Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Ильина В.И.
Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кученева Николая Виленовича на решение от 25.11.2010 Арбитражного суда Омской области (судья Чернышёв В.И.) и постановление от 07.04.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-11923/2010 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (644001, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 98, ИНН 5503088113, ОГРН 1055504019768) к обществу с ограниченной ответственностью "Дарина" (644031, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 209, ИНН 5505021523, ОГРН 1025500980141), индивидуальному предпринимателю Кученеву Николаю Виленовичу (644109, г. Омск, ул. 6 Путевая, 226, ИНН 550501782555, ОГРНИП 394550512100349), индивидуальному предпринимателю Литвинову Александру Алексеевичу (644005, г. Омск, ул. Избышева, 21-16, ИНН 550500512108, ОГРНИП 304550508500171) об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Дарина" - Шевченко А.А. по доверенности от 21.07.2011;
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области - Сергеева К.С. по доверенности б/н от 25.07.2011; Тимченко И.П. по доверенности от 25.07.2011.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Дарина" (далее - ООО "Дарина", Общество), индивидуальному предпринимателю Кученеву Николаю Виленовичу, индивидуальному предпринимателю Литвинову Александру Алексеевичу об обязании ООО "Дарина", индивидуального предпринимателя Кученева Н.В., индивидуального предпринимателя Литвинова А.А. уничтожить в срок до 30.12.2010 особо опасную продукцию с использованием мяса (производства ООО "Дарина") в объеме 166 687,29 кг, изготовленную в период с 13.07.2010 по 06.08.2010 способами, предусмотренными действующими санитарными правилами:
- в городе Омске (644001 г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 209) в объеме - 67 121,36 кг;
- в городе Твери (ул. П.Савельевой, д. 62) в объеме - 3 817,95 кг;
- в городе Тобольске (Тюменская область, г. Тобольск, Промкомзона 3, стр.1, оптовый склад N 9) в объеме - 4 605,85 кг;
- в городе Москве (ул. Булатниковская, д. 14) в объеме - 22 514,27 кг;
- в городе Сургуте (628400, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Сургут, ул. Рационализаторов, д. 25) в объеме - 13 843,24 кг;
- в городе Нижневартовске (628600, Тюменская область, ХМАО-Югра г. Нижневартовск, ул. Ленина, 7 б/п ст. 4) в объеме - 19 035,00кг;
- в городе Екатеринбурге (620016, г. Екатеринбург, проезд Складской, 11) в объеме - 3 962,52 кг;
- в городе Нижневартовске (628600, Тюменская область, ХМАО-Югра, ул. Ленина, д. 2П) в объеме - 28 792,80 кг;
- в городе Ханты-Мансийске (ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Свободы, дом N 4) в объеме - 2 994,30кг.
Управление также просило обязать ООО "Дарина", индивидуального предпринимателя Кученева Н.В., индивидуального предпринимателя Литвинова А.А. включить в состав комиссии по уничтожению особо опасной продукции, образуемой ответчиками, представителей Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации. Предоставить в срок до 12.01.2011 в Управление Роспотребнадзора по Омской области документы, подтверждающие уничтожение особо опасной продукции производства ООО "Дарина" с использованием мяса в период с 13.07.2010 по 06.08.2010. В целях обеспечения выполнения указанных требований выдать исполнительный лист в отношении ответчиков (отдельно исполнительный лист по продукции, находящейся в других регионах). При удовлетворении исковых требований взыскать с ответчиков судебные расходы, связанные с рассмотрением дела: государственную пошлину и расходы подлежащие выплате экспертам.
Решением от 25.11.2010 Арбитражного суда Омской области заявленные Управлением требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 07.04.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Индивидуальный предприниматель Кученев Н.В. обратился с кассационной жалобой и дополнениях к ней, где просит решение суда от 25.11.2010 и постановление апелляционного суда от 07.04.2011 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Управлением требований, поскольку суд принял решение, основываясь на недостоверных доказательствах, не проводил проверку обоснованности заявления о фальсификации. Это привело к принятию неправосудного решения.
По мнению индивидуального предпринимателя, экспертиза, положенная в основу решения суда и являющаяся доказательством опасности продукции, выполнена с нарушениями законодательства Российской Федерации и не могла быть признана судом надлежащим доказательством по делу.
Отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и дополнениях к ней, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по делу.
Из материалов дела следует, что на основании экспертных извещений от 28.07.2010 N 295, N 296, N 494, N 495, N 10279, N 64554 о случаях инфекционного заболевания с предварительным диагнозом "Сибирская язва" Управлением проведена внеплановая проверка в отношении соблюдения ООО "Дарина" законодательства по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В ходе проверки установлено, что на основании договора на изготовление продукции из давальческого сырья от 03.01.2005, заключенного между индивидуальным предпринимателем Кученевым Н.В. и ООО "Дарина", общество приняло на себя обязательства по изготовлению из сырья предпринимателя продукции: замороженных полуфабрикатов (пельменей, вареников), замороженных готовых блюд (блинов фаршированных, беляшей), а также других полуфабрикатов, качество которых должно соответствовать требованиям действующих стандартов и технических условий и подтверждаться сертификатами и качественными удостоверениями.
По результатам проверки, 31.07.2010 ООО "Дарина" выдано предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение и ограничения распространения случаев сибирской язвы с требованием изъять из оборота в торговой сети не соответствующей санитарным правилам продукции - полуфабрикаты мясные (пельмени "Особенные" и "Русские"), в рецептуре которых использовалось мясо конины из эпизоотического и эпидемиологического очага, за период с 13.07.2010 по 28.07.2010 включительно.
10.09.2010 Управлением Роспотребнадзора по Омской области вынесено постановление N 59 об уничтожении особо опасной продукции, согласно которому продукция (мясные полуфабрикаты) с мясной начинкой производства ООО "Дарина", изготовленная в период с 13.07.2010 по 06.08.2010, признана опасной для жизни и здоровья человека и подлежит уничтожению; ООО "Дарина", индивидуальному предпринимателю Кученеву Н.В., индивидуальному предпринимателю Литвинову А.А. необходимо организовать уничтожение находящейся во владении продукции, указанной в пункте 1 настоящего постановления, способами, предусмотренными санитарными правилами (методом кремации, сжигания); постановление должно быть исполнено в срок до 04.10.2010 (включительно); объем подлежащей уничтожению продукции 195 095,81 кг (общий объем выработанной продукции). В течение 3-х дней после получения постановления об уничтожении опасной продукции предоставить в Управление Роспотребнадзора по Омской области уточненную информацию по объему продукции, находящейся во владении ООО "Дарина", индивидуального предпринимателя Кученева Н.В., индивидуального предпринимателя Литвинова А.А.
Не исполнение ООО "Дарина", индивидуальным предпринимателем Кученевым Н.В., индивидуальным предпринимателем Литвиновым А.А. вышеуказанного постановления, послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции и апелляционный суд исходили из того, что Управление уполномочено на принятие мер, направленных на ликвидацию последствий нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; предписание от 11.08.2010 N 2955/ВН и постановление от 10.09.2010 N 59 требованиям действующего законодательства и обязательны для исполнения лицами, которым они адресованы.
Выводы суда первой инстанции и апелляционного суда являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ (далее - Закон N 52-ФЗ) - соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (пункт 1 "Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322) (далее - Положение).
Статьей 3 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ (далее - Закон N 29-ФЗ) предусмотрено, что в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий.
Из содержания статьи 17 Закона N 29-ФЗ следует, что изготовление пищевых продуктов, материалов и изделий следует осуществлять при соблюдении требований санитарных и ветеринарных правил и норм.
Изготовитель обязан проверить качество и безопасность каждой партии пищевых продуктов, материалов и изделий и передать покупателю вместе с пищевыми продуктами, материалами и изделиями удостоверение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий (пункт 6 статьи 17 Закона N 29-ФЗ).
Изготовитель пищевых продуктов, материалов и изделий обязан немедленно приостановить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий на срок, необходимый для устранения причин, повлекших за собой изготовление таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
В случае, если устранить такие причины невозможно, изготовитель обязан прекратить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, изъять их из оборота, обеспечив возврат от покупателей, потребителей таких пищевых продуктов, материалов и изделий, организовать в установленном порядке проведение их экспертизы, утилизацию или уничтожение (пункт 8 статьи 17 Закона N 29-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 50 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" от 30.03.1999 N 52-ФЗ (далее - Закон N 52-ФЗ) при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 3, 39, 49, 50, 51 Закона N 52-ФЗ, пунктами 1, 6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, пунктом 8.2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2006 N 308, установили, что Управление наделено полномочиями на принятие мер, направленных на ликвидацию последствий нарушений законодательства, в том числе в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и предъявление исков в арбитражный суд при выявлении нарушения.
Установив, что Общество и предприниматели Кученев Н.В. и Литвинов А.А. не исполнили законное предписание Управления 11.08.2010 N 2955/ВН в части изъятия из оборота из торговой сети полуфабрикаты мясные производства ООО "Дарина", произведенные за период с 13.07.2010 по 11.08.2010, и постановление от 10.09.2010 N 59, которым им было предписано уничтожить опасную продукцию, суд первой инстанции и апелляционный суд обоснованно удовлетворили заявленные Управлением требования.
При этом суды, руководствуясь частью 2 статьи 69 АПК РФ, обоснованно указали, что не подлежат исследованию в рамках настоящего дела обстоятельства, связанные с отнесением спорной продукции к категории опасной, подлежащей уничтожению, а также факт наличия в спорной продукции возбудителей сибирской язвы (указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением от 11.10.2010 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-11937/2010 с участием тех же лиц).
Отклоняя доводы о том, что проведенная в ходе судебного разбирательства экспертиза не соответствует требованиям законодательства, а заключение экспертов не может быть принято судом в качестве доказательств по делу, апелляционный суд правомерно посчитал указанное утверждение безосновательным, не основанном на нормах действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявления о фальсификации доказательств, апелляционный суд, руководствуясь частью 1 статьи 161 АПК РФ, статьей 20 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", обоснованно исходил из того, что судом первой инстанции были приняты все меры по разрешению сомнений в правильности проведенных экспертами исследований. Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что заявление о фальсификации фактически таковым не является и направлено на переоценку выводов экспертов.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения апелляционного суда, сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов. Это выходит за пределы компетенции суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.11.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 07.04.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11923/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу
- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Ильин |
|
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 3, 39, 49, 50, 51 Закона N 52-ФЗ, пунктами 1, 6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, пунктом 8.2 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2006 N 308, установили, что Управление наделено полномочиями на принятие мер, направленных на ликвидацию последствий нарушений законодательства, в том числе в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и предъявление исков в арбитражный суд при выявлении нарушения.
...
Отказывая в удовлетворении заявления о фальсификации доказательств, апелляционный суд, руководствуясь частью 1 статьи 161 АПК РФ, статьей 20 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", обоснованно исходил из того, что судом первой инстанции были приняты все меры по разрешению сомнений в правильности проведенных экспертами исследований. Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что заявление о фальсификации фактически таковым не является и направлено на переоценку выводов экспертов."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 июля 2011 г. N Ф04-3160/11 по делу N А46-11923/2010