г. Тюмень |
|
24 февраля 2012 г. |
Дело N А46-7669/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тихомирова В.В.
Цыгановой Е.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23.08.2011 (судья Беседина Т.А.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 (судьи Шарова Н.А., Глухих А.Н., Зиновьева Т.А.) по делу N А46-7669/2011
по иску Военного комиссариата (644099, г. Омск, ул. Партизанская, 14, ИНН 5503019462, ОГРН 1025500745270)
к открытому акционерному обществу "Омский приборостроительный ордена Трудового Красного Знамени завод им. Н.Г. Козицкого" (644007, г. Омск, ул. Чернышевского, 2, ИНН 5508000578, ОГРН 1115543021868)
о взыскании неосновательного обогащения возникшего в результате перечисления единого социального налога и страховых взносов.
Суд установил:
Военный комиссариат Омской области (далее - Военный комиссариат) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию "Омский приборостроительный ордена трудового красного знамени завод им. Н.Г. Козицкого" (далее - ФГУП "ОПЗ им. Козицкого") о взыскании 404 403,91 руб. неосновательного обогащения по договорам о привлечении граждан к участию в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности.
В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд произвел процессуальную замену ответчика ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" на его правопреемника - открытое акционерное общество "Омский приборостроительный ордена Трудового Красного Знамени завод им. Н.Г. Козицкого" (далее - ОАО "ОПЗ им. Козицкого", общество).
Решением от 23.08.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Военный комиссариат, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить.
Военный комиссариат указывает на то, что суммы среднего заработка, выплачиваемые организациями работникам, призванным на военные сборы, за счет средств федерального бюджета, не являются выплатами облагаемыми единым социальным налогом.
Податель жалобы обращает внимание на то, что заработная плата относится к КОСГУ 211, а страховые взносы к КОСГУ 213, что по данной классификации операций сектора государственного управления относятся к перечислениям, осуществляемым работодателем. Военный комиссариат не может выйти за пределы специальной (целевой) правоспособности, приняв расходы, не предусмотренные объемом финансирования.
В представленном отзыве ОАО "ОПЗ им. Козицкого" отклонило доводы кассационной жалобы, просило обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Учитывая надлежащее извещение сторон о судебном заседании по делу, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствии их представителей, согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив по правилам статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между сторонами были заключены договоры о привлечении граждан к участию в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, с сохранением среднего заработка, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда, по месту их постоянной работы, на время участия в указанных мероприятиях от 30.09.2009 на 16 работников, от 23.12.2009 на 3 работников, от 30.03.2010 на 13 работников.
Военный комиссариат обязался возместить обществу расходы, связанные с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда путем перечисления на счета денежных средств (пункт 2.2 договоров).
Во исполнение принятых обязательств по договорам Военный комиссариат на основании выставленных ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" счетов-фактур перечислил за счет средств федерального бюджета в счет компенсации расходов общую сумму 1 905 586,71 руб., в том числе, расходы по уплате единого социального налога в сумме 403 403,91 руб.
В результате проведенной в 2010 году плановой ревизии финансово-хозяйственной деятельности Военного комиссариата за период с 01.01.2009 по 20.10.2010 установлено неправомерное возмещение организациям, работники которых были задействованы в мероприятиях, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", расходов по уплате единого социального налога (далее - ЕСН).
Военный комиссариат письмом от 08.12.2010 N 195 попросил ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" возвратить излишне полученную сумму ЕСН.
Поскольку ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" не возвратило в добровольном порядке излишне перечисленные денежные средства в общей сумме 403 403,91 руб., Военный комиссариат обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, применив положения статей 217, 236, 237, 238 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статьи 8 Федерального закона от 26.02 1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила компенсации расходов), пришли к выводу о том, что выплаты среднего заработка работникам, привлеченным для работы в аппарате усиления комиссариата, являются компенсацией, не подлежат обложению единым социальным налогом.
Данный вывод судов является правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Признавая, что Военным комиссариатом неосновательно перечислена компенсация в сумме 403 403,91 руб., вместе с тем, суды отказали во взыскании данной суммы, указав на отсутствие неосновательного обогащения на стороне общества в связи с перечислением ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" спорной суммы ЕСН в бюджет Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении иска, суды также исходили из того, что Правила компенсации расходов не содержат норм, предоставляющих право военным комиссариатам осуществлять возврат излишне перечисленной суммы компенсации, а также возможность взыскания излишне компенсированных сумм в судебном порядке.
Однако выводы судов по настоящему делу об отсутствии неосновательного обогащения на стороне ФГУП "ОПЗ им. Козицкого", не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не основаны на нормах действующего законодательства.
Вывод судов о перечислении ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" в федеральный бюджет суммы ЕСН основан лишь на пояснениях общества, без указания на конкретные документы.
Отсутствие установленного законом порядка возврата излишне уплаченной суммы компенсации не освобождает приобретателя таких денежных средств от обязанности возвратить потерпевшему лицу неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
Неосновательно полученные ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" денежные средства в сумме 403 403,91 руб. подлежат возврату Военному комиссариату в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах принятые по делу решение и постановление об отказе в удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения не соответствуют требованиям статей 15, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются незаконными, подлежат отмене.
Суд кассационной инстанции, принимая во внимание, что судами исследованы все доказательства и установленные обстоятельства по делу, признаны правомерными требования об излишне перечисленной суммы компенсации, но вывод судов об отказе в удовлетворении иска сделан с нарушением закона, считает возможным принять новое решение о взыскании с ОАО "ОПЗ им. Козицкого" суммы 403 403,91 руб. неосновательного обогащения.
Согласно частям 1, 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина уплачивается ответчиком в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.21, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации с ОАО "ОПЗ им. Козицкого" в доход федерального бюджета подлежат взысканию расходы по государственной пошлине в сумме 11 068 руб. по иску и в сумме 4 000 руб. по апелляционной и кассационной жалобам.
Арбитражному суду Омской области поручается выдать исполнительный лист на взыскание присужденных сумм.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 23.08.2011 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 по делу N А46-7669/2011 отменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Омский приборостроительный ордена Трудового Красного Знамени завод им. Н.Г. Козицкого" в пользу Военного комиссариата Омской области 403 403,91 руб. неосновательного обогащения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Омский приборостроительный ордена Трудового Красного Знамени завод им. Н.Г. Козицкого" в доход федерального бюджета расходы по государственной пошлине в сумме 11 068 руб. по иску и в сумме 4 000 руб. по апелляционной и кассационной жалобам.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, применив положения статей 217, 236, 237, 238 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статьи 8 Федерального закона от 26.02 1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила компенсации расходов), пришли к выводу о том, что выплаты среднего заработка работникам, привлеченным для работы в аппарате усиления комиссариата, являются компенсацией, не подлежат обложению единым социальным налогом.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
...
Неосновательно полученные ФГУП "ОПЗ им. Козицкого" денежные средства в сумме 403 403,91 руб. подлежат возврату Военному комиссариату в соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
...
Согласно частям 1, 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина уплачивается ответчиком в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 февраля 2012 г. N Ф04-183/12 по делу N А46-7669/2011