г. Тюмень |
|
22 сентября 2014 г. |
Дело N А67-1039/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" в лице Томского филиала на решение Арбитражного суда Томской области от 03.02.2014 (судья Сулимская Ю.М.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Ходырева Л.Е.) по делу N А67-1039/2013 по иску федерального государственного унитарного предприятие "Рослесинфорг" в лице Томского филиала (109316, г. Москва, пр-кт Волгоградский, д. 45, стр. 1, ИНН 7705028865, ОГРН 1037739350835) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 10, стр. 1, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Томской области о признании незаконными действий по отказу в кадастровом учете и об обязании поставить земельный участок на кадастровый учет.
Другие лица, участвующие в деле: Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, федеральное государственное учреждение "Рослесресурс", Департамент лесного хозяйства Томской области.
Суд установил:
федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" в лице Томского филиала (далее - ФГУП "Рослесинфорг") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Томской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области, учреждение) о признании незаконными действий по отказу в кадастровом учете согласно решению об отказе в кадастровом учете земельного участка N 70/13-3074 от 25.01.2013; обязании устранить допущенные нарушения и поставить земельный участок на кадастровый учет.
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на статью 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статью 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определениями суда от 02.04.2013 и от 23.05.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, федеральное государственное учреждение "Рослесресурс", Департамент лесного хозяйства Томской области.
Решением Арбитражного суда Томской области от 03.02.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФГУП "Рослесинфорг" обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела.
По его мнению, суд первой и второй инстанций не исследовали вопрос об установлении границ исходного земельного участка с кадастровым номером 70:06:0100027:14784.
Заявитель считает, что судами неверно истолкованы положения части 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ на основе которых суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу, а апелляционный суд не принял во внимание то, что преобразование земельного участка путем его раздела или выдела из него нового участка возможно только в установленных границах исходного земельного участка.
ФГУП "Рослесинфорг" полагает, что судом не полностью выясненные обстоятельства, имеющие значения для дела, неправильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в обжалуемом решении и постановление, не соответствуют обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент лесного хозяйства Томской области просит удовлетворить кассационную жалобу в полном объеме.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что они подлежат отмене.
Из материалов дела видно, что 25.01.2013 Отделом кадастрового учета филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области было вынесено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: Томская область, Каргасокский район, Васюганское лесничество.
Основанием для отказа стало выявление следующего обстоятельства: земельный участок, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из земельного участка с кадастровым номером 70:06:0100027:14784, раздел которого не допускается в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.
Предприятию указано на необходимость уточнить площадь и местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 70:06:0100027:14784.
ФГУП "Рослесинфорг", считая, что действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области являются незаконными и нарушающими его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Томской области с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, рассматривая спор, установил, что на основании государственного контракта от 14.02.2012 N Р-2К-12/1, заключенного между ФГУ "Рослесресурс" (заказчик) и ФГУП "Рослесинфорг" в лице Томского филиала (исполнитель), заявителем выполнены кадастровые работы по образованию самостоятельных земельных участков путем раздела земельного участка Васюганского лесничества с кадастровым номером 70:06:0100027:14784.
Исходный земельный участок, из которого образуется земельный участок, в кадастровом учете которого отказано ответчиком, находится в собственности Российской Федерации (условный номер 70-70-08/164/2008-894, свидетельство о праве собственности 70 АБ 271204 от 19.11.2008). На основании заявления представителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области 23.12.2009 данный земельный участок был внесен в государственный кадастр недвижимости под кадастровым номером 70:06:0100027:14784 со статусом ранее учтенного.
Данный участок имеет ориентировочные границы и декларативную площадь, поскольку местоположение его границ посредством определения координат характерных точек таких границ не осуществлялось, межевой план не составлялся, в государственном кадастре недвижимости (ГКН) отсутствует описание местоположения границ земельного участка, являющееся в соответствии со статьей 7 Закона о кадастре одной из уникальных характеристик земельного участка.
Суд счел обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела довод учреждения о том, что земельный участок с кадастровым номером 70:06:0100027:14784 относится к категории ранее учтенных как объект, государственный кадастровый учет которого не осуществлен, но права на который зарегистрированы и которому органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, присвоен условный номер. Местоположение (координаты) его границ не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, точная площадь не определена.
Оценивая правомерность отказа в постановке участка на кадастровый учет по указанному выше основанию, суд пришел к выводу о том, что для проведения кадастрового учета нового земельного участка необходимо уточнить площадь и местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 70:06:0100027:14784. Данный вывод мотивирован ссылкой на статью 11.1, пункты 1, 6 статьи 11.4 ЗК РФ, часть 3 статьи 25 Закона о кадастре.
Апелляционный суд с указанными мотивами и выводами суда первой инстанции согласился и оставил решение без изменения.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает, что выводы судебных инстанций в обжалуемой части сделаны с нарушением норм материального права.
Абзацем 2 пункта 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 (редакция от 23.03.2012) "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" определено следующее.
При обжаловании в апелляционном или кассационном порядке судебного акта, основанного на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, суд апелляционной или кассационной инстанции учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта. При этом в мотивировочной части судебного акта, принимаемого по результатам рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы, может содержаться указание на соответствующее постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, принятое по результатам рассмотрения дела в порядке надзора (часть 4 статьи 170 АПК РФ).
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что в настоящем деле следует исходить из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 4890/14 по делу N А67-1041/2013, согласно которой является неверным вывод судов о том, что разделу ранее учтенного земельного участка, поставленного на кадастровый учет без установления границ, препятствуют в совокупности требования пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ, части 3 статьи 25 Закона о кадастре.
Судами не было учтено следующее.
Пунктом 6 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Исключение для государственных и муниципальных земельных участков, прошедших кадастровый учет как ранее учтенные участки, без установления их точной площади и описания границ посредством определения координат характерных точек, названная норма не содержит.
Поэтому пункт 6 статьи 11.4 ЗК РФ не создает препятствий к кадастровому учету образованного и описанного в соответствии с требованиями земельного законодательства земельного участка, представляющего собой часть ранее учтенного земельного участка, границы которого в соответствии с требованиями земельного законодательства не были установлены.
Согласно части 3 статьи 25 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до 01.10.2013) кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, с исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании названного Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона о кадастре (в редакции, действующей с 01.10.2013) кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании данного Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Следовательно, и старая, и новая редакции части 3 статьи 25 Закона о кадастре допускают кадастровый учет изменений границ и (или) площади земельного участка, определенных со степенью точности, не соответствующей современным требованиям, а также в виде исключения - кадастровый учет земельного участка, образуемого посредством выдела из преобразуемого земельного участка или его раздела, если преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон к Лесному кодексу), а также частью 6 статьи 47 Закона о кадастре.
В частности, Вводным законом к Лесному кодексу предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2).
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).
В силу части 6 статьи 39 Закона о кадастре согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Закона о кадастре определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Таким образом, в силу закона одинаковый правовой статус ранее учтенных земельных участков имеют следующие лесные участки в составе лесного фонда: в отношении которых имеется план лесного участка; в отношении которых зарегистрированы вещные права и их ограничения; прошедшие государственный кадастровый учет без описания их границ, в соответствии с требованиями кадастрового законодательства (в виде учетной записи в государственном кадастре недвижимости).
Принимая во внимание эти особенности правового регулирования, отражающие специфику всех ранее учтенных лесных участков в составе земель лесного фонда, их государственный кадастровый учет с описанием границ, в соответствии с требованиями земельного законодательства должен осуществляться единообразно.
Поскольку все лесные участки в составе земель лесного фонда, со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством, в постановке на государственный кадастровый учет образуемых из них участков с надлежащим описанием границ путем раздела исходного земельного участка и сохранением его в измененных границах не может быть отказано на том основании, что исходный лесной земельный участок прошел кадастровый учет исключительно в виде записи в государственном кадастре недвижимости.
При этом исходный земельный участок сохраняет свой государственный кадастровый номер, его декларативная площадь уменьшается на точно установленную площадь образуемого земельного участка, а изменения описания местоположения границ исходного участка не происходит по причине их отсутствия в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, отсутствует прямой запрет и какие-либо иные законодательные ограничения к отказу в государственном кадастровом учете подобных лесных земельных участков.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене, кассационная жалоба - удовлетворению.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями в полном объеме, но ими неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 03.02.2014 и постановление Седьмого апелляционного суда от 04.04.2014 по делу N А67-1039/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Признать незаконным решение федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 25.01.2013 N 70/13-3074 об отказе в кадастровом учете земельного участка.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" осуществить по заявлению от 28.12.2012 N 11-5797490 на основании межевого плана от 25.12.2012 N 40824FF9-0433-4301-9BC0-64FBFA18E938 кадастровый учет земельного участка, находящегося по адресу: Томская область, Каргасокский район, Васюганское лесничество.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным (пункт 2 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу).
В силу части 6 статьи 39 Закона о кадастре согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Закона о кадастре определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 сентября 2014 г. N Ф04-6672/14 по делу N А67-1039/2013