г. Тюмень |
|
4 апреля 2012 г. |
Дело N А46-11304/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 4 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Тихомирова В.В.
при ведении протокола помощником судьи Гофф А.Н., в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на постановление от 24.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричёк Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-11304/2010 Арбитражного суда Омской области по заявлению закрытого акционерного общества "Специализированное строительное управление N 2" (644076, г. Омск, Космический пр-кт, 109, 1, ИНН 5506035007, ОГРН 1025501243624) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644000, г. Омск, ул. Красный Путь, 5, ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) об исправлении кадастровой ошибки.
Другие лица, участвующие в деле: федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области, Правительство Омской области, инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска, федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля", администрация города Омска.
В заседании приняли участие представители: закрытого акционерного общества "Специализированное строительное управление N 2", инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска, согласно протоколу судебного заседания арбитражного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Специализированное строительное управление N 2" (далее - ЗАО "ССУ N 2", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра, ответчик) об исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:15 01 03:0009, путём замены сведений о размере кадастровой стоимости - 100 776 887,64 руб., исчисленной с учётом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с 7 видом разрешённого использования (для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии) на кадастровую стоимость размером 57 721 551,03 руб., рассчитанную для земельного участка с 9 видом разрешённого использования (для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Правительство Омской области, инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска), Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля"), администрация г. Омска, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области (далее - ФБУ "КП" по Омской области).
Решением от 23.12.2010 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявления ЗАО "ССУ N 2".
Постановлением от 09.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение арбитражного суда по настоящему делу оставлено без изменения.
Постановлением от 02.06.2011 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А46-11304/2010 решение от 23.12.2010 Арбитражного суда Омской области и постановление от 09.03.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11304/2010 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
При новом рассмотрении дела решением от 16.08.2011 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявления ЗАО "ССУ N 2" об исправлении кадастровой ошибки.
Постановлением от 24.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено и принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, а именно:
- исправить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:15 01 03:0009, совершенную 27.12.2007, путём замены сведений о размере кадастровой стоимости земельного участка с 100 776 887,64 руб. на размер кадастровой стоимости - 57 721 551,03 руб. рассчитанный для участка, предназначенного для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (в соответствии с видом разрешённого использования N 9).
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 24.11.2011, оставив в силе решение от 16.08.2011.
Заявитель жалобы полагает, что суд апелляционной инстанции пришёл к необоснованному выводу о нарушении принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов при отнесении земельных участков к видам разрешённого использования без учёта назначений зданий, поскольку данный принцип как раз и заключается в том, что все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, а не наоборот.
Также указывает, что заявителем при обращении за исправлением кадастровой ошибки не были предоставлены документы, свидетельствующие о наличии кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.
Считает, что у заявителя имелась и имеется возможность обратится в Управление Росреестра с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта изменения вида разрешённого использования.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска просит отменить обжалуемое постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель ЗАО "ССУ N 2" отклонил по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемого постановления по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как установлено судом и следует из материалов дела ЗАО "ССУ N 2" является собственником:
- нежилого строения - ОГМ (отдел главного механика), состоящего из трёхэтажного железобетонного панельного здания и одноэтажной кирпичной пристройки, общей площадью 1 958,3 кв. м, расположенного по адресу: город Омск, Космический проспект, дом 109, корпус 1 (свидетельство о государственной регистрации от 23.11.1999 серии АА N 071059);
- склада - нежилого одноэтажного здания с одноэтажным пристроем, общей площадью 556,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Омск, Космический проспект, дом 109, корпус 1 (свидетельство о государственной регистрации от 25.08.2000 серии АА N 145122);
- сварочного цеха - нежилого одноэтажного здания, общей площадью 48,4 кв. м, расположенного по адресу: город Омск, Космический проспект, дом 109, корпус 1 (свидетельство о государственной регистрации от 25.08.2000 серии АА N 145117).
Также Общество является собственником земельного участка площадью 16 029 кв. м с кадастровым номером 55:36:15 01 03:0009, предоставленного для эксплуатации зданий и сооружений и расположенного на землях поселений относительно 3-х этажного железобетонного панельного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, Космический проспект, дом 109, корпус 1. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке (свидетельство о государственной регистрации от 30.03.2005 серии 55 АВ N 072131).
По результатам государственной кадастровой оценки земель, проведённой в 2007 году, уполномоченный орган (правопреемником которого в настоящее время является Управление Росреестра) внёс в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:15 01 03:0009 в размере 100 776 887,64 руб., исчисленной с учётом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка 7 вида разрешённого использования (для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии).
23.07.2010 ЗАО "ССУ N 2" обратилось в Управление Росреестра с заявлением об исправлении ошибки в государственном кадастре недвижимости в порядке статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) с целью определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:15 01 03:0009 в соответствии с 9 видом разрешённого использования.
Письмом от 24.08.2010 N 52/28366 Управление Росреестра отказало Обществу в исправлении кадастровой ошибки, указав на наличие права на изменение вида разрешённого использования.
Полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка рассчитана из ошибочно определённого вида разрешённого использования, Общество обратилась в суд с настоящим заявлением.
Повторно отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции, исходил из того, что действия Управления Росреестра по отнесению земельного участка с кадастровым номером 55:36:15 01 03:0009 к 7 виду разрешённого использования в 2007 году соответствуют ранее зарегистрированным сведениям о виде разрешённого использования данного земельного участка - для эксплуатации зданий и сооружений, а также пункту 3.7 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, поскольку ранее указанное разрешённое использование позволяло отнести данный земельный участок к нескольким видам разрешённого использования, в том числе и 7.
Отменяя решение арбитражного суда первой инстанции, и удовлетворяя заявления ЗАО "ССУ N 2", апелляционная инстанция исходила из того, что имело место неправильное истолкование ответчиком родового понятия (для эксплуатации зданий и сооружений), что повлекло внесение в кадастр недвижимости недостоверных сведений о виде разрешённого использования спорного земельного участка и представляет собой кадастровую ошибку, которая может быть путём замены сведений о кадастровой стоимости земельного участка в размере 100 776 887,64 руб. на размер кадастровой стоимости - 57 721 551,03 руб., рассчитанный для участка с видом разрешённого использования к 9 группе. При этом было указано, что постановление Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п не является препятствием для исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости, поскольку исправление указанных ошибок не изменяет утверждённый в установленном законом порядке средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (абзац 2 пункта 2 статьи 66 ЗК РФ).
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют закону и материалам дела.
Согласно части 2 статьи 1 Федеральный закон N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтённом в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населённых пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учёт и ведение Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения Государственного кадастра недвижимости.
Статьёй 4 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Подпунктами 11, 14 пункта 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимости: о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; разрешённое использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ, техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учёта при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, или воспроизведённая в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учёта в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учёта от любого лица заявления о такой ошибке, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешённое использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешённое использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу части 5 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учёта, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15.12.2011 N 12651/11 по делу N А46-13112/2010, Управление Росреестра, исходя из требований земельного и градостроительного законодательства, обязано было установить, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешённого использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости.
Таким образом, как обоснованно указал апелляционный суд, в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:15 01 03:0009 должны быть внесены сведения о стоимости земельного участка, предназначенного для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (в соответствии с видом разрешённого использования N 9).
Изложенные в кассационной жалобе доводы рассмотрены кассационной инстанцией и подлежат отклонению, поскольку не содержат аргументов, опровергающих выводы апелляционного суда.
По существу доводы направлены на переоценку правильно установленных апелляционным судом фактических обстоятельств по делу, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция приходит к выводу, что обжалуемое постановление принято при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для отмены в соответствии со статьёй 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 24.11.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11304/2010 оставить без изменения кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ, техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учёта при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесённых в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, или воспроизведённая в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учёта в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учёта от любого лица заявления о такой ошибке, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В силу положений статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешённое использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешённое использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
...
В силу части 5 статьи 28 Федерального закона N 221-ФЗ суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учёта, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15.12.2011 N 12651/11 по делу N А46-13112/2010, Управление Росреестра, исходя из требований земельного и градостроительного законодательства, обязано было установить, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешённого использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2012 г. N Ф04-2714/11 по делу N А46-11304/2010
Хронология рассмотрения дела:
04.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2714/11
24.11.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7813/11
02.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2714/11
09.03.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-363/2011