г. Тюмень |
|
20 февраля 2012 г. |
Дело N А27-6073/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Поликарпова Е.В.
судей Мартыновой С.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водсервис-Центр" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.08.2011 (судья Петракова С.Е.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2011 (судьи Хайкина С.Н., Кулеш Т.А., Скачкова, О.А.) по делу N А27-6073/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водсервис-Центр" (654080 Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Тольятти, д. 62, корпус 4, офис 1) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области (654041 Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Бардина, 14, ИНН 4217011333, ОГРН 1044217029768) об оспаривании ненормативного правового акта налогового органа.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Водсервис-Центр" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 09.12.2010 N 7146, которым предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 297 478 руб., внести исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.08.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2011, заявление Общества оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Общество указывает, что изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены Федеральным законом от 28.11.2009 N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.11.2009 N 287-ФЗ), согласно статье 2 которого изменения вступили в силу с 01.01.2010. При этом пункт 5 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщика в случае отказа от освобождения операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса, от налогообложения предоставить соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения. Не допускается отказ от освобождения от налогообложения операций на срок менее года. Общество ссылается на то, что, не имея возможности подать заявление об отказе от освобождения от налогообложения операций в сорок, установленный законом, в 1 квартале 2010 года, не пользовалось льготой, предусмотренной подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, и своими действиями подтвердило, что не собирается пользоваться данной льготой, подав соответствующее заявление в Инспекцию в порядке пункта 5 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция считает доводы Общества безосновательными.
Судами при производстве по делу установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией в период с 19.07.2010 по 19.10.2010 проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации Общества по НДС за 1 квартал 2010 года, по результатам которой составлен акт от 02.11.2010 N 57 и 09.12.2010 вынесены одновременно решения NN 7146 об отказе в возмещении НДС в сумме 93 499 руб. и об отказе в привлечении к ответственности, предложении уплатить недоимку по НДС в сумме 297 478 руб., внести исправления в бухгалтерский и налоговый учет, которые были оставлены без изменения решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 08.02.2011 N 65.
Инспекция пришла к выводу, что Общество необоснованно применило налоговый вычет по НДС в размере 390 976,96 руб. по приобретенным коммунальным услугам и работам по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций (поставщиков).
Общество, не согласившись с решением Инспекции от 09.12.2010 N 7146 об отказе в привлечении к ответственности, обратилось в суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказав Обществу в удовлетворении заявления, пришли к выводам, что у Общества отсутствовали основания для реализации права на налоговый вычет, по работам и услугам, приобретенным в целях осуществления операций, не облагаемых НДС.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые решение и постановление, основывается на следующем.
Порядок возмещения сумм НДС установлен статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные вышеуказанной статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае приобретения товаров (работ, услуг), используемых для операций, не подлежащих налогообложению НДС (освобожденных от налогообложения), суммы НДС, предъявленные покупателю этих товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).
В силу подпунктов 29, 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации от налогообложения НДС освобождаются следующие операции:
- реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций;
- реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Из правового анализа указанных выше норм следует, что законодателем применение названной нормы не поставлено в зависимость от того, кому управляющей организацией оказываются услуги - владельцам жилых либо нежилых помещений в многоквартирных жилых домах.
Согласно пункту 5 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи Налогового кодекса Российской Федерации, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Общество в уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2010 года, поданной в Инспекцию 19.07.2010, заявлено право на налоговый вычет в размере 390 976,96 руб. по приобретенным коммунальным услугам и работам (услугам) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций (поставщиков). При этом данные услуги оказывались организациями коммунального комплекса, поставщиками электроэнергии, а также организациями непосредственно выполняющими (оказывающими) работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку вышеуказанные услуги и работы согласно подпунктам 29, 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от налогообложения НДС, суды согласились с выводом Инспекции о том, что Общество не имело права предъявлять к налоговому вычету уплаченные организациям суммы НДС в порядке, предусмотренном статьей 171 настоящего Кодекса, и должно было в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 настоящего Кодекса учитывать их в стоимости коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Довод Общества о том, что оно своими действиями фактически подтвердило, что не пользовалось и не собирается пользоваться правом, предоставленным подпунктами 29, 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, был предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции указал, что выставление счетов-фактур с НДС не свидетельствует о том, что налогоплательщик отказался от освобождения таких операций от налогообложения НДС, поскольку пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен способ отказа от льготы путем подачи заявления. Общество не воспользовалось своим правом и не отказалось от освобождения операций от налогообложения НДС таким способом, следовательно, право на налоговый вычет не возникло.
Довод Общества о том, что изменения, предусмотренные нормами Федерального закона от 28.11.2009 N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" вступили в силу с 01.01.2010 и данное обстоятельство не позволило ему своевременно заявить в налоговый орган об отказе от предоставленной законом льготы, был предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции.
Суды обоснованно указали, что указанный довод Обществом документально не подтвержден.
Более того, порядок реализации названных изменений в законе был определен Обществом уже 30.12.2009, о чем свидетельствует пункт 5.9.3 Порядка освобождения от налогообложения операций, предусмотренных налоговым законодательством Положения "Об учетной политике", утвержденного приказом руководителя Общества от 30.12.2009 N В-Ц-1 "Об учетной политике на 2010 год".
Согласно пункту 5.9.3 Положения "Об учетной политике" Общества при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии с налоговым законодательством, налогоплательщик использует предоставленное право на освобождение в установленном порядке на основании подпунктов 29, 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод Общества о необходимости применения к спорным правоотношениям положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации также был отклонен судом, поскольку каких-либо противоречий либо неясности в нормах налогового законодательства, регулирующих спорные правоотношения, не усматривается.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно, нарушений процессуального закона, которые могли повлечь принятие незаконного судебного акта, не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции правовые основания для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления отсутствуют.
Поскольку кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, расходы по государственной пошлине за ее рассмотрение относятся на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.08.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2011 по делу N А27-6073/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Поликарпов |
Судьи |
С.А. Мартынова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции указал, что выставление счетов-фактур с НДС не свидетельствует о том, что налогоплательщик отказался от освобождения таких операций от налогообложения НДС, поскольку пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен способ отказа от льготы путем подачи заявления. Общество не воспользовалось своим правом и не отказалось от освобождения операций от налогообложения НДС таким способом, следовательно, право на налоговый вычет не возникло.
Довод Общества о том, что изменения, предусмотренные нормами Федерального закона от 28.11.2009 N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" вступили в силу с 01.01.2010 и данное обстоятельство не позволило ему своевременно заявить в налоговый орган об отказе от предоставленной законом льготы, был предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанции.
...
Согласно пункту 5.9.3 Положения "Об учетной политике" Общества при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии с налоговым законодательством, налогоплательщик использует предоставленное право на освобождение в установленном порядке на основании подпунктов 29, 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод Общества о необходимости применения к спорным правоотношениям положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации также был отклонен судом, поскольку каких-либо противоречий либо неясности в нормах налогового законодательства, регулирующих спорные правоотношения, не усматривается."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 февраля 2012 г. N Ф04-237/12 по делу N А27-6073/2011
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-237/12