г. Тюмень |
|
26 декабря 2011 г. |
Дело N А03-15859/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Роженас О.Г.
судей Кокшарова А.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТК Славянка" на постановление от 15.09.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Скачкова О.А., Музыкантова М.Х.) по делу N А03-15859/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТК Славянка" (656000, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Северо-Западная, д. 54, ИНН 2224078166, ОГРН 1022201536059) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю (656068, Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт Социалистический, д. 47, ИНН 2225099994, ОГРН 1092225000010) и Управлению Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю (656038, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Комсомольский, д. 118, ИНН 2224090766, ОГРН 1042202191316) о признании недействительным решения.
При участии третьего лица: Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Барнаула.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "ТК Славянка" - Романов П.А. по доверенности от 23.10.2009;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю - Наточный А.А. по доверенности от 13.12.2011 N 103;
от Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю - Наточный А.А. по доверенности от 10.10.2011 N 05-16/13646.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Славянка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Алтайскому краю (далее - инспекция) о признании недействительным решения N РА-0025-11 от 28.07.2009 "о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и Управлению Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения от 09.10.2009.
Решением от 23.03.2010 Арбитражного суда Алтайского края требования общества о признании недействительным решения от 28.07.2009 удовлетворены. В удовлетворении требований общества о признании недействительным решения управления от 09.10.2009 отказано. Постановлением от 11.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Постановлением от 20.01.2011 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение от 23.03.2010 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 11.06.2010 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-15859/2009 о признании недействительным решения инспекции от 28.07.2009 по эпизоду, связанному с применением обществом налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) отменено. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
По результатам нового рассмотрения дела, арбитражный суд первой инстанции вынес решение от 13.05.2011 о признании недействительным решения инспекции в части предложения обществу уплатить недоимку по НДС в размере 191 423 578 руб., соответствующих ему пени в размере 59 103 850,70 руб., а также налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 19 225 742 руб.
Постановлением от 15.09.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено. Решение инспекции от 28.07.2009 признано недействительным в части предложения уплатить недоимку по НДС в размере 15 907 268,1 руб., соответствующих ему пеней и штрафа, приходящихся на указанную сумму налога. В остальной части требования общества оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление от 15.09.2011 арбитражного апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требований, оставить в силе решение от 13.05.2011 арбитражного суда первой инстанции. Общество считает, что выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, апелляционным судом нарушены нормы процессуального права и не применен закон, подлежащий применению.
В отзывах на кассационные жалобы налоговые органы просят постановление апелляционного суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения сторон, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены постановления апелляционного суда не имеется.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2005 по 16.09.2008, по результатам которой инспекцией принято решение от 28.07.2009 N РА-0025-11 "о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". Согласно указанному решению обществу доначислены: НДС в сумме 197 681 033, 02 руб., а также соответствующие ему пени и штрафных санкций; налог на прибыль (федеральный бюджет) в сумме 93 989 840 руб., налог на прибыль (территориальный бюджет) в сумме 253 049 567 руб., соответствующие пени и штрафные санкции.
Решением от 09.10.2009 управления, с учетом дополнительного решения от 26.10.2009 управления, жалоба общества частично удовлетворена, решение инспекции от 28.07.2009 N РА-0025-11 изменено, налоговые обязательства уменьшены на сумму 47 529 290,44 руб.
Согласно выводов, изложенных в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.01.2011, предметом судебного разбирательства при новом рассмотрении дела является решение налогового органа в части доначисления НДС, соответствующих пеней, штрафных санкций по эпизоду, связанному с применением обществом налоговых вычетов по НДС в сумме 191 423 578,66 руб. за период с 2005 г. по 2007 г.
Решение инспекции о доначислении НДС в размере 191 423 578,66 руб. мотивировано неправомерным применением обществом налоговых вычетов в связи с отсутствием первичных бухгалтерских документов, счетов - фактур поставщиков товаров (работ, услуг).
Арбитражным апелляционным судом требования общества удовлетворены в части доначисления НДС в размере налоговых вычетов, право на применение которых обществом подтверждено первичными бухгалтерскими документами и счетами - фактурами в соответствии с нормами статьи 172 НК РФ (в общем размере 15 907 268,1 руб.). В остальной части требования оставлены без удовлетворения в связи с отсутствием счетов - фактур поставщиков товаров (работ, услуг) на сумму заявленных вычетов по НДС.
Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм НДС к вычету в порядке, установленном НК РФ.
Анализ изложенных норм в их взаимосвязи позволяет признать, что документальное обоснование права на налоговый вычет сумм НДС, уплаченных контрагентам, при приобретении товаров (работ, услуг) лежит на налогоплательщике. При этом исключена возможность использования в целях определения суммы налоговых вычетов расчетного метода.
Следовательно, на обществе лежала обязанность представить документы, обосновывающие заявленный им налоговый вычет. (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 N 6961/10 по делу N А70-9235/2008).
Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что обществом в ходе налоговой проверки представлены документы, подтверждающие право на вычет НДС в размере 15 907 268,1 руб. за октябрь, ноябрь, декабрь 2007 года. За иные налоговые периоды обществом не представлены документы, подтверждающие право на налоговый вычет (счета - фактуры) на налоговую проверку и в ходе судебного разбирательства.
На основании норм статей 171, 172, 169 НК РФ арбитражным апелляционным судом сделан обоснованный вывод о наличии у общества права на применение вычета в размере 15 907 268,1 руб. и об отсутствии оснований для отмены решения инспекции в остальной части. Поскольку общество не подтвердило надлежащими документами налоговые вычеты по НДС, заявленные в налоговых декларациях за проверяемый налоговый период, инспекция вправе была их не принять.
В ходе налоговой проверки и судебного разбирательства не установлено уважительных причин отсутствия у общества документов бухгалтерского учета за проверяемый налоговый период. Кроме того, в решении инспекции зафиксированы факты, установленные проверяющими при осуществлении действий должностных лиц налогового органа, проводивших выездную налоговую проверку, по истребования бухгалтерских документов у общества, свидетельствующие о намеренном непредставлении обществом документов на проверку.
В соответствии с нормами статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
При утрате первичных бухгалтерских документов для подтверждения права на налоговый вычет общество могло представить инспекции надлежащие копии счетов-фактур, а также иные документы, подтверждающие сумму НДС, предъявленную к оплате по счетам-фактурам контрагентами общества при расчетах за поставленные товары (работы, услуги).
Общество не представило инспекции и суду вышеуказанные документы, за исключением счетов - фактур на сумму 15 907 268,1 руб., и не представило доказательства принятия мер к восстановлению бухгалтерского учета за проверяемый налоговый период.
Инспекцией в ходе налоговой проверки направлены запросы контрагентам общества и учтены все представленные ими документы, подтверждающие право общества на налоговый вычет по НДС.
Доводы кассационной жалобы о том, что инспекцией были направлены запросы и приняты меры к получению документов не от всех контрагентов общества, не могут являться основанием для признания правомерным применение вычетов по НДС, не подтвержденных документально, поскольку обязанность по представлению доказательств правомерности заявленных вычетов и по ведению бухгалтерского учета возложена на общество.
Направление инспекцией после окончания налоговой проверки дополнительных запросов контрагентам общества с целью получения документов, подтверждающих права общества на получение налоговых вычетов, не повлекло нарушений прав общества, поскольку по результатам указанных мероприятий сумма недоимки по НДС была уменьшена по решению управления.
Оснований для определения размера вычета по НДС расчетным путем на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, в том числе на основании данных по аналогичным налогоплательщикам, в данном случае у инспекции не имелось. Размер налоговых вычетов за проверяемый налоговый период указан обществом в налоговых декларациях по НДС.
Доводы кассационной жалобы о недоказанности инспекцией размера налоговой базы по НДС не могут являться основанием для отмены судебного акта, поскольку в части доначисления НДС по мотиву занижения налоговой базы дело не передавалось на новое рассмотрение, дело подлежит пересмотру в части доначисления НДС в связи с неправомерным применением налоговых вычетов. Также налоговая база определена обществом самостоятельно в налоговых декларациях за проверяемый налоговый период.
Согласно пункту 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
В порядке статьи 81 НК РФ изменения в налоговые декларации в части налоговой базы обществом не вносились.
В кассационной жалобе не указано, за какие налоговые периоды и в каком размере не соответствуют налоговым декларациям общества данные, отраженные в решении инспекции. Доводы общества о неправильном определении размера налоговой базы и налоговых вычетов не подтверждены со ссылками на представленные в материалы дела доказательства. Согласно норме статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих возражений.
В ходе налоговой проверки существенных нарушений процедуры ее проведения и рассмотрения материалов налоговой проверки инспекцией не допущено. Также в ходе судебного разбирательства общество имело возможность представлять доказательства и давать пояснения по существу спора. Права общества на защиту своих интересов в ходе налоговой проверки и судебного разбирательства не нарушены.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения арбитражного апелляционного суда и им дана правильная правовая оценка. Выводы арбитражного суда апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в материалах доказательствам. Оснований для переоценки обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражным судом апелляционной инстанции исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены постановления апелляционного суда не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 15.09.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-15859/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Г. Роженас |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с нормами статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
...
Оснований для определения размера вычета по НДС расчетным путем на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, в том числе на основании данных по аналогичным налогоплательщикам, в данном случае у инспекции не имелось. Размер налоговых вычетов за проверяемый налоговый период указан обществом в налоговых декларациях по НДС.
...
Согласно пункту 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
В порядке статьи 81 НК РФ изменения в налоговые декларации в части налоговой базы обществом не вносились."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 декабря 2011 г. N Ф04-5717/10 по делу N А03-15859/2009
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6114/11
26.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5717/10
15.09.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4513/10
13.05.2011 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-15859/09
06.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6114/11
28.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6114/11
20.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А03-15859/2009
11.06.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4513/10
11.06.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-4513/2010