г. Тюмень |
Дело N А75-11356/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 3 октября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Беловой Л.В.
Отческой Т.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" на решение от 08.04.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Кущева Т.П.) и постановление от 05.07.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шарова Н.А., Глухих А.Н., Еникеева Л.И.) по делу N А75-11356/2010 по иску Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (628007, г. Ханты-Мансийск, ул. Дунина - Горкавича, 1, ИНН 8601030798, ОГРН 1078601000103) к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (628331, г. Нефтеюганск, ул. Ленина, д. 26, ИНН 8604035473, ОГРН 1058602819538) о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду в сумме 32 478 669 руб.
В судебном заседании приняли участие представители сторон: от Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Гранкина С.Г. по доверенности от 28.06.2011 N 173; от общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Бальченко Г.Ю. по доверенности от 01.01.2011.
Суд установил:
Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз", Общество, ответчик) о взыскании 32 478 669 руб. ущерба, причиненного лесному фонду в результате нарушения лесного законодательства.
Решением от 08.04.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оставленным без изменения постановлением от 05.07.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования Департамента удовлетворены частично. С ООО "РН-Юганскнефтегаз" в пользу Департамента взысканы: ущерб в размере 23 241 472,87 руб., в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 132 666 руб. В остальной части заявленных Департаментом требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "РН-Юганскнефтегаз", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права; неприменение судами нормативного акта, подлежащего применению при исчислении ущерба; несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в заявленной Департаментом ко взысканию сумме ущерба, причиненного лесному фонду, указывая на недоказанность представленного расчета ущерба, считая, что местом лесонарушения является - болото, а площадь леса составляет - 0.24 га., представляя при этом свой расчет ущерба, причиненного лесному фонду, ссылаясь на сумму фактических затрат, произведенных Обществом в 2009-2010 годах по рекультивации земель данного лесного фонда, которые не были учтены судами при взыскании ущерба.
Департамент в кассационной жалобе, ссылаясь на не достаточное исследование судами представленных доказательств, указывая при этом на порчу почвы в другом участковом лесничестве (Троицком), который не был предметом судебного разбирательства по настоящему делу; на нарушение обеими судебными инстанциями норм материального права при исчислении размера ущерба, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Вместе с тем, в отзыве на кассационную жалобу ответчика Департамент просил оставить кассационную жалобу ООО "РН-Юганскнефтегаз" без удовлетворения, судебные акты - без изменения.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просило отменить решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
В судебном заседании представители Департамента и Общества поддержали свои доводы, изложенные в кассационных жалобах и отзывах на данные жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировав доводы сторон и считает, что кассационные жалобы Департамента и Общества не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.07.2010 в адрес Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (правопредшественник Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) из Сургутского межрайонного следственного отдела Следственного Управления по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступило письмо, содержащее информацию о том, что 24.08.2009 на территории Нефтеюганского района в 4 430 м. от точки N 21бис (район куста N 10ма) на Мамонтовском лицензионном участке установлен факт уничтожения плодородного слоя почвы и загрязнение поверхностных вод, произошедших вследствие допущенного аварийного разлива нефти. Причиной загрязнения явилось происшедший 23.04.2009 случай некатегорийного отказа нефтепровода D2бт.26б-УПСВ4, эксплуатируемого Обществом, расположенного в выделе 28 квартал 41 Нефтеюганского участкового лесничества.
С целью проверки указанных фактов Департаментом 21.07.2010 издан приказ N 188-ЛК о проведении в период с 05.08.2010 по 12.08.2010 внеплановой выездной проверки ООО "РН-Юганскнефтегаз".
Обществу 23.07.2010 было направлено извещение N 532 о проведение внеплановой проверки по государственному лесному контролю и надзору, в котором ответчику предлагалось направить представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" 05.08.2010 к 10 часам в административное здание Территориального Управления - Нефтеюганское лесничество, расположенное по адресу: г. Пыть-Ях, ул. Советская, дом 61.
При этом в вышеуказанном извещении указывалось, что представитель Общества должен иметь при себе доверенность на право представления интересов компании и подписания документов, составленных в ходе проведения проверки.
В ходе проверки, проводимой с участием представителя Общества, выявлен факт разлива водонефтяной эмульсии на площади 5,14 га. в выделах 28, 26 квартала 41 Нефтеюганского участкового лесничества, категория лесов - эксплуатируемые леса, являющиеся федеральной собственностью, что зафиксировано в акте осмотра от 06.08.2010 N 4-н.
По результатам проверки должностными лицами Департамента в период с 05.08.2010 по 12.08.2010 выдела 30 квартала 45 Юнг-Яхтского участкого лесничества, квартала 41 выделов 26, 28 Нефтеюганского участкого лесничества Территориального Управления - Нефтеюганское лесничество, Нефтеюганского административного района, Ханты - Мансийского автономного округа - Югры выявлены следующие факты: в результате отказа трубопровода на водоводе технической воды, эксплуатируемой Обществом, и расположенного в выделе 30 квартала 45 Юнг-Нефтеюганского участкового лесничества, произошел разлив технической воды в лесной массив на площади 0.9858 га.
Кроме того, в квартале 41 выделы 26, 28 Нефтеюганского лесничества Территориального управления - Нефтеюганское лесничество Нефтеюганского административного района Ханты - Мансийского автономного округа - Югры обнаружен разлив водо-нефтяной эмульсии на площади 5.14 га, что привело к порче почвы на площади 5.14 га и уничтожению деревьев и подроста на площади 0.24 га.
По нарушению требований лесного законодательства в отношение ООО "РН-Юганскнефтегаз" составлен акт проверки N 7 от 5-12.08.2010.
Кроме того, в отношении Общества составлен протокол о лесонарушении от 12.08.2010 N 5, с расчетом суммы ущерба, причиненного вышеуказанным лесонарушением.
При этом общий размер ущерба, причиненного лесному фонду составил - 32 478 669 руб., в том числе в результате порчи почв нефтезагрязнением, произошедшем в 2009 году, причинен вред на сумму 32 330 188,80 руб., незаконного повреждения деревьев - 108 813,67 руб., уничтожения подроста - 39 667,20 руб.
Указанные выше документы были составлены при участии представителя Общества - Клименок Д.В., действующего на основании доверенности от 01.01.2010 N 113/10, подписанной уполномоченным должностным лицом Общества.
При этом размер вышеуказанного вреда рассчитан Департаментом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства".
В претензионном письме от 12.08.2010 N 585 Департамент предложил ООО "РН-Юганскнефтегаз" в добровольном порядке в срок до 22.09.2010 возместить причиненный лесному фонду ущерб в вышеуказанной сумме.
Поскольку в указанный срок сумма ущерба ответчиком не возмещена, Департамент обратился в суд с настоящим иском о взыскании ущерба в размере 32 478 669 руб.
Исследовав материалы дела и руководствуясь положениями статей 1064 и 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 99, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 3 и частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также статьями 65, 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что представленные Департаментом письменные доказательства подтверждают вину ООО "РН-Юганскнефтегаз" в причинении ущерба лесному фонду.
Проверив расчет ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в том числе в результате уничтожения или порчи почвы в результате нефтезагрязнения, рассчитанного Департаментом на основании пункта 5 приложения N 4 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", действовавшему на момент обнаружения правонарушения, суды признали обоснованными исковые требования Департамента по возмещению ущерба в размере 23 241 472,87 руб.
При расчете суммы ущерба в результате уничтожения или порчи почвы, суды руководствовались постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", и правомерно применили ставку, установленную в отношении деловой древесины средней крупности (86,40 руб. - наибольшая ставка платы за единицу объема древесины, преобладающей основной лесообразующей породы в эксплуатируемых лесах, в которых установлено лесонарушение со стороны Общества).
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из следующего.
Нормы статей 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают полное возмещение вреда, причиненного юридическими и физическими лицами окружающей среде.
Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Такса и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из положений статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что нефтепровод относится к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды.
Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной ответственностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 названного кодекса (часть 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Нефтепровод в соответствии с действующим законодательством относится к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды, что следует из положений статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обеззараживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижение негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов (пункт 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).
Материалами дела подтверждено и судами установлено, что в результате разлива в 2009 году нефтесодержащей жидкости на территории квартала 41 выделы 26, 28 Нефтеюганского лесничества Территориального управления - Нефтеюганское лесничество Нефтеюганского административного района Ханты - Мансийского автономного округа - Югры произошло причинение эксплуатационным лесам ущерба на сумму 23 241 472,87 руб., включая в том числе порчу почвы, незаконное повреждением деревьев и уничтожением подроста.
Возмещение вреда, причиненного лесонарушением, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам являются повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, которая устанавливается с учетом не только материального, но и экологического вреда, причиненного природной среде.
С учетом установленных обстоятельств, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку судами дана соответствующая оценка фактическим обстоятельствам дела с учетом действующего законодательства.
Изложенные в кассационных жалобах доводы ООО "РН-Юганскнефтегаз" и Департамента были всесторонне исследованы и получили объективную правовую оценку при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 08.04.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 05.07.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-11356/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной ответственностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 названного кодекса (часть 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Нефтепровод в соответствии с действующим законодательством относится к категории опасных производственных объектов, на которых хранятся и транспортируются вещества, представляющие опасность для окружающей среды, что следует из положений статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обеззараживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижение негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов (пункт 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 октября 2011 г. N Ф04-4517/11 по делу N А75-11356/2010
Хронология рассмотрения дела:
27.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17243/11
19.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 17243/11
03.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4517/11
05.07.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3618/11
05.07.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3694/11
18.05.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3694/11
17.05.2011 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3618/11