г. Тюмень |
|
29 февраля 2012 г. |
Дело N А03-7400/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 29 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Орловой Н.В.
Тихомирова В.В
при ведении протокола помощником судьи Гофф А.Н. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации Алтайского края на решение от 21.09.201 Арбитражного суда Алтайского края (судья Ильичёва Л.Ю.) и постановление от 01.12.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Жданова Л.И., Кулеш Т.А.) по делу N А03-7400/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калина" (656045 г. Барнаул, пр. Комсомольский, д. 45а, ОГРН 1082225004839, ИНН 2225094604) к администрации Алтайского края (656035, г. Барнаул, пр. Ленина, 59) о признании незаконным бездействия.
Другие лица, участвующие в деле: Главное управление имущественных отношений Алтайского края.
В заседании приняли участие: представитель общества с ограниченной ответственностью "Калина", согласно протоколу судебного заседания арбитражного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Калина" (далее - ООО "Калина", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ), к администрации Алтайского края (далее - администрация, ответчик) о признании незаконным бездействия администрации Алтайского края, выразившегося в непринятии решения о переводе, либо отказе в переводе, земельного участка площадью 8 4709 кв. м кадастровый номер 22:33:040801:0969, находящегося примерно в 5 200 м, по направлению на юго-запад от с. Санниково, из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства ООО "Калина" торгово-развлекательного центра и об обязании администрации Алтайского края принять решение о переводе либо об отказе в переводе данного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление имущественных отношений Алтайского края (далее - Управление).
Решением от 21.09.2011 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 01.12.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Арбитражным судом на администрацию возложена обязанность по принятию решения о переводе либо об отказе в переводе земельного участка площадью 8 4709 кв. м кадастровый номер 22:33:040801:0969, находящегося примерно в 5 200 м, по направлению на юго-запад от с. Санниково, из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Основанием к отмене указывает на то, что на администрацию не возложена, обязанность о принятии акта о переводе земельного участка из одной категории в другую, на основании чего, непринятие им решения о переводе принадлежащего заявителю земельного участка из одной категории в другую не является бездействием. Полагает, что судом первой инстанции необоснованно не применён к спорным правоотношениям трёхмесячный срок на подачу в арбитражный суд заявления об оспаривании бездействия государственного органа, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ООО "Калина" в отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании, возражает против доводов заявителя, просит оставить судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, ООО "Калина" является собственником земельного участка площадью 8 4709 кв. м с кадастровым номером 22:33:040801:0969, находящегося в Первомайском районе Алтайского края примерно в 5 200 м, по направлению на юго-запад от ориентира западная граница с. Санниково, расположенного за пределами участка. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
ООО "Калина" обратилось в администрацию с ходатайством от 09.09.2010 о переводе указанного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства Обществом торгово-развлекательного центра. К ходатайству прилагались предусмотренные законодательством документы.
Управление решением от 11.03.2011 N 24/К/245 в рассмотрении ходатайства ООО "Калина" отказало, пакет документов был возвращён заявителю.
Полагая, что бездействие администрации, по не рассмотрению ходатайства о переводе земельного участка из земель одной категории в другую в установленный Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) срок незаконным, ООО "Калина" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришёл к выводу о незаконности бездействия администрации, выразившегося в непринятии решения о переводе земельного участка о переводе либо об отказе в переводе земельного участка в соответствии с требованиями Федерального закона N 172-ФЗ и постановления администрации Алтайского края от 26.10.2009 N 441 "Об утверждении порядка рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую" (далее - постановление N 441). При этом арбитражный суд отклонил довод администрации о пропуске заявителем предусмотренного статьёй 198 АПК РФ срока на обращение в арбитражный суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, признав их соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правомерными по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной либо частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами (абзац 9 пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, в том числе регулируются Федеральным законом N 172-ФЗ.
Согласно статье 2 Федерального закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подаётся ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Перечень документов, которые необходимо приложить к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, установлен пунктом 4 статьи 2 названного Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. Данный перечень является закрытым.
В силу части 4 статьи 3 вышеназванного Закона по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков).
Аналогичные положения закреплены постановлением N 441 администрации Алтайского края.
Согласно пункту 1.2 постановления N 441 перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется администрацией Алтайского края.
В соответствии с пунктом 3.1 постановления N 441 для перевода земель, или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом в администрацию Алтайского края подаётся ходатайство о переводе земель.
На основании пунктов 3.4, 3.5 постановления N 441 по результатам рассмотрения ходатайства администрацией Алтайского края в двухмесячный срок со дня его поступления принимается постановление о переводе земельных участков из одной категории в другую либо решение об отказе в таком переводе.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения. Аналогичные положения закреплены в пункте 3.3 постановления N 441.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определённые действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку касаются установленных обстоятельств по делу, являлись предметом подробного исследования и надлежащей оценки в суде апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
По существу доводы кассационной жалобы, не опровергая выводы судов, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств по делу, что в соответствии со статьёй 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учётом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьёй 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.09.201 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 01.12.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-7400/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства. Данный перечень является закрытым.
...
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения. Аналогичные положения закреплены в пункте 3.3 постановления N 441.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определённые действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 февраля 2012 г. N Ф04-53/12 по делу N А03-7400/2011
Хронология рассмотрения дела:
29.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-53/12