г. Тюмень |
|
1 февраля 2012 г. |
Дело N А45-10948/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 1 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Беловой Л.В.
Шабалковой Т.Я.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Новосибирская служба спасения"закрытого акционерного общества "Новосибирская служба спасения" на решение от 12.08.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Чернова О.В.) и постановление от 04.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Скачкова О.А., Хайкина Л.И.) по делу N А45-10948/2011 по заявлению закрытого акционерного общества "Новосибирская служба спасения" (630008, город Новосибирск, улица Никитина, дом 69, ИНН 5404106308, ОГРН 1025401906089) к Западно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (630091, город Новосибирск, улица Потанинская, дом 12, ИНН 5406352299, ОГРН 1065406145221) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
Закрытое акционерное общество "Новосибирская служба спасения" (далее - ЗАО "Новосибирская служба спасения") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Западно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 20.06.2011 N А60-01233/юл о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением от 12.08.2011 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных ЗАО "Новосибирская служба спасения" требований отказано.
Постановлением от 04.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "Новосибирская служба спасения", ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения и на несоблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности юридического лица, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы ЗАО "Новосибирская служба спасения" и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной Управлением Ростехнадзора плановой выездной проверкой соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов выявлено, что в нарушение статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ЗАО "Новосибирская служба спасения" без соответствующей лицензии осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта; в нарушение пункта 3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 10.03.1999 N 263, на предприятии отсутствует утвержденное и согласованное в установленном порядке Положение об организации и осуществлении производственного контроля при эксплуатации опасного производственного объекта; в нарушение пункта 11.5 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ12-529-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 9, план взаимодействия служб различных ведомств не согласован с территориальным органом Ростехнадзора.
По результатам проверки уполномоченными должностными лицами Управления Ростехнадзора составлен акт от 06.06.2011 N 15/079Г и протокол об административном правонарушении от 07.06.2011 N А60-01233/юл, на основании которых вынесено постановление от 20.06.2011 N А60-01233/юл о привлечении ЗАО "Новосибирская служба спасения" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 200 000 руб.
Не согласившись с выводами Управления Ростехнадзора, ЗАО "Новосибирская служба спасения" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного постановления незаконным и отмене.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (части 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.
Часть 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", (далее - Закон N 116-ФЗ), в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Закона).
В силу подпункта 28 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Пунктом 11.5 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 9, установлено, что деятельность аварийных бригад по локализации и ликвидации аварий определяется планом взаимодействия служб различных ведомств, который должен быть разработан с учетом местных условий. Планы взаимодействия служб различных ведомств должны быть согласованы, с территориальными органами Госгортехнадзора России и утверждены в установленном порядке. Ответственность за составление планов, утверждение, своевременность внесения в них дополнений и изменений, пересмотр (не реже 1 раза в 3 года) несет технический руководитель организации-собственника опасного производственного объекта.
Пунктом 3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263, предусмотрено, что каждая эксплуатирующая организация на основании настоящих Правил разрабатывает Положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ЗАО "Новосибирская служба спасения" имеет опасный производственный объект - систему газопотребления предприятия, который зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством МТУ Ростехнадзора по СФО от 24.11.2008 N А60-06489.
Являясь владельцем опасных производственных объектов, ЗАО "Новосибирская служба спасения" не выполнила обязанности по соблюдению указанных в акте проверки требований промышленной безопасности.
В связи с отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, обе судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ЗАО "Новосибирская служба спасения" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводам ЗАО "Новосибирская служба спасения" о несоблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности юридического лица дана объективная правовая оценка при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 12.08.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 04.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-10948/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Л.В. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 11.5 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 9, установлено, что деятельность аварийных бригад по локализации и ликвидации аварий определяется планом взаимодействия служб различных ведомств, который должен быть разработан с учетом местных условий. Планы взаимодействия служб различных ведомств должны быть согласованы, с территориальными органами Госгортехнадзора России и утверждены в установленном порядке. Ответственность за составление планов, утверждение, своевременность внесения в них дополнений и изменений, пересмотр (не реже 1 раза в 3 года) несет технический руководитель организации-собственника опасного производственного объекта.
Пунктом 3 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263, предусмотрено, что каждая эксплуатирующая организация на основании настоящих Правил разрабатывает Положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта.
...
В связи с отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, обе судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ЗАО "Новосибирская служба спасения" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 февраля 2012 г. N Ф04-7133/11 по делу N А45-10948/2011