г. Тюмень |
|
|
Дело N А67-4634/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 ноября 2011 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Перминовой И.В.
Роженас О.Г.
при ведении протокола помощником судьи Квитко Д.С.,
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промышленный региональный банк" на решение от 23.05.2011 Арбитражного суда Томской области (судья Скачкова О.А.) и постановление от 09.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Журавлева В.А., Хайкина С.Н.) по делу N А67-4634/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промышленный региональный банк" (634009, город Томск, переулок Войкова, 2а, ИНН 7000000719, ОГРН 1027000000059) к Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области (636070, Томская область, город Северск, проспект Коммунистический, 5, ИНН 7024003317, ОГРН 1047000367578) о признании незаконным решения в части привлечения к налоговой ответственности.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Промышленный региональный банк" - Исаева О.А. по доверенности от 11.04.2011;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области - Лукьянова А.В. по доверенности от 01.03.2011.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Промышленный региональный банк" (далее - банк) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по ЗАТО Северск Томской области (далее - инспекция) о признании незаконным решения от 22.04.2010 N 4506 (далее - решение инспекции) в части привлечения банка к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде штрафа в размере 161 869 рублей 02 копеек, и ответственности, предусмотренной статьей 134 Кодекса, в виде штрафа в размере 604 908 рублей 62 копеек.
Решением от 06.09.2010 Арбитражного суда Томской области заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 27.10.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением от 25.02.2011 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение суда от 06.09.2010 и постановление апелляционного суда от 27.10.2010 в части признания недействительным решения инспекции относительно привлечения банка к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 134 Кодекса, в виде уплаты штрафа в размере 604 908 рублей 62 копеек оставлено без изменения. В остальной части принятые по настоящему делу судебные акты отменены, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
При новом рассмотрении дела решением от 23.05.2011 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявления банка о признании незаконным решения инспекции в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 135 Кодекса, в виде уплаты штрафа в размере 161 869 рублей 02 копеек отказано.
Постановлением от 09.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Банк обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение от 23.05.2011 и постановление от 09.08.2011 отменить, заявленные требования удовлетворить.
В кассационной жалобе указано, что судами не исследованы обстоятельства дела относительно размера списанных банком денежных средств преимущественно перед инкассовым поручением инспекции, влияющего на определение размера санкции; не разрешен вопрос соотношения очередностей исполнения инкассового поручения инспекции и платежных поручений клиента по текущим платежам.
По мнению банка, в нарушение действующего законодательства применена статья 855 Гражданского кодекса Российской Федерации; суды должны были применить статью 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Представитель инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, определением от 21.04.2009 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-692/09 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Микрорайон Сосновка" (далее - общество) введена процедура банкротства - наблюдение.
Определением суда от 24.08.2009 в отношении общества введена процедура банкротства - внешнее управление.
Общество является налоговым агентом, имеет один открытый расчетный счет в банке.
06.08.2009 банком получено направленное инспекцией инкассовое поручение от 05.08.2009 N 4302 (далее - инкассовое поручение) о списании с расчетного счета общества задолженности в размере 2 637 477 рублей по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
В связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете общества инкассовое поручение было помещено в картотеку N 2.
Инспекцией установлено, что в период с 24.06.2009 по 25.01.2010 на расчетный счет общества поступили денежные средства в сумме 4 808 490 рублей 88 копеек, которые списаны банком на вознаграждение арбитражному управляющему, заработную плату работников, банковские услуги, оплату государственной пошлины, оплату услуг по аудиторской проверке, на уплату налогов, текущего НДФЛ и прочие платежи, не связанные с исполнением инкассового поручения.
Поскольку инкассовое поручение поступило в банк раньше, чем платежные поручения на перечисление заработной платы и вознаграждения внешнему управляющему, которые поставлены в картотеку 26.08.2009, то, по мнению инспекции, оно подлежало исполнению банком в порядке календарной очередности.
На основании установленных обстоятельств инспекция оспариваемым решением привлекла банк к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 135 Кодекса в виде штрафа в размере 161 869 рублей 02 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Томской области от 28.06.2010 N 266 апелляционная жалоба банка на решение инспекции оставлена без удовлетворения.
Банк, не согласившись с решением инспекции в части привлечения его к налоговой ответственности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного банком требования о признании незаконным решения инспекции в части привлечения его к ответственности по пункту 1 статьи 135 Кодекса, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности в действиях банка нарушения налогового законодательства.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу пункта 6 статьи 226 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Пунктами 4, 6 статьи 46, пунктами 1, 2 статьи 60 Кодекса закреплена безусловная обязанность банка исполнить поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента не позднее одного операционного дня с рублевого счета, но при условии соблюдения порядка очередности платежей, определенного гражданским законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 60, пунктом 1 статьи 135 Кодекса предусмотрено, что неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 10 постановления Пленума от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснил, что требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
Исходя из анализа указанных норм права, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что инкассовое поручение на перечисление удержанного НДФЛ подлежало исполнению банком в очередности, установленной статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом суды правильно указали, что положения статьи 134 Закона о банкротстве не подлежат применению при рассмотрении настоящего дела, поскольку суммы НДФЛ не относятся ни к текущим платежам должника, ни к платежам, подлежащим включению в реестр требований кредиторов.
Запреты и правила, установленные Законом о банкротстве, не распространяются на правоотношения, в которых должник выступает налоговым агентом. Введение процедур банкротства в отношении общества не устраняет его обязанности как налогового агента исполнять свои обязанности по перечислению в бюджет удержанных сумм НДФЛ. Поэтому требования инспекции к обществу как к налоговому агенту об уплате НДФЛ удовлетворяются в установленном налоговым законодательством порядке.
Поскольку у банка отсутствовали правовые основания для неисполнения инкассового поручения, суды признали обоснованным привлечение его к ответственности по пункту 1 статьи 135 Кодекса.
Суды установили, что размер штрафа по пункту 1 статьи 135 Кодекса, разногласия по арифметическому расчету которого у представителей участвующих в деле лиц отсутствовали, составил 235 750 рублей 52 копейки, что превышает сумму штрафа, начисленную оспариваемым решением инспекции.
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для признания незаконным решения инспекции в части ответственности по пункту 1 статьи 135 Кодекса в виде штрафа в размере 161 869 рублей 02 копеек.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, не усматривается.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов и основаны на ошибочном толковании норм права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.05.2011 Арбитражного суда Томской области и постановление от 09.08.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4634/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Промышленный региональный банк" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Банк был оштрафован из-за того, что не исполнил поручение налогового органа на списание с р/с общества средств в счет уплаты НДФЛ.
Посчитав штраф необоснованным, банк обратился в суд.
Согласно его доводам он не имел права исполнять названное поручение. Причина - в отношении указанного общества, являющегося налоговым агентом, была введена процедура банкротства. Следовательно, должны применяться нормы Закона о банкротстве, которые предусматривают определенную очередность удовлетворения требований кредиторов.
Суд округа не согласился с такой позицией и пояснил следующее.
В силу НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога.
При этом НК РФ закреплена безусловная обязанность банка исполнить поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему (при условии соблюдения порядка очередности платежей, определенного гражданским законодательством).
С учетом этого спорное поручение на перечисление удержанного НДФЛ подлежало исполнению банком в названной (календарной) очередности.
Ссылка на нормы Закона о банкротстве несостоятельна, поскольку НДФЛ не относится ни к текущим платежам должника, ни к суммам, которые подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Запреты и правила, установленные Законом о банкротстве, не распространяются на правоотношения, в которых должник выступает налоговым агентом.
Введение процедур банкротства в отношении организации не устраняет ее обязанность как налогового агента перечислить в бюджет удержанные суммы НДФЛ.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 ноября 2011 г. N Ф04-158/11 по делу N А67-4634/2010
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17489/11
23.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 17489/11
28.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 17489/11
01.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-158/11
09.08.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9502/10
25.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А67-4634/2010
27.10.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9502/10