г. Тюмень |
|
5 марта 2012 г. |
Дело N А02-460/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Ильина В.И.
Отческой Т.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай на постановление от 10.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Кайгородова М.Ю., Марченко Н.В.) по делу N А02-460/2011 Арбитражного суда Республики Алтай по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Жилище" (649100, Республика Алтай, с. Майма, ул. Заводская, 33, ИНН 0408015282, ОГРН 1060408001477) к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай, Муниципальному учреждению Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Майминский район" (649100, Республика Алтай, Майминский р-н, с. Майма, ул. Трудовая, 57, ИНН 0408008736, ОГРН 1030400669144), Министерству финансов Республики Алтай о взыскании задолженности по муниципальному контракту в сумме - 1 677 224 руб.
Суд установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилище" Муниципального образования "Майминский район" (далее - МУП "Жилище") обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском о взыскании с МУ "Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Майминский район" задолженности по муниципальному контракту от 01.07.2009 в сумме 1 677 224,34 руб. за оказанные услуги по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай.
Определением от 12.07.2011 Арбитражного суда Республики Алтай к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Российская Федерация, в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерство финансов Республики Алтай.
Решением от 15.08.2011 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Якшимаева Ф.Ю.), оставленным без изменения постановлением от 10.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда с Министерства финансов РФ, в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай за счет казны Российской Федерации в пользу МУП "Жилище" взыскано 1 677 224,34 руб. в возмещение убытков. В удовлетворении иска к муниципальному учреждению "Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Майминский район" и Министерству финансов Республики Алтай отказано.
В кассационной жалобе Управление Федерального казначейства по Республике Алтай, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, которым оставлено без изменение решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных МУП "Жилище" требований в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, предоставление отдельным категориям граждан, в том числе льгот по предоставлению социальной поддержки педагогических работников осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации и в отдельных случаях, установленных федеральными законами, дополнительно может финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Ссылаясь на статью 4 Закона Республики Алтай от 07.07.2008 N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай", заявитель кассационной жалобы указывает, что обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности должно осуществляться за счет средств бюджета Республики Алтай, в связи с чем, надлежащим ответчиком по данному делу должно выступать Министерство финансов Республики Алтай.
Кроме того, податель кассационной жалобы указывает на процессуальные нарушения, допущенные судами при производстве по данному делу, влекущие отмену обжалуемого судебного акта, которые выразились в ненадлежащем уведомлении Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о дате, времени и месте проведения судебного заседания.
В отзыве на кассационную жалобу МУП "Жилище" указывает на законность оспариваемого по делу судебного акта.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Республики Алтай просит оставить без изменения обжалуемый судебный акт, считая, что мера социальной поддержки, установленная Законом "Об образовании" является расходным обязательством Российской Федерации.
До начала судебного заседания отзыв от муниципального учреждения "Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Майминский район" в соответствии с положениями статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не поступил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов на нее, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов: решения от 15.08.2011 Арбитражного суда Республики Алтай и постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда Республики Алтай от 10.11.2011 по настоящему делу.
Из материалов дела следует, что между муниципальным учреждением "Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Майминский район" и МУП "Жилище" заключен муниципальный контракт от 01.07.2009, предметом которого, является регулирование отношений сторон, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям населения Майминского района по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе в соответствии с Законом Республики Алтай от 07.07.2008 N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай".
Согласно пункту 2.4. муниципального контракта от 01.07.2009, МУ "Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Майминский район" приняло на себя обязательства ежемесячно до 15 числа следующего месяца возмещать расходы по отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг исполнителю (истцу) на основании ведомости, счета-фактуры, справки, подтверждающей стоимость услуг, в пределах выделенных ассигнований, по мере поступления из бюджета.
МУП "Жилище" в 2009 году оказывало услуги по отоплению и горячему водоснабжению гражданам, проживающим на территории Майминского района Республики Алтай, в том числе педагогическими работникам образовательных учреждений.
Согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2009 задолженность МУ "Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Майминский район" по оплате услуг перед МУП "Жилище" составляла 4 429 018,75 руб.
По расчетам заявителя, задолженность МУ "Управление социальной защиты населения администрации муниципального образования "Майминский район" по возмещению расходов по вышеуказанной категории граждан на основании муниципального контракта за 2009 год составила 1 677 224,34 руб.
Учитывая, что понесенные истцом затраты, связанные с расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности в сумме 1 677 224,34 руб. не были возмещены, МУП "Жилище" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь положениями статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 4 Закона республики Алтай от 07.07.2008 N 78 "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суды обеих инстанций правомерно, удовлетворяя заявленные исковые требования и взыскивая с Министерства финансов Российской Федерации понесенные истцом убытки в размере 1 677 224, 36 руб. пришли к выводу, что финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, является расходным обязательством Российской Федерации, которое предусматривает соответствующие средства для их реализации, в связи с чем Министерство финансов Российской Федерации является надлежащим ответчиком по настоящему делу, которое не исполнило в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании". При недостаточности выделенных на эти цели средств Министерство финансов Российской Федерации не обеспечило субъект Российской Федерации - Республику Алтай финансовыми средствами в полном объеме.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании) педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (далее - Федеральный закон от 06.05.2003 N 52-ФЗ) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Между тем статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06.05.2003 N 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
Поскольку по настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Министерства финансов Российской Федерации расходов истца, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности Республики Алтай в 2009 году, взыскание убытков в пользу МУП "Жилище" с Российской Федерации на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации является законным и обоснованным.
Выводы судов соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.11.2010 N 10430/10.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что финансирование расходов на возмещение педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрено за счет средств бюджета Республики Алтай, противоречит единообразию судебной практики по данной категории споров.
Доводы кассационной жалобы о ненадлежащем извещении Управления Федерального казначейства по Республике Алтай о времени и месте проведения судебного заседания, в связи со сменой адреса Арбитражного суда Республики Алтай, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводы, как и не приведено мотивов, которые в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены судебных актов.
Нарушений судами норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.08.2011 Арбитражного суда республики Алтай и постановление от 10.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-460/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона об образовании (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06.05.2003 N 52-ФЗ. Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005 и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона об образовании уровня мер социальной поддержки.
Поскольку по настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Министерства финансов Российской Федерации расходов истца, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности Республики Алтай в 2009 году, взыскание убытков в пользу МУП "Жилище" с Российской Федерации на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации является законным и обоснованным.
Выводы судов соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 23.11.2010 N 10430/10."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 марта 2012 г. N Ф04-365/12 по делу N А02-460/2011
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-365/12