г. Тюмень |
|
15 марта 2012 г. |
Дело N А46-8452/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Цыгановой Е.М.
судей Сириной В.В.
Тамашакина С.Н.
при ведении протокола помощником судьи Рыбкиной Н.Г. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации города Омска на решение от 16.12.2011 Арбитражного суда Омской области (судьи Пермяков В.В., Чернышев В.И., Яркова С.В.) по делу N А46-8452/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Шнякиной Натальи Юрьевны (ОГРН 3065506150049) к администрации города Омска (644099, город Омск, улица Гагарина, 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) об оспаривании нормативного правового акта.
Другие лица, участвующие в деле: департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска, прокурор Омской области.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - Савкин Н.Г. по доверенности от 12.03.2012, Денисенко А.А. по доверенности от 11.03.2011;
от заинтересованного лица - Батракова И.А. по доверенности от 15.07.2011 N 02-24/4221;
от третьих лиц: от департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска - Якимова Т.Ю. по доверенности N 79 от 26.08.2011;
от прокурора Омской области - Третьяков С.С.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Шнякина Наталья Юрьевна (далее - ИП Шнякина Н.Ю., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к администрации города Омска о признании недействующим распоряжения Мэра города Омска от 05.05.2004 N 1346-р "Об утверждении проектов "красных линий" на территории города Омска" в части утверждения "красных линий" 4-й ценовой зоны Центрального административного округа, проходящих по земельным участкам с кадастровыми номерами 55:36:09 01 08:3051, 55:36:09 01 08:3053, местоположение которых установлено относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Куйбышева, дом 132.
Решением от 16.12.2011 Арбитражного суда Омской области заявленные ИП Шнякиной Н.Ю. требования удовлетворены полностью. Распоряжение Мэра города Омска от 05.05.2004 N 1346-р в оспариваемой части признано не соответствующим статье 15 Конституции Российской Федерации, статье 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ (в редакции от 10.01.2003), статье 7 Устава города Омска, принятого Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92 и недействующим в указанной части.
В кассационной жалобе администрация города Омска просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением требований действующего законодательства при издании распоряжения; в настоящее время, не нарушает какие - либо права и законные интересы заявителя. Также полагает, что данный спор неподведомственен арбитражному суду.
В представленных отзывах на кассационную жалобу ИП Шнякина Н.Ю. и прокурор указали, что считают доводы кассационной жалобы неправомерными и необоснованными, просят оставить решение по делу без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 13.10.2010 ИП Шнякина Н.Ю. обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска с заявлением о подготовке и выдаче градостроительных планов на принадлежащие заявителю земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:09 01 08:3051, 55:36:09 01 08:3053, местоположение которых установлено относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. Куйбышева, дом 132 для осуществления изыскательских и проектных работ, с целью сноса существующих нежилых строений для последующего строительства комплекса торговли и отдыха, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Куйбышева, дом 132, дом 130, состоящего из 2-х зданий, этажностью не менее 7 этажей каждое.
На экспликации Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 08:3051 (N RU 55301000-00000000000003379) проведена "красная линия", пересекающая земельный участок и отграничивающая объекты недвижимости (литера: К, И, Т), также на земельном участке был указан шестиметровый отступ.
На экспликации Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 01 08:3053 (N RU 55301000-0000000000003380) проведена "красная линия", пересекающая земельный участок и отграничивающая объекты недвижимости (литера: Б, Б1, Б3).
Распоряжения Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 12.11.2010 N 1013-р, N 1012-р "Об утверждении градостроительного плана земельного участка земельного участка по улице Куйбышева в Центральном административном округе города Омска" в части установления на чертеже градостроительного плана N RU 55301000-00000000000003379, N RU 55301000-0000000000003380 земельных участков заявителя "красных линий", ИП Шнякиной Н.Ю. были оспорены в Арбитражном суде Омской области.
В своих возражениях Департамент сослался на распоряжение Мэра города Омска от 05.05.2004 N 1346-р, которым утверждены проекты "красных линий" по определенным ценовым зонам, в том числе проекты "красных линий" улицы Куйбышева, относящейся к 4 ценовой зоне Центрального административного округа города Омска. В качестве приложения к распоряжению Мэра города Омска от 05.05.2004 N 1346-р был представлен фрагмент 4-й ценовой зоны Центрального административного округа на единой топографической основе города Омска со сведениями государственного кадастра недвижимости.
Полагая, что оспариваемый нормативный акт в части утверждения "красных линий" 4-й ценовой зоны Центрального административного округа, проходящих через земельные участки заявителя, не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое распоряжение является нормативным правовым актом, принятым органом местного самоуправления, в связи с чем требования заявителя подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
При этом исходил из того, что процедура опубликования нормативного акта не была соблюдена, что является нарушением прав и законных интересов ИП Шнякиной Н.Ю. в сфере предпринимательской деятельности.
Оставляя без изменения обжалуемое решение, суд кассационной инстанции исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм права.
Исходя из положений статьи 191 АПК РФ, статьи 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дела об оспаривании нормативных правовых актов, принятых органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления и затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6 статьи 194 АПК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В части 1 статьи 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ (в редакции от 10.01.2003, действовавшей на момент издания оспариваемого распоряжения) установлено, что проекты планировки являются градостроительной документацией и состоят из следующих элементов планировочной структуры: красных линий и линий регулирования застройки; границ земельных участков; размещения объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения; плотности и параметров застройки; параметров улиц, проездов и пешеходных зон, а также сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования и благоустройства территории.
Проект планировки подлежит опубликованию, обсуждению с населением и утверждается органами местного самоуправления с учетом результатов такого обсуждения.
Из содержания обозначенных норм права следует, что оспариваемое распоряжение подлежит опубликованию в полном объеме, так как затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, в том числе в силу того, что оно касается утверждения красных линий, влияющих на специфику и пределы использования существующих земельных участков.
Суд кассационной инстанции считает, что вывод Арбитражного суда Омской области об отсутствии опубликования распоряжения Мэра города Омска от 05.05.2004 N 1346-р является обоснованным, сформулирован при надлежащей оценке имеющихся доказательств и с учетом содержания указанного нормативного акта.
Суд счел оспариваемое распоряжение не вступившим в силу, следовательно, недействующим, но нарушающим права заявителя ввиду его фактического применения, так как красные линии проходят через принадлежащие заявителю земельные участки и ограничивают его в использовании.
При этом следует отметить, что судом давалась оценка доводу о том, что "красные линии" содержат сведения, составляющие государственную тайну, и обоснованно отклонен.
Таким образом, суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.12.2011 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-8452/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.М. Цыганова |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6 статьи 194 АПК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В части 1 статьи 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ (в редакции от 10.01.2003, действовавшей на момент издания оспариваемого распоряжения) установлено, что проекты планировки являются градостроительной документацией и состоят из следующих элементов планировочной структуры: красных линий и линий регулирования застройки; границ земельных участков; размещения объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения; плотности и параметров застройки; параметров улиц, проездов и пешеходных зон, а также сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования и благоустройства территории."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 марта 2012 г. N Ф04-449/12 по делу N А46-8452/2011
Хронология рассмотрения дела:
14.11.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9153/12
11.10.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9153/12
06.09.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9153/12
15.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-449/12