г. Тюмень |
|
6 марта 2012 г. |
Дело N А45-10141/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабалковой Т.Я.
судей Ильина В.И.
Маняшиной В.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Учреждения "Западно-Сибирское агентство по специализированному гидрометобеспечению" на решение от 04.08.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Чернова О.В.) и постановление от 16.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кулеш Т.А., Скачкова О.А., Хайкина С.Н.) по делу N А45-10141/2011 по заявлению Учреждения "Западно-Сибирское агентство по специализированному гидрометобеспечению" (630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 30, офис 216, ИНН 5406161142 ОГРН 1035402479958) к Департаменту Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Сибирскому федеральному округу (630099, г. Новосибирск, ул. Советская, 30, ИНН 540623025, ОГРН 1025402477715) о признании незаконными действий и предписания.
В судебном заседании приняли участие представители Учреждения "Западно-Сибирское агентство по специализированному гидрометобеспечению" Скосырская Л.И. - директор, Лучинин С.В. - по доверенности от 11.01.2012.
Суд установил:
Учреждение "Западно-Сибирское агентство по специализированному гидрометобеспечению" (далее - Западно-Сибирское Метеоагенство, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Звападно-Сибирского межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Западно-Сибирское УГМС, Управление) от 20.05.2011 N 2 об устранении нарушений законодательства; признании незаконными действий Западно-Сибирского УГМС, выразившихся в составлении акта проверки соблюдения лицензионных требований и условий от 10.02.2011 в части пункта 1, в издании распоряжения о проведении внеплановой проверки от 14.04.2011 N6-р; в составлении протокола N 1 об административных правонарушениях от 15.06.2011 в отношении лицензиата - Западно-Сибирского Метеоагентства.
Приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет) от 24.10.2011 N 558 "О внесении изменений в Положение о Западно-Сибирском межрегиональном территориальном управлении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденной приказом Росгидромета от 30.10.2007 N 362" Западно-Сибирское УГМС переименовано в Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Сибирскому федеральному округу (далее - Департамент Росгидромета по СФО), Департамент).
Решением от 04.08.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 16.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Западно-Сибирское Метеоагентство просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
Учреждение считает, что суды неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Западно-Сибирское Метеоагенство полагает, что действующим законодательством не предусмотрены ограничения на предоставление информации, в том числе экстренной. Учреждение предоставляет выпущенную Росгидрометом информацию на основании гражданско-правовых говоров. Запрещая передавать потребителям полученную по гражданско-правовым договорам уже выпущенную Росгидрометом информацию, Западно-Сибирское УГМС неправомерно вторгается в сферу частных отношений. Кроме того, Учреждение указывает, что акт проверки от 10.02.2011 не содержит указания на какие-либо конкретные и фактически установленные нарушения требований закона. Департаментом Росгидромета по СФО представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 46 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2011 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, согласно которому на Росгидромет возложены функции по лицензированию в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Западно-Сибирское Метеоагентство имеет лицензию Росгидромета от 22.05.2007 N Р/2007/0058/100/л сроком на пять лет на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, включающей в себя подготовку и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнения (включая радиоактивное).
Приложением к указанной лицензии установлено, что грубым нарушениями лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях являются передачи лицензиатом информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении с нарушением порядка, установленного статьями 9 и 16 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее - Закон N 113-ФЗ), а также умышленное искажение такой информации, ее непредставление либо несвоевременное предоставление в лицензирующий орган, если это создает угрозу жизни, повлечет за собой человеческие жертвы и (или) создает условия возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, причинения существенного вреда.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона N 113-ФЗ выпуск экстренной информации осуществляет только федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежный с ней областях и его территориальные органы.
В силу положений статьи 1 Закона N 113-ФЗ к экстренной информации относятся незамедлительно передаваемые штормовые предупреждения и (или) штормовые оповещения, а также незамедлительно передаваемая информация о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан и наносить ущерб окружающей среде.
Судами обеих инстанций установлено, что Западно-Сибирским Метеоагентством заключены договоры на оказание информационных услуг организациям, согласно которым Учреждение осуществляет доведение до потребителей информации о штормовых оповещениях и предупреждениях об опасных гидрометеорологических явлениях.
Следовательно, Учреждение, не являясь федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, доводило экстренную информацию до потребителя в нарушение пункта 2 статьи 9 Закона N 113-ФЗ.
Доводы Учреждения о том, что данная информация доводилась до потребителя на основании гражданско-правовых договоров несостоятельны, так как не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Проверка соблюдения Учреждением лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях проводилась на основании приказа Западно-Сибирского УГМС от 255.01.2011 N 6 по согласованному с органами Генеральной прокуратуры Российской Федерации плана проведения плановых проверок на 2011 год.
Результаты проверок оформлены актом от 10.02.2011, в котором отражены нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 9 Закона N 113-ФЗ, установлен срок для предоставления информации об устранении выявленных нарушений.
В связи с отсутствием информации о выполнении пункта 1 акта проверки, установившего нарушение лицензионных требований, Западно-Сибирское УГМС провело внеплановую проверку на основании распоряжения от 14.04.2011 N 6-р.
На основании материалов внеплановой проверки Учреждению выдано предписание от 20.05.2011 N 2 об устранении нарушений законодательства, отраженного в пункте 1 акта проверки от 10.02.2011.
По истечении срока исполнения предписания от 20.05.2011 N 2 в связи с отсутствием информации об устранении допущенного грубого нарушения лицензионных требований, Западно-Сибирское УГМС, усмотрев в действиях учреждения Западно-Сибирского Метеоагентства состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составило протокол об административном правонарушении от 15.06.2011 N 1 и направило материалы для рассмотрения дела об административном правонарушении в суд общей юрисдикции согласно подсудности данного дела.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов обеих инстанций о том, что Западно-Сибирское УГМС действовало в рамках возложенных на него полномочий и с соблюдением норм действующего законодательства при проведении рассматриваемой проверки.
Ссылка Учреждения на постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления" подлежит отклонению, так как в силу положений части 4 статьи 3 АПК РФ судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
Доводы кассационной жалобы были предметом судебного разбирательства в суде первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
В силу положений статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки выводов судов, основанных на правильной оценке представленных в материалы дела доказательствах и при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами не допущено.
Следовательно, основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 04.08.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 16.11.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-10141/2011оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Я. Шабалкова |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По истечении срока исполнения предписания от 20.05.2011 N 2 в связи с отсутствием информации об устранении допущенного грубого нарушения лицензионных требований, Западно-Сибирское УГМС, усмотрев в действиях учреждения Западно-Сибирского Метеоагентства состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составило протокол об административном правонарушении от 15.06.2011 N 1 и направило материалы для рассмотрения дела об административном правонарушении в суд общей юрисдикции согласно подсудности данного дела.
...
Ссылка Учреждения на постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1216 "О лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления" подлежит отклонению, так как в силу положений части 4 статьи 3 АПК РФ судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 марта 2012 г. N Ф04-304/12 по делу N А45-10141/2011
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5068/12
03.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5068/2012
16.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5068/2012
06.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-304/12
16.11.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-8070/11
04.08.2011 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-10141/11