г. Тюмень |
|
25 января 2012 г. |
Дело N А67-412/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Беловой Л.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Норд Империал" на решение от 16.06.2011 Арбитражного суда Томской области (судья Черская Ю.М.) и постановление от 06.09.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Колупаева Л.А., Кривошеина С.В.) по делу N А67-412/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Норд Империал" (634041, город Томск, проспект Кирова, 51А/15, ИНН 7017103818, ОГРН 1047000256984) к Западно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (630091, город Новосибирск, улица Потанинская, 12, ИНН 5406352299, ОГРН 1065406145221), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области (634021, город Томск, улица Шевченко, 17/1, ИНН 7019034542, ОГРН 1027000907801) о признании незаконными действий, ненормативных правовых актов.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Норд Империал" (далее - ООО "Норд Империал", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации:
- о признании незаконными действий Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Западно-Сибирское управление Ростехнадзора) по нарушению сроков утверждения проектов нормативов предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу для Фестивального нефтяного месторождения, Киев-Еганского нефтяного месторождения, Снежного месторождения, ПСП Завьялово, ПСП на Лугинецком месторождении;
- обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (далее - Управление Росприроднадзора по Томской области) утвердить нормативы ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу следующими датами: нормативы ПДВ для Фестивального нефтяного месторождения Томской области утвердить с 08.05.2010; нормативы ПДВ для Киев-Еганского месторождения Томской области утвердить с 08.05.2010; нормативы ПДВ для Снежного месторождения Томской области утвердить с 08.05.2010; нормативы ПДВ для ПСП Завьялово Томской области утвердить с 12.05.2010 года; нормативы ПДВ для ПСП на Лугинецком месторождении Томской области утвердить с 08.05.2010;
- о признании недействительными следующих разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: разрешение N 0222-10 от 30.08.2010 по осуществлению выбросов на Фестивальном месторождении Томской области в части установления периода действия разрешения, а также в части установления нормативов ПДВ для факелов из расчета сжигания на них 5 процентов от добываемого попутного нефтяного газа; разрешение N 0230-10 от 01.09.2010 по осуществлению выбросов на Киев-Еганском месторождении Томской области в части установления периода действия разрешения, а также в части установления нормативов ПДВ для факелов из расчета сжигания на них 5 процентов от добываемого попутного нефтяного газа; разрешение N 0202-10 от 12.08.2010 по осуществлению выбросов на Снежном нефтяном месторождении Томской области в части установления периода действия разрешения; разрешение N 0201-10 от 12.08.2010 по осуществлению выбросов на ПСП Завьялово Томской области в части установления периода действия разрешения; разрешение N 0200-10 от 12.08.2010 по осуществлению выбросов на ПСП на Лугинецком месторождении Томской области в части установления периода действия разрешения;
- обязании Управления Росприроднадзора по Томской области установить следующие периоды действий выданных разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: для разрешения N 0222-10 от 30.08.2010 с 08.05.2010 по 31.12.2014; для разрешения N 0230-10 от 01.09.2010 с 08.05.2010 по 31.12.2014; для разрешения N 0202-10 от 12.08.2010 с 08.05.2010 по 31.12.2010; для разрешения N 0201-10 от 12.08.2010 с 12.05.2010 по 31.12.2010; для разрешения N 0200-10 от 12.08.2010 с 08.05.2010 по 07.07.2015;
- обязании Управления Росприроднадзора по Томской области установить нормативы ПДВ для факелов, указанные в разрешении N 0222-10 от 30.08.2010, разрешении N 0230-10 от 01.09.2010, в полном объеме согласно величин, установленных в проектах нормативов ПДВ.
Решением от 16.06.2011 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 06.09.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Норд Империал" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росприроднадзора по Томской области просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от Западно-Сибирского управления Ростехнадзора не поступил.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно материалам дела, ООО "Норд Империал" обратилось в Западно-Сибирское управление Ростехнадзора с заявлениями от 06.04.2010 о рассмотрении и установлении предельно допустимых выбросов для стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора рассмотрены и утверждены проекты нормативов ПДВ и заявителю направлены соответствующие письма от 08.07.2010, 09.07.2010, 14.07.2010, 16.07.2010.
В июле 2010 года ООО "Норд Империал" обратилось в Западно-Сибирское управление Ростехнадзора с заявлениями о выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора ООО "Норд Империал" выданы следующие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: разрешение N 0222-10 от 30.08.2010 по осуществлению выбросов на Фестивальном месторождении Томской области сроком действия с 30.08.2010 по 31.12.2014, а также установлен норматив ПДВ для факелов из расчета сжигания на них 5 процентов от добываемого попутного нефтяного газа (направлено письмом от 14.09.2010 N Т-23/3945 вх. N 2559 от 14.09.2010); разрешение N 0230-10 от 01.09.2010 по осуществлению выбросов на Киев-Еганском месторождении Томской области сроком действия с 01.09.2010 по 31.12.2014, установлен норматив ПДВ для факелов из расчета сжигания на них 5 процентов от добываемого попутного нефтяного газа (направлено письмом от 10.09.2010 N Т-23/3908 вх. N 2608 от 10.09.2010); разрешение N 0202-10 от 12.08.2010 по осуществлению выбросов на Снежном нефтяном месторождении Томской области сроком действия с 12.08.2010 по 31.12.2010 (направлено письмом от 24.08.2010 N Т-23/3620 вх. N 2407 от 30.08.2010); разрешение N 0201-10 от 12.08.2010 по осуществлению выбросов на ПСП Завьялово Томской области сроком действия с 12.08.2010 по 31.12.2010 (направлено письмом от 24.08.2010 N Т-23/3619 вх. N 2406 от 30.08.2010); разрешение N 0200-10 от 12.08.2010 по осуществлению выбросов на ПСП на Лугинецком месторождении Томской области сроком действия с 12.08.2010 по 07.07.2015 (направлено письмом от 24.09.2010 N Т-23/3618 вх. N 2405 от 30.08.2010).
Считая, что действиями Западно-Сибирского управления Ростехнадзора нарушены сроки утверждения проектов нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу, а разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух являются частично недействительными, ООО "Норд Империал" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что заявителем пропущен срок для обращения в арбитражный суд, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Доказательств уважительности пропуска указанного срока не представлено и в ходе рассмотрения дела судами не установлено. При рассмотрении спора по существу судами не установлено нарушений норм действующего законодательства Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора.
Суд кассационной инстанции, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из следующего.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Исследовав материалы дела, суды пришли к выводу, что Обществу стало известно об оспариваемых действиях Западно-Сибирского управления Ростехнадзора по утверждению сроков действия нормативов ПДВ в июле 2010 года, о вынесении частично оспариваемых разрешений Обществу стало известно в августе - сентябре 2010 года, в то время как с заявлением о признании незаконными действий и недействительными указанных ненормативных правовых актов Общество обратилось в арбитражный суд 17.01.2011, то есть с нарушением 3-х месячного срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
При этом суды указали, что заявитель не представил суду надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что срок для обращения с заявлением о признании незаконным действия и недействительными ненормативных правовых актов пропущен по уважительным причинам.
Учитывая, что уважительные причины пропуска срока не подтверждены, суды обоснованно признали ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока не подлежащим удовлетворению.
Подача заявления по истечении трехмесячного срока является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
При рассмотрении спора судами также не установлено нарушений Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора норм действующего законодательства Российской Федерации при утверждении нормативов ПДВ и выдаче разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (пункт 3 статьи 12 Закона).
Согласно пункту 7 статьи 12 Закона нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждает предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, за исключением предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий, оказывающих отрицательное влияние на здоровье людей, методы определения этих нормативов и виды источников, для которых они устанавливаются.
В соответствии с пунктом 8.7 Регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.07.2006 N 724, обращения, поступившие в Ростехнадзор по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа, начальники управлений направляют в соответствующий территориальный орган для рассмотрения и ответа заявителю с указанием даты регистрации обращения в Ростехнадзоре. Ответ заявителю направляется в течение 30 дней с даты регистрации обращения в Ростехнадзоре.
Исходя из содержания преамбулы, пунктов 4.1, 4.4 Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты, утвержденной 11.09.1989 заместителем председателя Госкомприроды СССР, сроки рассмотрения представленных предприятием - природопользователем нормативов предусмотрены до 30 дней.
С учетом названных правовых норм суды отклонили доводы заявителя о нарушении Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора сроков утверждения проектов нормативов ПДВ.
Согласно пункту 4.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288, разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливается количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю в установленных пределах.
На основании пунктов 5, 9 Административного регламента конечным результатом исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду является выдача соответствующих разрешений по утвержденной форме либо предоставление мотивированного отказа в выдаче разрешений в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 8 данного Административного регламента заявления и документов.
Административная процедура "выдача разрешения на выбросы, разрешения на сбросы" регулируется положениями пунктов 19.1-19.3 Административного регламента, согласно которым данная процедура начинается с момента обращения заявителя в органы Ростехнадзора с предоставлением необходимого пакета документов.
Исходя из того, что нормативными правовыми актами не предусмотрена выдача разрешений на выбросы ранее срока издания приказа территориального органа Ростехнадзора о выдаче разрешения, а также указание в разрешении на выбросы начала действия, ранее срока его издания, суды отклонили доводы заявителя об обязанности государственного органа выдавать названные разрешения с указанной заявителем датой начала действия ПДВ.
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.
Как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках", в целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа, Правительство Российской Федерации постановляет установить целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа (пункт 1).
Судами установлено, что согласно Протоколам заседания ТО ЦКР Роснедра по Ханты-Мансийскому округу - Югре от 09.11.2006 N 962, от 08.11.2008 N 998, на Фестивальном нефтяном месторождении на период с 2010 года по 2015 год установлен уровень утилизации попутного нефтяного газа в размере 95 процентов, на Киев-Еганском нефтяном месторождении на период с 2008 года по 2017 год - в размере 95 процентов. В выданных разрешениях на Фестивальном нефтяном месторождении, на Киев-Еганском нефтяном месторождении установлено, что допустимо сжигать на факелах 5 процентов нефтяного газа со ссылкой на протоколы ЦКР от 09.11.2007 N 962, от 08.02.2008 N 998.
При этом судами установлено, что при утверждении нормативов ПДВ на Фестивальном нефтяном месторождении, на Киев-Еганском нефтяном месторождении Западно-Сибирским управлением Ростехнадзора заявителю в соответствующих письмах было указано, что нормативы выбросов загрязняющих веществ для факелов устанавливаются с учетом требований лицензионных документов, протоколов ЦКР, проекта разработки месторождения, нормативы ПДВ по всем остальным источникам предложено установить на уровне фактических выбросов.
Исследовав материалы дела и проанализировав нормативные документы, суды пришли к выводу, что установление в разрешениях на выброс загрязняющих веществ на Фестивальном и Киев-Еганском нефтяном месторождениях уровня выбросов загрязняющих веществ для факелов в размере 5 процентов, произведено в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы подателя кассационной жалобы отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права и направленные на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Представленным сторонами доказательствам и доводам судами дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.06.2011 Арбитражного суда Томской области и постановление от 06.09.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-412/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Маняшина |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288, разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливается количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю в установленных пределах.
...
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.
Как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках", в целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа, Правительство Российской Федерации постановляет установить целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа (пункт 1)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 января 2012 г. N Ф04-6853/11 по делу N А67-412/2011
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5363/12
05.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5363/12
16.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5363/12
25.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6853/11
06.09.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6396/11