г. Тюмень |
|
23 января 2012 г. |
Дело N А45-6998/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 23 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Бушмелева Л.В.
Цыганова Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Персей" на решение от 27.07.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Емельянова Г.М.) и постановление от 07.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кулеш Т.А., Скачкова О.А.) по делу N А45-6998/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Персей" (630000, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Есенина, 1а, ИНН 5401331746, ОГРН 1095401011661) к мэрии г. Новосибирска (630099, Новосибирская область, г. Новосибирск, Красный проспект, 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) об оспаривании ненормативного правового акта.
В судебном заседании присутствуют: представитель мэрии г. Новосибирска Вольтер Р.Г. по доверенности от 09.12.2011 N 01-23-3117.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Персей" (далее - ООО "Персей", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным постановлений мэрии г. Новосибирска от 07.02.2011 N 1033 и 1041 об отказе ООО "Персей" в размещении объекта и обязании мэрии г. Новосибирска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Персей" путём:
- обеспечения выбора земельного участка площадью около 0,1 га в районе Советского шоссе г. Новосибирска для строительства складов и оформления акта о выборе указанного земельного участка;
- обеспечения выбора земельного участка площадью около 0,3 га в районе по ул. Бронный переулок 18 в Кировском районе г. Новосибирска для строительства складов и оформления акта о выборе указанного земельного участка, просило признать незаконным отказ мэрии г. Новосибирска в предоставлении ООО "Персей" информации о причинах отказа в размещении объектов.
Решением от 27.07.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 07.01.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Персей" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления общества.
Податель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанции неправильно применили нормы материального и процессуального права, полагает, что выводы судов противоречат обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
По мнению подателя жалобы, мэрия г. Новосибирска не доказала, что на момент рассмотрения заявления общества от 18.11.2011 существовали препятствия к выбору земельных участков. Полагает, что нарушен установленный законом порядок принятия решения о предоставлении земельных участков, а отказ в предоставлении спорных земельных участков не основан на нормах закона и не мотивирован.
В отзыве на кассационную жалобу мэрия г. Новосибирска просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Представитель мэрии г. Новосибирска в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемого постановления по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, ООО "Персей" обратилось в мэрию г. Новосибирска с заявлением от 18.11.2010 о выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объекта: площадью около 1 га в районе Советского шоссе на территории согласно приложенной схемы для строительства складов, площадью около 0,3 га по ул. Бронный переулок 18 на территории согласно приложенной схемы для строительства склада.
На основании принятого решения от 16.12.2010 комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска о резервировании земель для капитального строительства, мэрия г. Новосибирска издала постановления от 07.02.2011 N 1033 и 1041 об отказе выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объекта.
ООО "Персей" обратилось с жалобой от 28.02.2011 на отсутствие причин отказа в выборе земельных участков и с просьбой сообщить указанные причины.
Письмом от 22.03.2011 мэрия г. Новосибирска сообщила, что законодательно не установлена обязанность органа местного самоуправления при утверждении решения об отказе в размещении объекта, приводить его обоснование.
ООО "Персей" полагая, что постановления об отказе в предоставлении земельных участков и письмо об отказе сообщения причин нарушают законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к выводу, что оспариваемый отказ соответствует требованиями закона и не нарушают законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской, либо иной экономической деятельности. При этом суд исходил из того, что 16.12.2010 комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска (протокол N 302 подпункт 10.6) принято решение об утверждении зоны планируемого размещения объекта капитального строительства объекта электроснабжения местного значения по ул. Петухова в Кировском районе и решение (протокол N 302 подпункт 10.5) об утверждении зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения объектов водоснабжения местного значения, по ул. Бронный и переулок 18 в Кировском районе, что явилось основанием для принятия мэрией г. Новосибирска постановлений от 07.02.2011 N 1033 и 1041 об отказе ООО "Персей" в выборе земельных участков.
На основании решения комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска о резервировании земель для капитального строительства в дальнейшем мэрия г. Новосибирска, издала постановление от 27.01.2011 N 598 которым, утвердила границы зоны площадью 4 804 кв. м планируемого размещения капитального строительства местного значения - объекта водоснабжения местного значения по ул. Бронный и переулок 18 в Кировском районе
Оставляя решение суда первой инстанции в силе, апелляционный суд указал, что в процессе выбора земельного участка орган местного самоуправления на основе анализа документов государственного кадастра недвижимости, землеустроительной документации, информации о разрешённом использовании земельных участков, рассматривает вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом заявителем земельном участке, и лишь при положительном решении данного вопроса проводит мероприятия по выбору этого участка: определяет, соответствуют ли экологические, градостроительные и иных условия использования соответствующей территории назначению и строительным характеристикам объекта, возведение которого планируется заявителем на испрашиваемом им земельном участке. В случае же отрицательного ответа на вопрос о возможности строительства на данном участке совершение органом местного самоуправления последующих действий является нецелесообразным.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьёй 30 ЗК РФ предусмотрено два способа предоставления земельных участков для строительства: без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) статья 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" дополнена абзацем следующего содержания: "Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд".
Пунктом 2 указанной статьи на орган местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению выбора земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В статье 70.1 ЗК РФ в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьёй 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 ЗК РФ).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:
- документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией;
- решение об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Доводы заявителя в кассационной жалобе о том, что мэрия г. Новосибирска не доказала, что на момент рассмотрения заявления общества от 18.11.2011 существовали препятствия к выбору земельных участков и нарушен установленный законом порядок принятия решения о предоставлении земельных участков, а отказ в предоставлении спорных земельных участков не основан на нормах закона и не мотивирован, рассмотрены судом апелляционной инстанции и им дана правильная правовая оценка.
Кроме того как установлено судами, согласно постановления мэрии г. Новосибирска от 14.03.2011 N 2098 "О резервировании земель по ул. Бронный переулок 18 в Кировском районе для муниципальных нужд города Новосибирска" данная территория зарезервирована до 01.02.2018 для муниципальных нужд г. Новосибирска земли площадью 4804 кв. м в границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения - объекта водоснабжения местного значения по ул. Бронный переулок 18 в Кировском районе, чем подтверждается основания считать на данный момент нарушенными права общества отсутствуют.
Арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что запрашиваемые обществом земельные участки необходимы для строительства объектов инженерной инфраструктуры городского значения, что свидетельствует о наличии препятствий для выбора земельных участков и их представления для размещения объектов. При данных обстоятельствах возможность предоставления указанных земельных участков отсутствует.
В связи с изложенным, судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что отказ, выраженный в постановлениях от 07.02.2011 NN 1033,1041 соответствует закону.
Суд кассационной инстанции считает, что судом апелляционной инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого постановления в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.07.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 07.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-6998/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации) статья 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" дополнена абзацем следующего содержания: "Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд".
...
В статье 70.1 ЗК РФ в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьёй 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 ЗК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 января 2012 г. N Ф04-6892/11 по делу N А45-6998/2011
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4308/12
27.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4308/2012
23.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6892/11
07.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7985/11