в рассматриваемом случае является установленный порядок управления в Российской Федерации; существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении участника к исполнению своих обязанностей.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Птицефабрика Нижневартовская", считая постановление арбитражного апелляционного суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку Общество обеспечивает г. Нижневартовск и Нижневартовский район продукцией птицеводства. Взыскание штрафа причинит большой вред региону, его не взыскание не подорвет авторитет контролирующего органа, так как речь идет о развитии сельского хозяйства на территории, приравненной к районам Крайнего севера, и удовлетворении потребностей населения в продуктах птицеводства.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя Общества, поддержавшего доводы, изложенные в отзыве, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что при осуществлении контроля за исполнением законодательства Управлением установлено, что ОАО "Птицефабрика Нижневартовская" на странице в сети Интернет "http://www.nvpticef.ru", на которой Общество осуществляет раскрытие информации, не опубликован текст списка аффилированных лиц, составленный на дату окончания 3 квартала 2009 года.
В ленте новостей информационного агентства установлено отсутствие доступа к сообщениям о публикации годовых отчетов Общества за 2007 и 2008 годы, годовой бухгалтерской отчетности по итогам 2007 и 2008 годов, а также списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания 3 квартала 2009, на странице "http://www.nvpticef.ru" в сети Интернет.
Административным органом направлено в адрес Общества предписание от 11.05.2010 N 62-10-СФ/03/5759 об устранении нарушений, путем обеспечения доступа: на странице Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации, к текстам списков аффилированных лиц, составленных на дату окончания 3 квартал 2009 года, 1 квартал 2010 года; к сведениям о раскрытии Обществом на странице "http://www.nvpticef.ru" в сети Интернет годовых отчетов за 2007, 2008 годы, годовой бухгалтерской отчетности по итогам 2007, 2008 годов, а также списков аффилированных лиц, составленных на дату окончания 3 квартала 2009 в ленте новостей информационного агентства, уполномоченного ФСФР России.
Срок исполнения предписания установлен в течение 30 дней с момента получения.
Предписание получено Обществом 17.05.2010.
В связи с неисполнением ОАО "Птицефабрика Нижневартовская" предписания в полном объеме, административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 03.08.2010 N 62-10-584/пр-ап и вынесено постановление от 16.08.2010 N 62-10-483/ПН о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с постановлением от 16.08.2010 N 62-10-483/ПН Управления, ОАО "Птицефабрика Нижневартовская" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о виновности Общества во вменяемом ему административном правонарушении, не усмотрев оснований для признания его малозначительным.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что факт совершения административного правонарушения и вина ОАО "Птицефабрика Нижневартовская" подтверждаются материалами дела, но с учетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения, посчитал его малозначительным.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг предоставлено право направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.99 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Порядок и сроки публикации информации, сроки доступа к ней определены Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 20.10.2006 N 06-117/пз-н.
Частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Исследовав в совокупности представленные сторонами в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о доказанности наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом оценка малозначительности деяния должна соотносится с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе того, что противоправное поведение Общества не сопряжено с систематическим характером тех или иных ранее допущенных им нарушений публичного порядка, пришел к выводу о том, что действия ОАО "Птицефабрика Нижневартовская", реально не повлекли каких-либо тяжких последствий, поэтому назначение наказания в виде 500 000 руб. штрафа по оспариваемому постановлению - чрезмерно сурово и применил положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признав данное правонарушение малозначительным.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд правомерно признал незаконным и отменил постановление РО ФСФР России в УрФО от 16.08.2010 N 62-10-483/ПН.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями к отмене или изменению судебных актов в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 15.02.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-8771/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе того, что противоправное поведение Общества не сопряжено с систематическим характером тех или иных ранее допущенных им нарушений публичного порядка, пришел к выводу о том, что действия ОАО "Птицефабрика Нижневартовская", реально не повлекли каких-либо тяжких последствий, поэтому назначение наказания в виде 500 000 руб. штрафа по оспариваемому постановлению - чрезмерно сурово и применил положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признав данное правонарушение малозначительным."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 июля 2011 г. N Ф04-2618/11 по делу N А75-8771/2010