г. Тюмень |
|
5 апреля 2012 г. |
Дело N А46-10199/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 5 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Есикова А.Н.
судей Буракова Ю.С.
Лошкомоевой В.А.
при ведении протокола помощником судьи Спиридоновым В.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение от 31.10.2011 (судья Солодкевич И.М.) Арбитражного суда Омской области и постановление от 30.01.2012 (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-10199/2011 по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (644043, Омская область, город Омск, улица Тарская, 11, ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782) к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644099, Омская область, город Омск, улица Краснофлотская, 8, ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613), к администрации города Омска (644099, Омская область, город Омск, улица Гагарина, 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в муниципальную собственность имущества, об обязании осуществить фактические действия по принятию имущества в муниципальную собственность, и по заявлению Департамента имущественных отношений администрации города Омска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области о признании распоряжения от 30.06.2011 N 117-р недействительным.
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Омское производственное объединение "Иртыш", Чалых Марина Владимировна, Огарь Светлана Алексеевна, Анфимова Наталья Анатольевна, Чалых Александр Васильевич, Чалых Никита Александрович, Огарь Константин Сергеевич, Огарь Сергей Иванович, Первушин Андрей Игоревич.
В заседании приняли участие представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, администрации города Омска и Департамента имущественных отношений администрации города Омска, а так же третье лицо Чалых М.В. согласно протоколу судебного заседания арбитражного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи.
Суд установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации города Омска (далее - Администрация) и Департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее - Департамент, заявитель), в котором просило признать незаконным бездействие Администрации и Департамента, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность:
- многоквартирного жилого дома (общежитие): 9-этажное строение, общей площадью 5 867,2 кв. м, литера А, жилое, расположенного по адресу: город Омск, улица 11-я Чередовая, д. 5;
- многоквартирного жилого дома (общежитие): 9-этажное строение, общей площадью 5 692,3 кв. м, литера А, жилое, расположенного по адресу: город Омск, улица 11-я Чередовая, д. 5а;
- многоквартирного жилого дома (общежитие): 5-этажное строение, общей площадью 3 931,3 кв. м, литера А, жилое, расположенного по адресу: город Омск, улица 11-я Чередовая, д. 3 (за исключением комнат N 208, 209, 216, 235);
- земельного участка площадью 2 408 кв. м с кадастровым номером 55:36:09 03 02:0066, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для жилищных нужд под здание, местоположение: Омская область, город Омск, Ленинский административный округ, улица 11-я Чередовая, д. 3;
- земельного участка площадью 4 092 кв. м с кадастровым номером 55:36:09 03 02:0067, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для жилищных нужд под здание, местоположение: Омская область, город Омск, Ленинский административный округ, улица 11-я Чередовая, д. 5а;
- земельного участка площадью 3 713 кв. м с кадастровым номером 55:36:09 03 02:0068, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для жилищных нужд под здание, местоположение: Омская область, город Омск, Ленинский административный округ, улица 11-я Чередовая, д. 5а; и обязании осуществить фактические действия по принятию в муниципальную собственность посредством внесения перечисленных объектов в реестр муниципального имущества города Омска, государственной регистрации права муниципальной собственности в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", обеспечения управления ими и технической их эксплуатации.
Определением от 24.08.2011 арбитражного суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "Омское производственное объединение "Иртыш" (далее - ОАО "ОмПО "Иртыш").
Департамент обратился с заявлением к ТУ Росимущества о признании недействительным распоряжения от 30.06.2011 N 117-р "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закреплённого на праве хозяйственного ведения и праве аренды за ФГУП "Омское производственное объединение "Иртыш" в собственность муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (далее - распоряжение N 117-р). Заявление принято к производству определением от 06.09.2011, делу присвоен N А46-11064/2011.
Определением от 19.09.2011 арбитражного суда дела N А46-10199/2011 и N А46-11064/2011 объединены в одно производство, делу присвоен N А46-10199/2011. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены собственники комнат N 208, 209, 216, 235 в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: город Омск, улица 11-я Чередовая, д. 3, Чалых Марина Владимировна, Огарь Светлана Алексеевна, Анфимова Наталья Анатольевна, Чалых Александр Васильевич, Чалых Никита Александрович, Огарь Константин Сергеевич, Огарь Сергей Иванович, Первушин Андрей Игоревич.
Решением от 31.10.2011, оставленным без изменения постановлением от 30.01.2012 апелляционного суда, в удовлетворении требований ТУ Росимущества и Департамента отказано в полном объёме.
Департамент в кассационной жалобе просит отменить указанные решение и постановление в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения N 117-р и удовлетворить эти требования. Считает необоснованным вывод суда о том, что оспариваемое распоряжение не нарушает прав и законных интересов заявителя. Полагает, что воля на принятие объекта недвижимости, учитывая безвозмездный характер передачи, не может находиться в зависимости от выполнения (соблюдения) каких-либо условий.
Отзывы на кассационную жалобу в установленном законом порядке суду не представлены.
В судебном заседании представители Администрации и Департамента поддержали изложенные в жалобе доводы. Представитель ТУ Росимущества и Чалых М.В., указывая на несостоятельность доводов заявителя, просили оставить без изменения обжалуемые судебные акты как законные.
Изучив с учётом содержащихся в жалобе доводов материалы дела, проверив законность и обоснованность принятых по нему судебных актов в порядке статей 286, 288 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения N 117-р, исходил из того, что оно соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов Департамента, у которого возникла безусловная обязанность принять в муниципальную собственность спорное имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственного унитарного предприятия и не включённое в состав имущественного комплекса, приватизируемого ОАО "ОмПО "Иртыш".
Апелляционная инстанция полностью согласилась с выводами суда первой инстанции.
Указанные выводы соответствуют действующим правовым нормам и фактическим обстоятельствам.
Пунктами 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон 178-ФЗ) определено, что объекты коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению жилищного фонда и объектов его инфраструктуры. При этом такие объекты, не включённые в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно положениям части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьёй 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьёй 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включённое в утверждённые перечни. Ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений как юридических лиц, а также регистрация права государственной или муниципальной собственности на их имущественные комплексы как объекты недвижимости при передаче имущества не требуется.
Принимая во внимание отсутствие в оспариваемом распоряжении обязательного понуждения именно к безвозмездной передаче спорных объектов в муниципальную собственность, является правильным вывод суда о том, что муниципальным образованием город Омск не утрачена возможность разрешения спора о безвозмездности передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную в соответствии с действующим законодательством с использованием для этого механизмов, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, нельзя признать состоятельными доводы заявителя, так как они по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оценённых судами, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства. Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, являющихся обоснованными и законными, не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 31.10.2011 Арбитражного суда Омской области и постановление от 30.01.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-10199/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Есиков |
Судьи |
Ю.С. Бураков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае:
...
если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьёй 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьёй 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. N Ф04-1220/12 по делу N А46-10199/2011
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1220/12
30.01.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10069/11
30.01.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10297/11
31.10.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-10199/11