г. Тюмень |
|
15 декабря 2011 г. |
Дело N А03-804/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Беловой Л.В.
Отческой Т.И.
при ведении протокола помощником судьи Володиной Ю.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Барнаульская сетевая компания" на решение от 23.05.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судья Дружинина Н.М.) и постановление от 06.09.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Бородулина И.И., Колупаева Л.А.) по делу N А03-804/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Барнаульская сетевая компания" (656015, г. Барнаул, ул. Деповская, 19, ИНН 2221070063, ОГРН 1052201916975) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (656059, г. Барнаул, ул. Пролетарская, д. 65, ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547) о признании недействительными ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
Другие лица, участвующие в деле: индивидуальный предприниматель Тулина Виктория Ивановна.
В заседании приняли участие: от общества с ограниченной ответственностью "Барнаульская сетевая компания" - Вяткина Е.Г. по доверенности от 20.12.2010
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю - Вихарева О.В. по доверенности от 31.05.2011.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Барнаульская сетевая компания" (далее - ООО "БСК", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - УФАС по Алтайскому краю, Управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 10.12.2010 N 69-ФАС22-АМ/10-10 и предписания от 26.11.2010 г. N 69-ФАС22-АМ/10-10.
Определением от 31.03.2011 Арбитражного суда Алтайского края индивидуальный предприниматель Тулина Виктория Ивановна (далее - предприниматель, ИП Тулина В.И.) привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 23.05.2011 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 06.09.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных ООО "БСК" требований отказано.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, при принятии судебных актов судами нарушены нормы материального права, регулирующие Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя - ИП Тулина В.И.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ИП Тулина В.И. до начала судебного заседания не представила.
В отзыве антимонопольного органа указывается на законность принятых по делу судебных актов.
Представители Общества и антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, заслушав предстаивтелей сторон, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИП Тулина В. И. подала в ООО "БСК" заявку от 09.04.2010 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям ООО "БСК", в связи с необходимостью увеличения мощности энергопринимающих устройств магазина, принадлежащего данному предпринимателю и расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Змеиногорский тракт, 71в.
ООО "БСК" 20.04.2010 предпринимателю выданы технические условия от 20.04.2010 N 04-00/1071 для подключения к электрическим сетям вышеуказанного магазина в связи с увеличением мощности (далее - технические условия).
В данных технических условиях для подключения к электрическим сетям в связи с увеличением мощности указана присоединенная мощность 167 кВА, в том числе существующая 60 кВА и максимальная мощность 150 кВт.
В пункте 3 технических условий содержатся следующие требования: проложить КЛбкв РП28-ТП961, марки АСБЗх185мм2, для чего в РУбкв ТП961 установить камеру КСО-366 с ВНБ-10 и выполнить реконструкцию кабельного канала.
Предпринимателю также направлен проект договора на технологическое присоединение к электрическим сетям от 04.05.2010, согласно пункту 2.3.2 которого исполнение мероприятий, предусмотренных в пункте 3 технических условий исполнитель (ООО "Барнаульская сетевая компания") взял на себя.
Однако в пункте 1.2 проекта договора указано, что "в связи с отсутствием тарифа на технологическое присоединение исполнитель с согласия заказчика обращается в Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края для расчета индивидуального тарифа на технологическое присоединение. Оплата производится в следующем порядке: в течение 3 (трех) дней с момента установления индивидуального тарифа на технологическое присоединение путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя", что свидетельствует о том, что исполнитель возлагает на заказчика (ИП Тулину В.И.) обязанность по оплате затрат, понесенных им в связи с технологическим присоединением.
ООО "БСК" обратилось в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (исх. N 303 от 26.05.2010) с заявлением об установлении платы по индивидуальному проекту на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ИП Тулиной В.И. к электрическим сетям ООО "Барнаульская сетевая компания" в сумме 2 250 625, 50 руб.
Предприниматель Тулина В.И., посчитав данную сумму необоснованной, обратилась в Южно-Сибирское управление Ростехнадзора за разъяснениями о необходимости выполнения требований, содержащихся в пункте 3 технических условий.
Южно-Сибирское управление Ростехнадзора письмом от 22.06.2010 N 3121 в ответе предпринимателю указало, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 25 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроэнергии), обязательны для исполнения сетевой организацией за счет ее средств.
После получения указанного ответа ИП Тулина В. И. обратилась в УФАС по Алтайскому краю с заявлением о проверке обоснованности требования ООО "БСК", изложенного в пункте 3 технических условий, в связи с увеличением мощности, на соответствие требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 35-ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения заявления предпринимателя Комиссия УФАС по Алтайскому краю решением от 10.12.2010 (резолютивная часть оглашена 26.11.2010) N 69-ФАС22-АМ/10-10 действия Общества, выразившиеся в необоснованном включении в технические условия на электроснабжение магазина, расположенного по адресу: г. Барнаул, ул. Змеиногорский тракт, 71в, принадлежащего предпринимателю пункта 3 технических условий от 20.04.2010 N 04-00/1071, а также включении в условия договора технологическое присоединение пункта 1.2, предусматривающего оплату мероприятий по технологическому присоединению за счет средств потребителя, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Выданным на основании указанного решения предписанием от 26.11.2010 N 69-ФАС22-АМ/10-10 УФАС по Алтайскому краю обязало Общество в срок до 20.12.2010 прекратить нарушение часть 1 статьи 10 Закон "О защите конкуренции", а именно, пункт 3 технических условий от 20.04.2010 N 04-00/1071, выданных предпринимателю и пункт 1.2 проекта договора о технологическом присоединении, предложенного ИП Тулиной В. И. к заключению 04.05.2010, привести в соответствие с требованиями пункта 25 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
Не согласившись с данными ненормативными правовыми актами антимонопольного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришил к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют у ООО "БСК" основания для включения в технические условия на технологическое присоединение магазина ИП Тулиной В.И. пункта 3 об усилении существующей электрической сети для присоединения магазина ИП Тулиной В.И, а в договоре на технологическое присоединение условия по оплате этих работ.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов соответствующими материалам дела и следующим нормам права.
Судами установлено, что ООО "БСК" является субъектом естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе и занимает доминирующее положение в сфере услуг по передаче электрической энергии и включено в Реестр на основании Приказа ФСТ России от 18.04.2005 N 14-э в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно разьяснениям, содержащемся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ, статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Согласно положениям статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрическолй энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, предусмотренным Правительством Российской Федерации и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемым между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке установленном Правительством Российс кой Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по представлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
При этом недопускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение, а также расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче.
Пункт 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению.
При этом работы по фактическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрической сети, как следует из положений статьи 26 Закона об электроэнергетике и пункта 7 Правил технологического присоединения, выполняются на основании заключенного ими с сетевой организацией договора о подключении к электрическим сетям.
Пункт 7 Правил технологического присоединения устанавливает процедуру технологического присоединения, в том числе, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, к электрическим сетям которой планируется технологическое присоединение (пункт 8 Правил) с приложением указанных в пункте 10 Правил документов.
Согласно пункту 22 Правил технологического присоединения для заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, а также для физических лиц сетевая организация обязана в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки направить для согласования проект договора и технических условий.
Судами установлено, что Управлением ФАС по Алтайскому краю Обществу вменяется нарушение Закона "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном включении в технические условия на электроснабжение магазина в связи с увеличением мощности пункта 3, а также установление в проекте договора (пункт 1.2) условий оплаты мероприятий по технологическому присоединению за счет средств предпринимателя.
Согласно пункту 25 "б" Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей должны быть указаны обоснованные требования к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроэнергии), обязательные для исполнения сетевой организацией за счет ее средств.
В рассматриваемом случае, указывая в пункте 3 технических условий мероприятия по усилению существующей электрической сети в связи с увеличением мощности на 100 кВт: необходимость реконструировать кабельный канал, установить камеру и проложить кабель, ООО "БСК" не подтвердило обоснованность требования к усилению существующей электрической сети.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что ООО "БСК" предусмотрело в договоре (пункт 1.2) условия, противоречащие пункту 25 "б" Правил технологического присоединения, о том, что оплата должна быть произведена в течение трех дней с момента установления индивидуального тарифа на технологическое присоединение уполномоченным органом путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя (ООО "БСК"), то есть предусмотрена оплата за технологическое присоединение заказчиком исполнителю. При этом в названном пункте установлено, что исполнитель для расчета индивидуального тарифа обращается с согласия заказчика.
Материалами дела подтверждено, что ООО "БСК" обратилось с таким заявлением в Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (л.д. 36), однако доказательств того, что на это получено согласие заказчика (ИП Тулиной В. И.) не представлено.
В соответствии с пунктом 31 Правил технологического присоединения заключения о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения сетевой организацией в целях проверки обоснованности установления сетевой организацией факта отсутствия технической возможности по критериям, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 28 настоящих Правил, могут быть даны федеральным органом исполнительной власти по технологическому надзору.
Судами установлено отсутствие необходимости усиления существующей электрической сети для присоединения новых мощностей (магазина ИП Тулиной В. И.), о чем неоднократно указывало Южно-Сибирское управление Ростехнадзора в заключениях от 14.10.2010 N 5893, от 19.11.2010 N 17-6148.
В связи с изложенным вывод судов об отсутствии у ООО "БСК" оснований для включения в технические условия на технологическое присоединение магазина ИП Тулиной В.И. пункта 3 об усилении электрической сети, а в договоре на технологическое присоединение условия об оплате этих работ, является обоснованным.
В процессе установления тарифа по индивидуальному проекту Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов для ИП Тулиной В.И. Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора дано заключение от 14.10.2010 N 589, в котором указано, что увеличение мощности магазина, принадлежащего предпринимателю Тулиной В.И. на 100 кВт (10А) существенной роли на загруженность КЛ-6 кВ не повлияет и за счет перераспределения нагрузок с других подстанций позволит в нормальном режиме перенести аварийную ситуацию; в соответствии с пунктом 33 Правил, при наличии ограничения на технологическое присоединение, дополнительные мощности допускается присоединять энергопринимающие устройства к электрическим сетям, в пределах величины мощности не вызывающей ограничений в использовании потребляемой мощности всех ранее присоединенных к данным сетям потребителей электрической энергии.
Более того, согласно заключению Южно-Сибирского управления Ростехнадзора от 19.11.2010 N 17-6148, электроустановки магазина ИП Тулиной В.И. (ул. Змеиногорский тракт, 71в) были подключены к электрическим сетям ООО "Барнаульская сетевая компания" 23.12.2006 по техническим условиям от 14.08.2003 N 04-29/1683 на установленную мощность 60 кВт, в то время как проектная мощность магазина- 259 кВт.
Кроме того, ООО "СУ АМЗ" (застройщик жилого комплекса по ул. Змеиногорский тракт, 71в и магазина) было дополнительно построено две трансформаторные подстанции 2*630 = 1260 кВА и проложено две новые кабельные линии электропередач 6кВ от ТП-562 и ТП-360.
Из вышеизложенного следует, что ООО "Барнаульская сетевая компания" получило дополнительные мощности 1260 кВА, при этом на весь комплекс выделяя всего 350 кВт, в том числе на магазин - 60 кВт. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ООО "БСК" изначально не выделено на вышеуказанный магазин 190 кВт запроектированной мощности, которые были оплачены ООО "СУ АМЗ".
При таких обстоятельствах выводы судов о нарушении Обществом части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", запрещающей действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него, путем включения в технические условия на электроснабжение магазина, принадлежащего ИП Тулиной В.И., пункта 3 об усилении кабеля 6 кВ РП28 - 1111961, установке камеры КСО-366 с ВН6-10 и выполнении реконструкции кабельного канала, а также включения в договор на технологическое присоединение пункта 1.2, предусматривающего выполнение мероприятий по технологическому присоединению за счет средств ИП Тулиной В.И., соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы арбитражных судов, и были предметом оценки судами первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 23.05.2011 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 06.09.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-804/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из вышеизложенного следует, что ООО "Барнаульская сетевая компания" получило дополнительные мощности 1260 кВА, при этом на весь комплекс выделяя всего 350 кВт, в том числе на магазин - 60 кВт. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ООО "БСК" изначально не выделено на вышеуказанный магазин 190 кВт запроектированной мощности, которые были оплачены ООО "СУ АМЗ".
При таких обстоятельствах выводы судов о нарушении Обществом части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", запрещающей действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него, путем включения в технические условия на электроснабжение магазина, принадлежащего ИП Тулиной В.И., пункта 3 об усилении кабеля 6 кВ РП28 - 1111961, установке камеры КСО-366 с ВН6-10 и выполнении реконструкции кабельного канала, а также включения в договор на технологическое присоединение пункта 1.2, предусматривающего выполнение мероприятий по технологическому присоединению за счет средств ИП Тулиной В.И., соответствует материалам дела и действующему законодательству."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 декабря 2011 г. N Ф04-6567/11 по делу N А03-804/2011
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6567/11