г. Тюмень |
Дело N А46-11429/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Шуйской С.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение от 25.01.2011 Арбитражного суда Омской области (судья Чернышов В.И.) и постановление от 20.04.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-11429/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирские кровли" (644018, г. Омск, ул. Кордная 5-я, д. 1, ИНН 5504071465, ОГРН 1025500979976) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644000, г. Омск, ул. Красный Путь, 5, ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Омской области (644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, 42, 534, ИНН 5503051770, ОГРН 1025500754400) о признании незаконными действия и об обязании совершить действия.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирские кровли" (далее - ООО "Сибирские кровли", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, Федеральному государственному предприятию "Земельная кадастровая палата" по Омской области (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата"), в котором просило:
- признать незаконными совершенные 24.06.2010 действия заинтересованного лица по установлению удельного показателя кадастровой стоимости для земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3174 - 10 847,17 руб. за 1 кв. м, который относится к земельным участкам, предназначенным для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии;
- обязать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области установить удельный показатель кадастровой стоимости для земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3174 - 412,73 руб. за 1 кв. м, который применяется к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.
Определением суда от 07.10.2010 по ходатайству заявителя была произведена замена заинтересованного лица - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на Управление Росреестра по Омской области.
Определением суда от 03.11.2010 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Омской области.
Решением от 25.01.2011 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 20.04.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Управление Росреестра по Омской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты в удовлетворении заявления отказать.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Омской области указало, что судами неправильно применены нормы материального права, подлежащие применению, а именно статья 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222. По мнению заявителя, ошибочен вывод судов о том, что состав Типового перечня видов разрешенного использования, предусмотренного Техническими рекомендациями, утвержденными совместным Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 является закрытым.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Сибирские кровли" на праве собственности принадлежит земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов - для производственных нужд, площадью 5 949 кв. м, с местоположением, установленным относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Октябрьский административный округ, ул. 5-я Кордная, д. 1, кадастровый номер 55:36:12 03 05:3174).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3174 составляет 64 529 814 руб. 33 коп., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 10 847 руб. 17 коп. за 1 кв. м, что подтверждается актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 23.06.2010, выпиской из государственного кадастра недвижимости от 28.09.2010 N 5536/221/10-1289.
Согласно декларации от 27.05.2010 заявитель просил изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3174 с вида "для производственных нужд" на вид "физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа (спортивные площадки, теннисные корты, хоккейные площадки, катки, роллердромы, велотреки и др.)", "скверы" применительно к территориальной зоне ОД-1, установленной Решением Омского городского Совета "Об утверждении Правил землепользования муниципального образования городской округ город Омск Омской области" от 10.12.2008 N 201.
Управлением Росреестра по Омской области 24.06.2010 принято решение N 36/10-2726 о проведении кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3174 с видом разрешенного использования, обозначенным в декларации как "физкультурно-оздоровительные сооружения открытого типа (спортивные площадки, теннисные корты, хоккейные площадки, катки, роллердромы, велотреки и др.)", "скверы", отнесен Управлением Росреестра по Омской области к виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии". Для определения кадастровой стоимости взят средний удельный показатель кадастровой стоимости земель, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" для кадастрового квартала 55:36:12 03 05 по седьмому виду разрешенного использования в размере 10 847 руб. 17 коп. за 1 кв. м.
Не согласившись с действиями Управления Росреестра по Омской области по отнесению земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 03 05:3174 к седьмой группе видов разрешенного использования, ООО "Сибирские кровли" обратилось в Арбитражный суд Омской области с данным заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из доказанности заявителем совокупности двух обстоятельств - несоответствие действий Управления Росреестра по Омской области закону и нарушение ими прав и законных интересов общества.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, Федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Правительством Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, ее территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
Земли используются в соответствии с установленными для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, позволяющих определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования. Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, пунктом 2.2 которых предусмотрен механизм определения номера разрешенного использования земельного участка, согласно которому определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (таблица N 1 приложения N 2).
Судебные инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса представленные в материалы дела документы установили, что в соответствии с указанной таблицей спорный земельный участок относится к составу 8 вида разрешенного использования.
Оснований для иных выводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр. Средний удельный показатель кадастровой стоимости кадастрового квартала 55:36:120305 для 8 вида разрешенного использования составляет 412,73 руб. за 1кв.м.
Ссылка в жалобе на несоответствие выводов судов положениям п. 2.1.16 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 , отклоняется как неосновательная.
Названной нормой Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка.
Между тем, присвоенный земельному участку общества вид разрешенного использования, является самостоятельным видом и, соответственно, не может считаться состоящим из двух видов разрешенного использования.
При таких обстоятельствах судом первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения требований и признания незаконными действий Управления Росреестра по Омской области в части применения 7 вида разрешенного использования вместо подлежащего применению 8 вида в отношении спорного земельного участка.
Иная оценка установленных судами обстоятельств процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, а поэтому отклоняются. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 25.01.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 20.04.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11429/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Фролова |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, позволяющих определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования. Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, пунктом 2.2 которых предусмотрен механизм определения номера разрешенного использования земельного участка, согласно которому определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (таблица N 1 приложения N 2).
...
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов согласно приложению.
...
Ссылка в жалобе на несоответствие выводов судов положениям п. 2.1.16 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 , отклоняется как неосновательная.
Названной нормой Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового земельного участка с более чем одним видом разрешенного использования его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее, на площадь земельного участка."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 августа 2011 г. N Ф04-3732/11 по делу N А46-11429/2010