г. Тюмень |
|
14 декабря 2011 г. |
Дело N А03-5296/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Беловой Л.В.
судей Ильина В.И.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" на решение от 23.08.2011 Арбитражного суда Алтайского края (судьи Русских Е.В., Дружинина Н.М., Музюкин Д.В.) по делу N А03-5296/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (658837, Алтайский край, г. Яровое, ул. Заводская, д. 10, ОГРН 1102210000265, ИНН 2211005153) к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (656049, г. Барнаул, пр. Красноармейский, д. 72, ОГРН 1102225002923, ИНН 2221177627) о признании незаконным решения N 294 от 27.12.2010 об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод, реализуемые открытым акционерным обществом "Алтайхимпром".
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Алтайхимпром" (658837, Алтайский край, г. Яровое, Предзаводская пл., д. 2, ОГРН 1022200882802, ИНН 2211000677).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - Калинина Л.Н. по доверенности от 20.06.2011 N 45, Гаврилин Г.Г. по ордеру N 017875 от 12.12.2011;
открытого акционерного общества "Алтайхимпром" - Казакина Т.А. конкурсный управляющий, Гришанович И.Л. по доверенности от 29.09.2011 N 21-60юр.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее по тексту - ООО "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным пункта 5 решения от 27.12.2010 N 294 Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее по тексту - Управление) "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод, реализуемые открытым акционерным обществом "Алтайхимпром" города Яровое Алтайского края.
ООО "Водоканал" заявило о возложении на Управление обязанности по внесению изменений в пункт 5 решения N 294 в соответствии с ценой тарифа на водоотведение для ООО "Водоканал".
Определением от 28.04.2011 Арбитражного суда Алтайского края для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Алтайхимпром" (далее по тексту - ООО "Алтайхимпром").
Решением от 23.08.2011 Арбитражного суда Алтайского края пункт 5 решения Управления от 27.12.2010 N 294 признан соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520. Вышеизложенное обстоятельство явилось основанием для отказа ООО "Водоканал" в удовлетворении заявленного им требования.
ООО "Водоканал" в кассационной жалобе просит отменить решение от 23.08.2011, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Управление и ООО "Алтайхимпром" в предоставленных отзывах просят кассационную жалобу ООО "Водоканал" оставить без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение Арбитражным судом Алтайского края при принятии решения норм материального и процессуального права.
Представителем ООО "Водоканал" в судебном заседании поддержаны доводы, изложенные в кассационной жалобе, и дополнениях к ней.
Представителями ОАО "Алтайхимпром" в судебном заседании поддержаны возражения, изложенные в отзыве.
Судебная коллегия кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекс Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы ООО "Водоканал" изложенные в кассационной жалобе, и возражения ОАО "Алтайхимпром" и Управления на них, закреплённые в отзывах, проверив правильность применения Арбитражным судом Алтайского края при принятии решения норм материального и процессуального права, не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что пунктом 5 решения от 27.12.2010 N 294 установлен тариф на водоотведение, осуществляемое потребителям ОАО "Алтайхимпром" города Яровое Алтайского края, исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы, согласованной пунктом 2 настоящего решения, по которому осуществляются расчёты с указанной организацией коммунального комплекса за осуществляемое водоотведение без учёта надбавок к тарифам на товары организаций коммунального комплекса в размере 7,46 рублей за 1 куб.м. (без учёта НДС), в том числе тариф на очистку сточных вод в размере 7,10 рублей за 1 куб.м. (без учёта НДС) исходя из производственной программы, согласованной пунктом 3 настоящего решения.
Указанное решение опубликовано в газете "Алтайская правда" от 29.10.2010 N 410-411.
В обоснование заявленных требований ООО "Водоканал" ссылается на действующее и не отменённое в установленном законом порядке постановление Администрации г. Яровое от 29.06.2010 N 346, которым был установлен тариф на холодное водоснабжение и услуги по водоотведению, реализуемые и оказываемые ООО "Водоканал" в размере: холодное водоснабжение - 7,88 рублей за 1 куб.м. (без НДС), водоотведение - 11,70 рублей за 1 куб. м. (без учёта НДС).
Увеличение части тарифа на водоотведение, в том числе на очистку сточных вод для ОАО "Алтайхимпром", не изменяя общего тарифа, привело к уменьшению составной части тарифа на водоотведение для ООО "Водоканал", тем самым нарушен пункт 1 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Также ООО "Водоканал" ссылается на то, что при определении стоимости тарифа на водоотведение в размере 7,46 куб.м. (без учёта НДС), не был принят во внимании действующий тариф в г. Яровое, отпускаемый потребителям города организацией ООО "Водоканал". Исходя из вышеизложенного обстоятельства ООО "Водоканал" пришло к выводу о том, что при принятии нормативного правового акта в обжалуемой части Управлением не определены экономически обоснованные затраты ООО "Водоканал" на услуги системы водоотведения и таким образом не обеспечено соблюдение баланса экономических интересов ОАО "Алтайхимпром" и ООО "Водоканал", оказывающего коммунальные услуги потребителям названной услуги.
Арбитражный суд произвёл оценку оспариваемого нормативного правового акта исходя из части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктов 3, 17, 20 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 и пришел к выводу о том, что решение принято на основании полного пакета документов, представленного ОАО "Алтайхимпром" в соответствии с Правилами регулирования тарифов.
Также арбитражный суд исходил из того, что размер тарифа на водоотведение не превысил предельный размер, установленный ФСТ России в среднем для Алтайского края на 2011 год и отсутствия доказательств экономической необоснованности установленного размера тарифа.
Постановление Администрации города Яровое от 29.06.2010 N 346, устанавливающее тарифы на услуги по водоотведению, оказываемые ООО "Водоканал" по выводу арбитражного суда не может повлиять на размер тарифа на водоотведение, осуществляемое потребителям ОАО "Алтайхимпром", установленного оспариваемым решением.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд при осуществлении проверки оспариваемого акта или его отдельного положения устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Судебная коллегия кассационной инстанции исходя из содержания оспариваемой нормы признаёт обоснованной оценку полномочий Управления на её принятие исходя из части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Положения об Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утверждённого постановлением Администрации Алтайского края от 10.03.2010 N 81.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объёме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учётом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса регламентирован Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
Из решения следует, что арбитражным судом в рамках настоящего дела проверялся предоставленный ОАО "Алтайхимпром" пакет документов для установления тарифа на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Судебная коллегия кассационной инстанции, исходя из вышеперечисленных норм, признаёт обоснованным определённый арбитражным судом круг обстоятельств, подлежащих проверке.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает, что все юридически значимые для дела факты, доводы и доказательства были рассмотрены судами согласно части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимной связи и сделан правильный вывод о соответствии пункта 5 решения от 27.12.2010 N 294 Управления нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу.
ООО "Водоканал" в качестве основания для отмены решения от 23.08.2011 арбитражного суда ссылается на неполное исследование обстоятельств, что привело к принятию неправильного судебного акта.
Вышеизложенный вывод сделан ООО "Водоканал" исходя из отказа арбитражным судом 22.08.2011 в ходе судебного заседания в приобщении к материалам дела дополнительных документов, привлечения Администрации города Яровое в качестве третьего лица и о назначении экспертизы.
Судебная коллегия кассационной инстанции, ознакомившись с доводами ООО "Водоканал" в обоснование заявленных им ходатайств и приложенных к ним документов, приходит к выводу о том, что оценка заявленному ходатайству дана арбитражным судом на основании правильного применения норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения Арбитражным судом Алтайского края при принятии решения норм процессуального права не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
Решение от 23.08.2011 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-5296/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Белова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебная коллегия кассационной инстанции исходя из содержания оспариваемой нормы признаёт обоснованной оценку полномочий Управления на её принятие исходя из части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Положения об Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утверждённого постановлением Администрации Алтайского края от 10.03.2010 N 81.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объёме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учётом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса регламентирован Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2011 г. N Ф04-6357/11 по делу N А03-5296/2011
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3005/12
13.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3005/2012
14.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6357/11
29.09.2011 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8565/11