г. Тюмень |
|
23 января 2012 г. |
Дело N А46-3617/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Отческой Т.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Омской области на решение от 29.07.2011 Арбитражного суда Омской области (судья Долгалев Б.Г.) и постановление от 31.10.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зиновьева Т.А., Глухих А.Н., Еникеева Л.И.) по делу N А46-3617/2011 по иску муниципального учреждения "Автобаза здравоохранения" (644046, город Омск, улица Бульварная, дом 4, ИНН 5506039040, ОГРН 1025501248453) к Омской области в лице Министерства здравоохранения Омской области (644099, город Омск, улица Красный Путь, 6, ИНН 5503079310, ОГРН 1045504007493) о взыскании 13 051 360 руб.
Другие лица, участвующие в деле: муниципальное учреждение здравоохранения "Омская городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н." (644112, город Омск, улица Перелета, 7, ИНН 5507023300, ОГРН 1025501382060), бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" (644111, город Омск, улица Березовая, 3, ИНН 5502018385, ОГРН 1025500734071), общество с ограниченной ответственностью "Компания "Фесфарм"-"О" (644029, город Омск, улица Магистральная, 35/1, ИНН 5501094930, ОГРН 1065501052847).
В заседании приняли участие представители: от Министерства здравоохранения Омской области - Зеленская Е.Л. по доверенности от 16.08.2011 N 20, от Департамента финансов и контроля администрации города Омска - Окишев К.В. по доверенности от 24.03.2011 N 126,
Суд установил:
муниципальное учреждение "Автобаза здравоохранения" (далее - истец, МУ "Автобаза здравоохранения") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Омской области в лице Министерства здравоохранения Омской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании убытков в сумме 7 606 292 руб. в связи с доставкой граждан автотранспортом истца в медицинские учреждения для оказания специализированной медицинской помощи.
Определением от 24.05.2011 Арбитражного суда Омской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное учреждение здравоохранения "Омская городская клиническая больница N 1 имени Кабанова А.Н." (далее - МУЗ "ОГКБ N 1 им. Кабанова А.Н."), бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Областная клиническая больница" (далее - БУЗОО "ОКБ"), общество с ограниченной
ответственностью "Компания "Фесфарм"-"О" (далее - ООО "Компания Фесфарм"-"О").
Решением от 29.07.2011 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 31.10.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Определением от 12.12.2011 Арбитражного суда Омской области произведена замена истца - муниципального учреждения "Автобаза здравоохранения" на Департамент финансов и контроля администрации города Омска (далее - Департамент).
Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент и его представитель в судебном заседании просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами установлено и следует из материалов дела, что МУ "Автобаза здравоохранения" в течение 2010 года в рамках мероприятий по оказанию гражданам специализированной медицинской помощи осуществлялась доставка автотранспортом граждан в медицинские учреждения - БУЗОО "ОКБ", МУЗ "ОГКБ N 1 им. Кабанова А.Н." и ООО "Компания Фесфарм"-"О" для проведения заместительной терапии методом гемодиализа.
Оказанные услуги истцу не оплачены.
Согласно расчету истца при осуществлении доставки пациентов 8 автомобилями МУ "Автобаза здравоохранения" отработано 30 953,33 машино-часа, что в соответствии с действующими тарифами составляет сумму 7 606 292 руб.
Полагая, что понесенные им убытки в указанном размере подлежат взысканию за счет казны Омской области, МУ "Автобаза здравоохранения" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций исходили из того, что оказанные истцом транспортные услуги являются неотъемлемой частью оказываемой медицинскими учреждениями специализированной медицинской помощи и относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из следующего.
Согласно пункту 6 Порядка организации оказания специализированной медицинской помощи, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.04.2010 N 243н, специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в учреждениях здравоохранения при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.
В соответствии с пунктом 9 данного Порядка специализированная медицинская помощь в учреждениях здравоохранения может оказываться населению: в качестве бесплатной - в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации; в качестве платной медицинской помощи - за счет средств граждан и организаций.
На основании положений раздела II Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 811, бесплатно предоставляется специализированная медицинская помощь гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.
Диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества. Широкое внедрение диализа в практическое здравоохранение Российской Федерации является одной из важных задач оказания специализированной медицинской помощи (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.08.2002 N 254).
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Омской области, бесплатной медицинской помощи на 2010 год, утвержденная постановлением Правительства Омской области от 23.12.2009 N 262-п (далее - территориальная Программа), определяет перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно за счет бюджетных ассигнований консолидированного бюджета Омской области и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) Омской области, порядок и условия оказания медицинской помощи, источники финансового обеспечения медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансового обеспечения, предусматривает целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи, а также перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Программы, и государственное (муниципальное) задание медицинским учреждениям и другим медицинским организациям, участвующим в реализации Программы.
В соответствии с пунктом 18 территориальной Программы оказание медицинской помощи по специальности нефрология (терапевтическая и хирургическая) осуществляется согласно территориальной программе ОМС.
Согласно приложению N 1 к территориальной Программе МУЗ "ОГКБ N 1 им. Кабанова А.Н.", БУЗОО "ОКБ", ООО "Компания Фесфарм"-"О" отнесены в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Программы.
На основании изложенного, суды пришли к выводу, что проведение заместительной терапии методом гемодиализа является специализированной медицинской помощью и подпадает под категорию бесплатной медицинской помощи для населения, финансирование данного вида специализированной медицинской помощи на территории Омской области на 2010 год предусмотрено за счет средств ОМС в силу утвержденной территориальной Программы.
К аналогичным выводам пришли судебные инстанции по делу N А46-3530/2011.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится организация оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).
Согласно статье 40 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан финансовое обеспечение мероприятий по оказанию указанной специализированной медицинской помощи является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим проведение государственной политики на территории Омской области в сфере охраны здоровья населения Омской области, функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, обращения лекарственных средств на территории Омской области, является Министерство здравоохранения Омской области (пункт 1 Положения о Министерстве здравоохранения Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 13.11.2007 N 133).
Министерство осуществляет организацию оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях (подпункты 2, 5 пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 13.11.2007 N 133).
На основании изложенного, суды пришли к выводу, что финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, в частности, по проведению заместительной терапии методом гемодиализа, финансируется за счет бюджета Омской области, организация оказания такой помощи относится к полномочиям Министерства здравоохранения Омской области.
Согласно подпункту "г" пункта 4 распоряжения Министерства здравоохранения Омской области от 04.04.2007 N 160-р "О совершенствовании нефрологической помощи в Омской области" директору Департамента здравоохранения администрации г. Омска рекомендовано организовать транспортировку больных для проведения гемодиализа.
В свою очередь, пунктом 3 приказа администрации города Омска от 06.07.2007 N 452 "О совершенствовании организации оказания специализированной медицинской помощи пациентам с хронической почечной недостаточностью", с учетом изменений внесенных приказом от 06.08.2007 N 500, директору МУ "Автобаза здравоохранения" поручено осуществлять транспортировку пациентов с хронической почечной недостаточностью на амбулаторный гемодиализ в МУЗ "ОГКБ N 1 им. Кабанова А.Н." и ООО "Фесфарм"-"О".
При рассмотрении спора суды установили, что транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не являясь непосредственно специализированной медицинской помощью, в то же время является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа.
Ссылки Министерства на положения пункта 37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, определяющего финансовое обеспечение деятельности организаций здравоохранения в зависимости от принадлежности к определенному уровню бюджетной системы, отклонены судами с учетом того, что положениями пунктов 6, 40 Основ исполнение обязательств субъекта Российской Федерации по финансированию мероприятий в рамках оказания специализированной медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях не ограничено только случаями оказания такой помощи медицинскими учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации.
Более того, суды указали, что помимо отсутствия в законодательстве ограничений по финансированию в зависимости от формы собственности медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь, возможность такого финансирования также не ограничена рамками непосредственно медицинской помощи.
Доводы Министерства отклонены судами как основанные на неверном толковании правовых норм и сделанные без учета тех обстоятельств, что МУ "Автобаза здравоохранения" осуществляло транспортировку пациентов на основании поручения администрации города Омска, принятого во исполнение распоряжения Министерства здравоохранения Омской области от 04.04.2007 N 160-р "О совершенствовании нефрологической помощи в Омской области".
Доводы Министерства о том, что спорные услуги по характеру являются мерами социальной поддержки по смыслу пункта 22 территориальной Программы, не приняты судами, поскольку меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 22 территориальной Программы, предоставляются в рамках дополнительных условий и объемов оказания медицинской помощи за счет средств областного бюджета.
Ссылка Министерства на приказ Департамента здравоохранения администрации города Омска от 31.12.2009 N 310 "О внесении изменения в приказ директора департамента здравоохранения Администрации города Омска от 27 декабря 2007 года N 747 "О совершенствовании организации оказания специализированной гемодиализной помощи пациентам с хронической почечной недостаточностью", которым рекомендовано осуществлять транспортировку пациентов с хронической почечной недостаточностью в режиме скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом (пункт 2), не принята судами во внимание на основании следующего.
Согласно пункту 39 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, пункту 2 Порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2004 N 179, скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками.
Судами установлено, что в соответствии с Уставом МУ "Автобаза здравоохранения" не относится к категории лечебно-профилактическими учреждений, а его работники (водители), осуществлявшие транспортировку пациентов, не являются медицинскими работниками. При этом применительно к транспортировке пациентов в медицинское учреждение на гемодиализ "режим скорой медицинской помощи" означает функционирование в режиме круглосуточной работы, а не в обычном режиме работы медицинского учреждения.
На основании изложенного, суды пришли к выводу, что транспортировка пациентов в медицинское учреждение на гемодиализ не является скорой медицинской помощью, а относится к услугам, сопутствующим и обеспечивающим оказание специализированной медицинской помощи по специальности нефрология.
При этом суды учитывали, что и Министерство, и Департамент здравоохранения Администрации г. Омска в своих актах указали на необходимость транспортировки пациентов с хронической почечной недостаточностью в медицинские учреждения для осуществления гемодиализа.
Судами признаны необоснованными ссылки Министерства о том, что при перевозке пациентов, являющихся инвалидами, следует руководствоваться нормами законодательства о гарантиях инвалидам.
Судами установлено, что услуги гемодиализа оказаны инвалидам медицинскими учреждениями в рамках территориальной Программы ОМС на равных основаниях и условиях с другими больными хронической почечной недостаточностью, оказание этих услуг никак не обусловлено их статусом в качестве инвалидов и специальными правовыми нормами, регулирующими особое правое положение указанной категории населения.
Доказательств того, что подобные услуги гражданам оказывались в связи с установлением инвалидности и исключительно в рамках оказания указанной категории граждан дополнительных мер социальной поддержки и гарантий, ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, суды, исследовав материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, пришли к обоснованному выводу, что финансирование мероприятий по оказанию специализированной помощи в виде проведения гражданам заместительной терапии методом гемодиализа в 2010 году должно осуществляться за счет средств бюджета Омской области, в связи с чем МУ "Автобаза здравоохранения", осуществляя транспортировку граждан на гемодиализ в 2010 году, имеет право на компенсацию причиненных ему убытков за счет средств бюджета Омской области.
На основании статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного решениями и действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации, выступает главный распорядитель бюджетных средств.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 8 Положения о Министерстве здравоохранения Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 13.11.2007 N 133, Министерство здравоохранения Омской области осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно материалам дела, в подтверждение исковых требований МУ "Автобаза здравоохранения" представлены реестры больных, получивших лечение методом гемодиализа в 2010 году, путевые листы, первичные документы по приобретению необходимых горюче-смазочных материалов, запасных частей, сводные ведомости по начислению заработной платы.
Представленный истцом расчет произведен исходя из количества машино-часов, отработанных каждым из восьми автомобилей по транспортировке граждан на гемодиализ, и тарифов на услуги, оказываемые муниципальным учреждением "Автобаза здравоохранения", утвержденных приказом Департамента здравоохранения Администрации г. Омска от 30.11.2010 N 301.
Возражения ответчика по оформлению и содержанию приобщенных к материалам дела документов и по расчету истца были предметом рассмотрения судов и получили соответствующую правовую оценку.
Судами принято во внимание, что ранее действовавшим приказом Департамента здравоохранения Администрации г. Омска от 15.02.2010 N 29 на 2010 год были установлены тарифы на спорные услуги в аналогичном размере.
При принятии судебных актов суды правильно указали, что предъявленная к взысканию сумма представляет собой имущественные потери истца, вызванные оказанием услуг, расходы на которые возмещаются за счет средств бюджета Омской области и которые (в отсутствие такого возмещения) понесены истцом за свой счет, то есть реальный ущерб, который в силу положений статьи 15 ГК РФ должен быть возмещен.
Учитывая, что обоснованных возражений относительно предложенного истцом расчета ущерба, доказательств об иной стоимости услуг по транспортировке на гемодиализ, доказательств того, что расходы истца составили сумму меньшую, чем заявлено к взысканию ответчиком, не представлено, суды обоснованно признали произведенный истцом расчет правильным.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в ходе судебного разбирательства и оценены судами с учетом конкретных обстоятельств дела.
Нарушений судами норм материального или процессуального права, которые могли повлечь принятие неправильных судебных актов, судами не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.07.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 31.10.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-3617/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Маняшина |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества. Широкое внедрение диализа в практическое здравоохранение Российской Федерации является одной из важных задач оказания специализированной медицинской помощи (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.08.2002 N 254).
...
Согласно пункту 39 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, пункту 2 Порядка оказания скорой медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2004 N 179, скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками.
...
На основании статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного решениями и действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации, выступает главный распорядитель бюджетных средств.
...
При принятии судебных актов суды правильно указали, что предъявленная к взысканию сумма представляет собой имущественные потери истца, вызванные оказанием услуг, расходы на которые возмещаются за счет средств бюджета Омской области и которые (в отсутствие такого возмещения) понесены истцом за свой счет, то есть реальный ущерб, который в силу положений статьи 15 ГК РФ должен быть возмещен."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 января 2012 г. N Ф04-6701/11 по делу N А46-3617/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4081/12
22.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4081/12
23.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6701/11
31.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7314/11