г. Тюмень |
|
24 января 2012 г. |
Дело N А67-896/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Роженас О.Г.
судей Перминовой И.В.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Профспорт" на решение от 06.09.2011 Арбитражного суда Томской области (судья Кузнецов А.С.) и постановление от 10.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Жданова Л.И., Музыкантова М.Х.) по делу N А67-896/2011 по заявлению закрытого акционерного общества "Профспорт" (634029, Томская область, г. Томск, ул. Герцена, д. 10, ИНН 7021004626, ОГРН 1027000886747) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (634061, г. Томск, пр-кт. Фрунзе, д. 55, ИНН 7021022569, ОГРН 1047000302436) о признании незаконным решения.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Профспорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - инспекция) о признании незаконным решения от 06.12.2010 N 12-39/880 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением от 06.09.2011 Арбитражного суда Томской области заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением от 10.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Общество полагает, что арбитражными судами нарушены нормы материального права, а именно положения пункта 3 статьи 88 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Инспекцией не правомерно не применены вычеты по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС). Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просила оставить принятые судебные акты в силе, считая их законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив доводы кассационной жалобы, правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации общества по НДС за 2 квартал 2010 года. По результатам проверки инспекцией принято решение от 06.12.2010 г. N 12-39/880 "о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". Согласно указанному решению ем обществу предложено уплатить недоимку по НДС в размере 197 391 руб., соответствующие пени в размере 5 387,79 руб., общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 39 478,20 руб.
Решением от 25.01.2011 N 20 Управления Федеральной налоговой службы России по Томской области оспариваемое решение оставлено без изменения.
Решение инспекции мотивированно занижением обществом налоговой базы по НДС в связи с неправомерным применением льготы, предусмотренной подпунктом 13 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходили из того, что инспекцией доказано отсутствие у общества права на применение налоговой льготы, предусмотренной подпунктом 13 пункта 3 статьи 149 НК РФ. В налоговой декларации обществом не заявлены вычеты по НДС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Согласно приставленным сторонами по спору доказательствам, подтверждается, что обществом в декларации за 2 квартал 2010 года заявлена налоговая льгота по оплате НДС, предусмотренная подпунктом 13 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ.
Согласно подпункту 13 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, оценив фактические обстоятельства дела, представленные в материалы дела документы, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения налоговой льготы, так как проводимые обществом мероприятия не относятся к спортивно-зрелищным, форма документов не соответствует бланкам строгой отчетности, образец которого утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности".
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
На основании пункта 1 статьи 166 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Пунктом 1 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 налоговые вычеты, порядок применения которых определен статьей 172 НК РФ.
Как следует из пункта 1 статьи 173 НК РФ, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 НК РФ.
На основании изложенного арбитражные суды обоснованно указали, что применение налоговых вычетов по НДС является правом общества, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в инспекцию налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 НК РФ условий.
Само по себе наличие у общества первичных бухгалтерских документов, подтверждающих, право на применение налогового вычета, без отражения (указания, заявления) суммы налогового вычета в налоговой декларации, не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода НДС.
Арбитражными судами первой и апелляционной инстанции установлено, что общество при подаче налоговой декларации за 2 квартал 2010 года заявило налоговые вычеты только в размере 8 809 руб. Налоговые вычеты в размере 1 096 615 руб. в декларации не заявлены.
Арбитражные суды правомерно пришли к выводу о том, что право на применение налоговых вычетов возникает у лица после отражения в налоговой декларации. Обществом в налоговой декларации не были заявлены налоговые вычеты по НДС в размере 1 096 615 руб., в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для их самостоятельного учета при определении размере недоимки по НДС.
Изложенные выводы арбитражных судов согласуются с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.04.2011 N 23/11.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 81 НК РФ.
Недекларирование налоговых вычетов и непредставление инспекции в ходе налоговой проверки документов, подтверждающих данные вычеты, не лишает налогоплательщиков права на их применение в последующем при соблюдении условий, установленных статьями 171-173 НК РФ.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в арбитражных судах первой и апелляционной инстанций и им дана правильная правовая оценка. Выводы арбитражных судов соответствуют имеющимся в материалах доказательствам. Оснований для переоценки обстоятельств дела у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражными судами исследованы представленные в материалы дела доказательства в полном объеме, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены судебных актов не имеется. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 06.09.2011 Арбитражного суда Томской области и постановление от 10.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-896/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Г. Роженас |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражные суды правомерно пришли к выводу о том, что право на применение налоговых вычетов возникает у лица после отражения в налоговой декларации. Обществом в налоговой декларации не были заявлены налоговые вычеты по НДС в размере 1 096 615 руб., в связи с чем у инспекции отсутствовали правовые основания для их самостоятельного учета при определении размере недоимки по НДС.
Изложенные выводы арбитражных судов согласуются с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26.04.2011 N 23/11.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном статьей 81 НК РФ.
Недекларирование налоговых вычетов и непредставление инспекции в ходе налоговой проверки документов, подтверждающих данные вычеты, не лишает налогоплательщиков права на их применение в последующем при соблюдении условий, установленных статьями 171-173 НК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 января 2012 г. N Ф04-7192/11 по делу N А67-896/2011
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7192/11