г. Тюмень |
|
29 ноября 2011 г. |
Дело N А75-1454/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Отческой Т.И.
Шабалковой Т.Я.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" на решение от 27.05.2011 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Кущева Т.П.) и постановление от 24.08.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рябухина Н.А., Кудрина Е.Н., Рожков Д.Г.) по делу N А75-1454/2010 по иску Департамента лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628007, г. Ханты-Мансийск, ул. Дунина-Горкавича, 1, ИНН 8601030798, ОГРН 1078601000103) к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (628309, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Нефтеюганск, ул. Ленина, 26, ИНН 8604021167, ОГРН 1028601258003) о взыскании ущерба.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Александров П.Ю. (доверенность от 01.01.2011).
Суд установил:
Департамент лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, реорганизованный в Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - ООО "РН-Юганскнефтегаз") о взыскании 10 846 567, 78 руб. ущерба, причиненного лесному фонду.
Решением от 18.05.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2010, в удовлетворении исковых требований Департамента отказано.
Постановлением от 18.03.2011 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение от 18.05.2010 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
При новом рассмотрении дела решением от 27.05.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры требования Департамента удовлетворены.
Постановлением от 24.08.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "РН-Юганскнефтегаз", ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 27.05.2011 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа и постановление от 24.08.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Департаментом исковых требований и взыскании с истца судебных расходов по уплате государственной пошлины.
По мнению ООО "РН-Юганскнефтегаз", Департаментом неправильно произведен расчет суммы ущерба, причиненного лесам.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "РН-Юганскнефтегаз" поддержал доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам проверки соблюдения требований лесного законодательства, осуществленной на основании приказа от 23.07.2009 N 302-лк, Департаментом был выявлен допущенный ООО "РН-Юганскнефтегаз" на территории Нефтеюганского лесничества - Юнг-Яхского участкового лесничества, квартал N 99, выделы 23, 64, нефтеразлив на нефтепроводе, повлекший порчу почв и уничтожение деревьев до степени прекращения роста.
Данные обстоятельства зафиксированы в акте осмотра от 29.07.2009 N 54, акте проверки соблюдения требований лесного законодательства Российской Федерации 30.07.2009 N 54А и акте от 31.07.2009 N 34 о лесонарушении.
На основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного хозяйства" и приложения N 4 к указанному постановлению, а также постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" Департаментом рассчитана сумма ущерба, которая составила 10 846 567 руб. 78 коп.
Поскольку ущерб ООО "РН-Юганскнефтегаз" не был возмещен, Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании названного ущерба.
Принимая судебные акты об удовлетворении требований Департамента, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этим лицом вред лесам.
Статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Такса и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" предусмотрена методика и утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 4.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что из содержания акта о лесонарушении от 31.07.2009 N 34, составленного с участием представителя ООО "РН-Юганскнефтегаз" Богатырева А.Н., следует, что разлив нефти произошел на территории Юнг-Яхского участкового лесничества в квартале N 99, выделы 23, 64, отнесённого к категории эксплуатационных лесов.
Поскольку эксплуатационные леса расположены на землях лесного фонда, Департаментом правомерно применены методика и таксы исчисления вреда, причиненного лесам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 273 от 08.05.2007 (приложение N 4).
Изложенным в кассационной жалобе доводам ООО "РН-Юганскнефтегаз" о неправильном расчете Департаментом суммы ущерба, причиненного лесам, дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Принимая во внимание, что в кассационной жалобе не содержится указаний на доказательства, опровергающие выводы двух судебных инстанций, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.05.2011 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 24.08.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1454/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая судебные акты об удовлетворении требований Департамента, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лицо, виновное в нарушении лесного законодательства, обязано не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этим лицом вред лесам.
Статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Такса и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" предусмотрена методика и утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, в том числе лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, согласно приложению N 4.
...
Поскольку эксплуатационные леса расположены на землях лесного фонда, Департаментом правомерно применены методика и таксы исчисления вреда, причиненного лесам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 273 от 08.05.2007 (приложение N 4)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2011 г. N Ф04-9342/10 по делу N А75-1454/2010
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3764/12
19.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N 3764/12
29.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-9342/10
24.08.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5445/11
18.03.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А75-1454/2010
22.10.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5617/2010