г. Тюмень |
|
01 марта 2012 г. |
Дело N А46-1384/2010 |
Определение изготовлено в полном объеме 11 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
Григорьева Д.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение Арбитражного суда Омской области от 30.08.2011 (судья Глазков О.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Сидоренко О.А.) по делу N А46-1384/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (644037, г. Омск, ул. Партизанская, д. 10, ИНН 5406323202, ОГРН1055406226237) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644000, г. Омск, ул. Красный Путь, 5, ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524), Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Омской области (644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, 42, 534, ИНН 5503051770, ОГРН 1025500754400) о признании незаконными решений от 11.08.2009 N 36/09-13631, от 11.11.2009 N 36/09-19357 и об обязании.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Семёнова А.Л. по доверенности от 11.09.2011 N 03-03/533оф.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК N 11", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости) о признании незаконным решения от 11.11.2009 N 36/09-19357 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений" и обязании Федерального государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:030115:3002, разрешенное использование: для производственных целей, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение установлено в 185 м северо-западнее относительно 3-этажного административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, ул. Комбинатская, дом 46, на "ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газо-мазутном топливе" с 11.08.2009.
Требование мотивировано отсутствием у заинтересованного лица оснований для отказа в учете изменений вида разрешенного использования земельного участка, нарушением отказом прав общества в сфере экономической деятельности. Заявитель указал, что при определении вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с фактическим использованием изменится кадастровая стоимость земельного участка и размер уплачиваемого земельного налога.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции произвел замену Управления Роснедвижимости на правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области).
Решением Арбитражного суда Омской области от 30.08.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011, в удовлетворении требования общества к Управлению Росреестра по Омской области о признании незаконным решения от 11.11.2009 N 36/09-19357 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений" и об обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 55:36: 030115:3002, разрешенное использование: для производственных целей, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение установлено в 185 м северо-западнее относительно 3-этажного административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, ул. Комбинатская, дом 46, на "ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе" с 11.08.2009, отказано.
Производство по делу по заявлению общества о признании незаконным решения от 11.08.2009 N 36/09-13631 "О приостановлении осуществления кадастрового учета" прекращено в связи с отказом от требований в данной части.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ОАО "ТГК N 11" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В жалобе указано на неправильное применение судами норм материального права, неполное исследование обстоятельств дела.
Уточняя 16.08.2011 заявленные в суд требования, заявитель приложил письмо от 20.08.2009 N 36-17/535, которым в полном объеме были устранены причины, послужившие основанием для приостановления кадастрового учета спорного земельного участка, что не было принято судами во внимание.
Сведения о границах территориальных зон (индивидуальные обозначения таких зон, описание местоположения границ) должны, по мнению заявителя, содержаться в дежурных кадастровых картах, предназначенных для использования только органом кадастрового учета (в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.10.2009 N 416 "Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт"). Сведения, включаемые в публичные кадастровые карты и доступные заявителю, были предоставлены заинтересованному лицу письмом от 20.08.2009 N 36-17/535. Принимая во внимание, что общество предоставило сведения о границах территориальной зоны, имеющей отношение к спорному земельному участку, и таким образом устранило обстоятельство, послужившее основанием для приостановления 11.08.2009 осуществления кадастрового учета изменений, у Управления Росреестра не было оснований для отказа 11.11.2009 в осуществлении кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции полагает их подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ОАО "ТГК-11" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36: 030115:3002, местоположение которого установлено относительно 3-этажного административно-бытового корпуса, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Советский АО, ул. Комбинатская, дом 46.
В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости рассматриваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования "для производственных целей".
16.07.2009 ОАО "ТГК-11" обратилось в Управление Роснедвижимости по Омской области с заявлением N 5536/108/09-340 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36: 030115:3002 на "ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе".
По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов (свидетельства о государственной регистрации права серии 55 АВ N 595763 от 13.12.2007, декларации от 16.07.2009, нотариальной доверенности от 11.03.2009 N 3532) 11.08.2009 Территориальным отделом N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области было принято решение N 36/09-13631 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений, мотивированное тем, что для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка не представлены необходимые документы, подтверждающие изменение или установление вида разрешенного использования земельного участка.
Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
По состоянию на 03.08.2009 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок с кадастровым номером 55:36: 030115:3002, а также о градостроительном регламенте, установленном для указанной территориальной зоны.
Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета изменений обществу было рекомендовано обратиться с заявлением об учете изменений земельного участка после учета в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальной зоны, имеющей отношение к испрашиваемому земельному участку, либо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом измененное разрешенное использование земельного участка.
После истечения срока приостановления осуществления кадастрового учета в связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, не были устранены, 11.11.2009 Территориальным отделом N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области принято решение N 36/09-19357 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений.
Полагая, что указанное решение Управления Роснедвижимости по Омской области не соответствуют действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, ОАО "ТГК N 11" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основной довод заявителя состоял в том, что в материалы дела им было приложено письмо от 20.08.2009 N 36-17/535, которым в полном объеме были устранены причины, послужившие основанием для приостановления кадастрового учета спорного земельного участка, а именно, представлены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского совета от 10.12.2008 N 201. Указанные правила землепользования и застройки согласно статье 38 включают в себя карту территориального зонирования (приложение N 1), то есть сведения о границах территориальных зон, а также градостроительные регламенты в части видов разрешенного использования земельных участков.
Заинтересованное лицо - Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области - привело довод о том, что указанный документ не содержит сведений, позволяющих достоверно определить, к какой территориальной зоне отнесен испрашиваемый земельный участок, ввиду отсутствия детального описания границ территориальных зон.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Руководствуясь положениями частей 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), суды указали, что осуществление кадастрового учета в связи с изменением характеристик земельного участка, в том числе в связи с изменением вида его разрешенного использования, осуществляется уполномоченным органом как в порядке информационного взаимодействия, так и на основании заявлений собственников земельных участков, и иных лиц, указанных в законе.
При этом согласно пункту 9 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ при осуществлении кадастрового учета на основании заявлений лиц, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены документы, необходимые для кадастрового учета, в том числе копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений) (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заинтересованным лицом заявления общества).
При наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования в соответствии с положениями пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, из предусмотренных зонированием территорий. Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки. Если кадастровый учет изменений осуществляется не в порядке информационного взаимодействия, заявитель при обращении с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости должен представить копию фрагмента правил землепользования и застройки, подтверждающую установленное разрешенное использование земельного участка. Данное законоположение обусловлено тем, что на органы кадастрового учета не возложена обязанность по сбору информации, необходимой для учета изменений, а такая информация не всегда может быть предоставлена в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости".
В данном случае, как было установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 55:36:030115:3002 расположен в границах территориальной зоны, границы которой не определены надлежащим образом, а в государственном кадастре недвижимости не содержатся сведения о границах данной территориальной зоны.
Таким образом, поскольку в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах территориальной зоны, в состав которой входит участок заявителя, а сведения о градостроительном регламенте, установленном для территориальной зоны, в которой находится этот земельный участок, в орган кадастрового учета не поступали, отсутствовала возможность осуществить кадастровый учет этих изменений.
Суд не принял ссылку общества на данные, содержащиеся в карте градостроительного зонирования территории г. Омска, приведенные в Приложении N 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные решением Омского городского Совета 10.12.2008 N 201, как в силу вышеизложенного, так и в связи с тем, что из содержания указанной схемы невозможно с достоверностью определить принадлежность спорного земельного участка к какой-либо зоне ввиду отсутствия детального описания границ указанных зон. Обществу следовало устранить указанный недостаток в комплекте представленных документов путем обращения в соответствующий государственный орган, наделенный полномочиями по определению территориальных границ зоны, в которой расположен спорный земельный участок.
С учетом изложенного и принимая во внимание положения пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ, суды пришли к выводу о наличии оснований для приостановления кадастрового учета, а согласно пункту 6 части 2 статьи 27 того же закона - о наличии оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета изменений в отношении земельного участка заявителя.
Между тем судами при разрешении спора не учтено следующее.
Общество, заявив требования по настоящему делу, просило суд не только признать незаконным решение от 11.11.2009 N 36/09-19357 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений", но и обязать Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка заявителя.
Цель, которую преследовало общество при обращении в арбитражный суд, состоит в уменьшении кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных, по мнению общества, сведений о номере вида разрешенного использования, присвоенного спорному земельному участку органом кадастрового учета. При обращении в суд общество указало, что средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков рассматриваемого кадастрового квартала составляет 1 911,65 руб. за 1 кв.м для девятого вида разрешенного использования и 161,82 руб. за 1 кв.м для десятого вида разрешенного использования.
Суды при рассмотрении дела не учли, что споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В данном же случае спор был разрешен судами по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть
с использованием ненадлежащей процедуры арбитражного судопроизводства.
Также судами не принята во внимание невозможность использования обществом заявительной процедуры учета в кадастре изменений объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Градостроительным кодексом Российской Федерации установлено, что правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом (статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Виды разрешенного использования устанавливаются градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне (статьи 1, 30, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный регламент является составной частью правил землепользования и застройки, которые в обязательном порядке должны были быть приняты в соответствии с Градостроительным кодексом, но не позднее чем через пять лет после введения его в действие (вступил в силу 30.12.2004) (статья 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в редакции от 01.12.2007).
В соответствии с частью 1 стать 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных органов и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых, указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. К таким сведениям пункт 14 статьи 7 относит разрешенное использование земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.
Руководствуясь положениями частей 1, 2, 3 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ, суды правомерно исходили из того, что осуществление кадастрового учета в связи с изменением характеристик земельного участка, в том числе в связи с изменением вида его разрешенного использования, осуществляется уполномоченным органом как в порядке информационного взаимодействия, так и на основании заявлений собственников земельных участков, и иных лиц, указанных в законе.
Однако в настоящем случае следовало учесть, что правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области были утверждены решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, то есть после постановки земельного участка на кадастровый учет и вид разрешенного использования не мог быть определен для спорного земельного участка в соответствии с данными правилами. Следовательно, в настоящем случае не произошло изменения вида разрешенного использования по отношению к тем, которые установлены указанными правилами землепользования и застройки. Также из материалов дела не следует, что произошло изменение фактического использования земельного участка.
В период постановки участка на кадастровый учет вид разрешенного использования был указан как "для производственных целей".
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. При этом фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - приказ N П/0152), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).
В постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление N 174-П) названные виды разрешенного использования земельных участков также разграничены исходя из типового перечня, приведенного в таблице 1 приложения 2 к приказу N П/0152.
Разрешенное использование земельного участка просто для производственных целей упомянутыми нормативными актами не предусмотрено.
Поэтому при рассмотрении спора о номере вида разрешенного использования судам следовало соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого участка не только с теми видами, которые установлены постановлением N 174-П для целей кадастровой оценки, а в первую очередь с теми видами, которые допускаются для земель данной категории законом, а также учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
Спорный земельный участок общества находится в черте города Омска и относится к категории земель населенных пунктов.
В силу статьи 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон.
Судами также не было установлено, к какой территориальной зоне относится спорный земельный участок.
С учетом изложенного при новом рассмотрении спора судам необходимо установить, в состав какой территориальной зоны входит спорный земельный участок, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости. Обществу необходимо представить доказательства фактического ведения на спорном земельном участке деятельности, для которой он был ранее предоставлен и для которой предназначены расположенные на нем объекты недвижимости.
Названные обстоятельства имеют правовое значение для разрешения возникшего спора.
Поскольку судами спор по существу заявленных требований рассмотрен не был, дело подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 30.08.2011 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2011 по делу N А46-1384/2010 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39, и Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 (далее - приказ N П/0152), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, и земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов отнесены к разным видам разрешенного использования, имеющим различные номера (цифровые обозначения).
В постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление N 174-П) названные виды разрешенного использования земельных участков также разграничены исходя из типового перечня, приведенного в таблице 1 приложения 2 к приказу N П/0152.
Разрешенное использование земельного участка просто для производственных целей упомянутыми нормативными актами не предусмотрено.
Поэтому при рассмотрении спора о номере вида разрешенного использования судам следовало соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования этого участка не только с теми видами, которые установлены постановлением N 174-П для целей кадастровой оценки, а в первую очередь с теми видами, которые допускаются для земель данной категории законом, а также учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
...
В силу статьи 85 Земельного кодекса в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 марта 2012 г. N Ф04-606/12 по делу N А46-1384/2010
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3039/13
28.02.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-1384/10
11.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-606/12
25.11.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8102/11