г. Тюмень |
|
09 ноября 2011 года |
Дело N А70-218/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Роженас О.Г.
судей Мартыновой С.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию по Тюменской области" на решение от 27.04.2011 Арбитражного суда Тюменской области (судья Свидерская И.Г.) и постановление от 01.08.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А70-218/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию по Тюменской области" (625000, г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, д. 63, ИНН 7204099664, ОГРН 1067203307434) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 (625009, г. Тюмень, ул. Товарное шоссе, д. 15 ИНН 7204006780, ОГРН 1047200670868) о признании незаконными решений.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию по Тюменской области" - Фомина Е.В. по доверенности от 02.11.2011;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 - Муравская Э.М. по доверенности от 02.11.2011.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию по Тюменской области" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 4 (далее - Инспекция) о признании незаконными решений от 15.07.2010 N 8947 "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и решения от 15.07.2010 N 91 "об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению".
Решением от 27.04.2011 Арбитражный суд Тюменской области отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 01.08.2011 Восьмой арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменений.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Общество считает, что судами первой и апелляционной инстанций нарушены нормы материального права; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; Общество в качестве налогового агента удержало из цены по договору продажи права на заключение договора аренды и перечислило в бюджет сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 4 221 457, 63 руб.; государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать плательщиками НДС в силу положений гражданского и налогового законодательства; Инспекция неправомерно признала заявленную Обществом налоговую выгоду необоснованной, так как государству не причинен ущерб, НДС уплачен в бюджет.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации Общества по НДС за 3 квартал 2009 года Инспекцией вынесены решения от 15.07.2010 N 8947 "об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и N 91 об отказе в возмещении НДС в размере 4 221 458 руб.
Решением от 24.11.2010 Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области N 11-12/014703 апелляционная жалоба Общества была оставлена без удовлетворения.
Решение Инспекции мотивировано тем, что Общество неправомерно заявило вычет по НДС, уплаченному в бюджет в качестве налогового агента, поскольку операции по реализации прав на заключение договора аренды не предусмотрены нормами статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщиком по данным операциям является Департамент имущественных отношений Тюменской области, Общество не является налоговым агентом.
Арбитражными судами оспариваемые решения признаны правомерными, требования Общества оставлены без удовлетворения.
Выводы судов мотивированы тем, что для предъявления к вычету сумм НДС при приобретении товаров (работ, услуг), налогоплательщику необходимо подтвердить соответствующими документами факты приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, и принятия их на учет, согласно пункту 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Перечисление НДС в бюджет Обществом в качестве налогового агента произведено без законных оснований.
Пунктом 3 статьи 161 НК РФ установлено, что при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и казенными учреждениями в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Согласно пункту 3 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 НК РФ покупателями - налоговыми агентами.
Согласно пункту 4 статьи 173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в статье 161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 НК РФ.
Арбитражными судами установлено, что Общество принимало участие в торгах и 17.08.2009 признано победителем торгов на право заключения договора аренды земельного участка. Организатором торгов выступало государственное учреждение Тюменской области "Фонд имущества Тюменской области". В Протоколе об итогах аукциона на право заключения договора аренды на победителя аукциона - Общество, возложена обязанность удержать из цены продажи предмета торгов и уплатить в бюджет НДС в размере 4 221 458, 63 руб.
Общество произвело уплату НДС в размере 4 221 458, 63 руб. на основании счета - фактуры N 8-1 от 18.08.2009, оформленной от собственного имени в качестве налогового агента.
На основании норм статьи 161 НК РФ арбитражными судами сделан вывод о том, что по операции приобретения права на заключение договора аренды Общество не является налоговым агентом по уплате НДС в бюджет.
Указанный вывод судов соответствует нормам действующего законодательства, поскольку пунктом 3 статьи 161 НК РФ предусматривается включение в налоговую базу арендной платы по каждому арендованному объекту имущества. Доходы от продажи права на заключение договора аренды не относятся к арендной плате. Размер и порядок уплаты арендной платы установлен договором аренды земельного участка.
На основании вышеизложенного, у Общества отсутствует право на вычет на основании норм пункта 3 статьи 171 НК РФ, поскольку Общество не является налоговым агентом, перечисление НДС в бюджет Обществом в качестве налогового агента произведено без установленных законом оснований.
Доводы Общества о наличии обязанности по перечислению НДС в бюджет по условиям Протокола об итогах аукциона на право заключения договора аренды, не могут являться основанием для предоставления налогового вычета.
Порядок и право на применение вычета по НДС установлены нормами статьи 171 НК РФ и не могут изменяться по соглашению сторон при заключении сделок, в том числе на торгах.
Налоговые обязательства сторон по сделкам реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяются в соответствии с нормами главы 21 НК РФ.
Органами исполнительной власти Тюменской области также не может изменяться порядок уплаты в бюджет федерального налога - НДС.
Перечисление Обществом денежных средств в бюджет в качестве уплаты НДС без предусмотренных законом оснований не может являться основанием для применения вычета по НДС в порядке, установленном статьей 171 НК РФ.
Довод Общества о включении в налоговую декларацию НДС в раздел к уплате в бюджет в качестве налогового агента не может являться основанием для отмены решения Инспекции, поскольку в соответствии с нормами статей 80, 81 НК РФ налоговая декларация заполняется Обществом самостоятельно и Общество вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию при обнаружении ошибок, не приводящих к занижению суммы налога.
Доводы кассационной жалобы о том, что предоставление в аренду земельного участка осуществляется только по результатам проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды, не могут являться основанием для признания Общества налоговым агентом в порядке пункта 3 статьи 161 НК РФ, поскольку указанная норма права предусматривает удержание НДС из арендной платы. По данному делу Обществом произведена оплата за приобретение права на заключение договора.
Суд кассационной инстанции считает правомерными выводы судов о том, что спорная сумма НДС может быть отнесена на налоговые вычеты в случае соответствия условиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 171 НК РФ в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 172 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно указали, что для предъявления к вычету сумм налога на добавленную стоимость при приобретении имущественного права, налогоплательщику необходимо подтвердить соответствующими документами факт приобретения имущественного права для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, и принятие его на учет, а также предоставить надлежащим образом оформленный счет-фактуру, выставленный в соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ продавцом имущественного права с указанием суммы налога на добавленную стоимость.
На основании приведенных норм арбитражными суда сделан правомерный вывод о том, что поскольку Обществом не представлен счет-фактура продавца имущественных прав, отвечающая требованиям статьи 169 НК РФ, то Инспекция правомерно отказала Обществу в предоставлении налогового вычета по НДС в размере 4 221 458 руб.
Арбитражными судами исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанции. Указанным доводам дана правильная правовая оценка.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.04.2011 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 01.08.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-218/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Г. Роженас |
Судьи |
С.А. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Суды первой и апелляционной инстанции обосновано указали, что для предъявления к вычету сумм налога на добавленную стоимость при приобретении имущественного права, налогоплательщику необходимо подтвердить соответствующими документами факт приобретения имущественного права для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, и принятие его на учет, а также предоставить надлежащим образом оформленный счет-фактуру, выставленный в соответствии с пунктом 3 статьи 168 НК РФ продавцом имущественного права с указанием суммы налога на добавленную стоимость.
На основании приведенных норм арбитражными суда сделан правомерный вывод о том, что поскольку Обществом не представлен счет-фактура продавца имущественных прав, отвечающая требованиям статьи 169 НК РФ, то Инспекция правомерно отказала Обществу в предоставлении налогового вычета по НДС в размере 4 221 458 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 ноября 2011 г. N Ф04-5784/11 по делу N А70-218/2011
Хронология рассмотрения дела:
30.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2949/12
11.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2949/12
09.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5784/11
01.08.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4516/11