г. Тюмень |
|
18 апреля 2012 г. |
Дело N А45-13895/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Фроловой С.В.,
судей Лукьяненко М.Ф.,
Шуйской С.И.,
при ведении протокола помощником судьи Халявиным Е.С. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, обеспеченной Арбитражным судом Новосибирской области, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 29.09.2011 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рыбина Н.А.) и постановление от 21.12.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Нагишева О.Б., Кресс В.В., Лобанова Л.Е.) по делу N А45-13895/2010 по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул. Басманная Н., 2, ИНН 7708503727 ОГРН 1037739877295) к открытому акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (630108, г. Новосибирск, ул. Станционная, 18/1, ИНН 5406015374, ОГРН 1025402457123) о взыскании 847 994 рублей 38 копеек.
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Сибирская энергетическая компания".
В заседании приняли участие представители открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Башмаков А.А. по доверенности от 04.02.2010; открытого акционерного общества "Сибпромжелдортранс" - Суслов А.О. по доверенности от 09.04.2012; открытого акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" - Сайранян Л.А. по доверенности от 05.11.2011.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском, уточненным в порядке, предусмотренным статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Сибпромжелдортранс" (далее - ОАО "Сибпромжелдортранс", ответчик) о взыскании 847 994 руб. 38 коп. платы за пользование вагонами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Новосибирскэнерго" (далее - ОАО "Новосибирскэнерго"), правопреемником которого является открытое акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (далее - ОАО "СИБЭКО").
Решением от 17.09.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 31.01.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 20.05.2011 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.
Решением от 29.09.2011 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 21.12.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано.
ОАО "РЖД" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы истец приводит следующие доводы: суды не применили подлежащие применению пункты 1.1, 1.2, 4.6, 7.10 Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов, пункты 1.2, 5.6, 6.4, 8.9 Правил курсирования и учета собственных грузовых вагонов, принадлежащих предприятиям, организациям и физическим лицам, имеющих восьмизначную нумерацию на цифру "5", статьи 9, 65, 71 АПК РФ; пономерный список вагонов приведен в информации, предоставленной ИВЦ ЖА, и подтверждает нахождение вагонов в собственности истца; действующее законодательство не содержит требования о том, что акт общей формы должен быть одновременно подписан и владельцем пути необщего пользования и грузополучателем; действующим законодательством не предусмотрена обязанность перевозчика направлять акты общей формы владельцу путей необщего пользования; ОАО "РЖД" уведомило генерального директора ОАО "Сибпромжелдортранс" о необходимости ежедневно являться на станцию для подписания актов общей формы.
В отзывах на кассационную жалобу ОАО "Сибпромжелдортранс", ОАО "СИБЭКО" просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, отзыва, заслушав пояснения представителей сторон, пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, между федеральным государственным унитарным предприятием "Западно-Сибирская железная дорога" (правопредшественник ОАО "РЖД", дорога) и ОАО "Сибпромжелдортранс" (владелец) заключен договор N 11/Н, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути Октябрьского производственного участка ОАО "Сибпромжелдортранс" при станции Жеребцово Западно-Сибирской железной дороги от 17.04.2003 (далее - договор).
В соответствии с параграфом 3 договора сдаваемые на подъездной путь вагоны подаются локомотивом дороги на один из свободных путей N N 3, 5, 7, 9 станции Жеребцово, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
Согласно пункту 15.1 договора в редакции дополнительного соглашения N 1 от 18.03.2004, владелец пути необщего пользования уплачивает дороге плату за пользование вагонами, прибывающими как в адрес владельца пути необщего пользования, так и в адрес его контрагентов, по ставкам Тарифного руководства N 2 с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации.
В марте 2010 года в адрес ОАО "Новосибирскэнерго" на станцию назначения Жеребцово прибывали вагоны, подлежащие подаче на подъездные пути третьего лица для осуществления погрузки/выгрузки.
По причине занятости путей ранее прибывшими в адрес ОАО "Новосибирскэнерго" вагонами произошло скопление прибывших в адрес ОАО "Новосибирскэнерго" под выгрузку вагонов на путях общего пользования станции Жеребцово (станция назначения) Западно-Сибирской железной дороги.
ОАО "РЖД" по указанному факту составило акты общей формы.
При обращении с настоящим иском в арбитражный суд ОАО "РЖД" заявило о взыскании с ОАО "Сибпромжелдортранс" платы за пользование вагонами, мотивируя тем, что в марте 2010 года на станции назначения Жеребцово железной дорогой были произведены операции по подаче и уборке вагонов, приходящих в адрес контрагентов ОАО "Сибпромжелдортранс".
Суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), может быть взыскана в пользу ОАО "РЖД" при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности или ином праве. При этом, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из того, что представленный в материалы дела сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", утвержденный распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р (далее - передаточный акт), не является надлежащим доказательством, подтверждающим право собственности на спорные вагоны. Суды указали, что только в совокупности с инвентарными карточками передаточный акт может подтвердить принадлежность вагонов истцу на праве собственности.
Вывод судов о том, что плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, может быть взыскана в пользу ОАО "РЖД" при условии принадлежности ему вагонов на праве собственности или ином праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД" соответствует закону.
Вместе с тем судами не учтено следующее.
Статьей 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Закон от 27.02.2003 N 29-ФЗ) предусмотрено, что формирование уставного капитала единого хозяйствующего субъекта осуществляется на основании сводного передаточного акта. Сводный передаточный акт составляется на основе обобщенных данных прилагаемых к нему передаточных актов, составленных на имущество каждой организации федерального железнодорожного транспорта, имущество которой вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
Истцом в материалы дела в подтверждение факта принадлежности вагонов представлены следующие документы: распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р (далее - распоряжение N 4557-р/6-р/884р); передаточный акт; сведения о вагонах, представленных информационно-вычислительным центром железнодорожных администраций (ИВЦ ЖА) из Автоматизированного банка данных парка грузовых вагонов; акт приема-передачи групп объектов основных средств на 30.09.2003.
В силу статьи 66 АПК РФ стороны (как и все лица, участвующие в деле) наделены полномочиями по предоставлению доказательств, подтверждающих или опровергающих наличие обстоятельств предмета доказывания. Арбитражный суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта до начала судебного заседания (часть 2 статьи 66 АПК РФ), разъяснить их процессуальные права.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. При этом каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств (части 1, 2 статьи 9 АПК РФ).
Доводы ответчика о выбытии из собственности истца вагонов после утверждения передаточного акта, с которыми согласились суды, основаны исключительно на его утверждениях без предоставления соответствующих доказательств.
Правом на защиту своих интересов в арбитражном процессе путем предоставления доказательств, подтверждающих его доводы о выбытии из собственности истца спорных вагонов, переданных в уставный капитал ОАО "РЖД", ответчик не воспользовался.
Вместе с тем выводы о доказанности того или иного обстоятельства не могут быть основаны только на односторонних утверждениях одной из спорящих сторон без предоставления доказательств (статьи 9, 65, 71 АПК РФ).
Инвентарные карточки на вагоны не являются правоустанавливащими документами при определении принадлежности вагонов владельцу на праве собственности, поскольку составляются в целях ведения бухгалтерского учета в соответствии с пунктом 12 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 91н от 13.10.2003.
Поэтому суды пришли к ошибочному выводу о том, что передаточный акт только в совокупности с инвентарными карточками может подтвердить принадлежность истцу вагонов на праве собственности.
Таким образом, вывод судов о том, что распоряжение N 4557-р/6-р/884р, передаточный акт, акт о приеме - передаче групп объектов основных средств на 30.09.2003 в совокупности, при отсутствии доказательств обратного, не подтверждают факт принадлежности спорных вагонов ОАО "РЖД", сделан судами без учета требований статьи 4 Закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьей 2 Устава железнодорожного транспорта железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей железнодорожным транспортом на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца пути между перевозчиком и владельцем пути заключается договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (статья 60 Устава железнодорожного транспорта).
В таком случае вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором железнодорожные выставочные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Местом погрузки, выгрузки является часть железнодорожных путей необщего пользования, примыкающая к крытым и открытым складам и предназначенная для погрузки и выгрузки грузов.
Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой в данном случае исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на эти пути и сдачи перевозчику (пункты 2.1, 3.1, 3.3, 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования).
Как следует из условий договора, ОАО "Сибпромжелдортранс" осуществляет прием вагонов на выставочных путях и подачу их на места выгрузки, уплачивает дороге плату за пользование вагонами, прибывающими как в адрес владельца пути необщего пользования, так и в адрес его контрагентов, по ставкам Тарифного руководства N 2 с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации.
Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее - Правила N45).
Пунктом 3.2.2 Правил N 45 предусмотрено, что при составлении акта общей формы для взимания с грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц штрафов, сборов и других платежей, перевозчиком составляется три экземпляра акта.
Согласно пункту 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления.
При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением".
Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
До начала исчисления времени простоя фактически поданных для ответчика спорных вагонов истцом были уведомлены представители ответчика, действия которых, выразившиеся в подписании актов общей формы с возражениями, под сомнение не ставились. Акты общей формы рассмотрены по существу, возражения к ним подписаны уполномоченными лицами ОАО "Сибпромжелдортранс". В возражениях ответчик указывает на необходимость предъявления актов общей формы грузополучателю.
В связи с этим вывод судов о том, что акты общей формы не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств, ввиду их подписания неуполномоченным лицом, ошибочны. Отсутствие подписи представителя грузополучателя не исключает признание акта общей формы в качестве надлежащего доказательства. Отношения по перевозке грузов не должны подменять отношений по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, поскольку оформляются самостоятельными договорами, которые имеют несовпадающий субъектный состав.
Таким образом, истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, представлены акты общей формы, составленные по факту простоя вагонов в ожидании их приема. Представленные в материалы дела акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Данные, содержащиеся в перечисленных документах, в совокупности являются достаточными для определения времени простоя спорных вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема ответчиком. Обратного ответчиком не доказано (статья 65 АПК РФ).
Учитывая фактические обстоятельства по делу, суд кассационной инстанции считает выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований противоречащими названным нормам права, условиям договора.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Расходы по оплате государственной пошлины суд относит на ответчика на основании статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 29.09.2011 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 21.12.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-13895/2010 отменить. Принять новый судебный акт.
Взыскать с открытого акционерного общества "Сибпромжелдортранс" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 847 994 рубля 38 копеек платы за пользование вагонами, 19 959 рублей 89 копеек государственной пошлины.
Взыскать с открытого акционерного общества "Сибпромжелдортранс" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 4 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной и кассационной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Фролова |
Судьи |
М.Ф. Лукьяненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"До начала исчисления времени простоя фактически поданных для ответчика спорных вагонов истцом были уведомлены представители ответчика, действия которых, выразившиеся в подписании актов общей формы с возражениями, под сомнение не ставились. Акты общей формы рассмотрены по существу, возражения к ним подписаны уполномоченными лицами ОАО "Сибпромжелдортранс". В возражениях ответчик указывает на необходимость предъявления актов общей формы грузополучателю.
В связи с этим вывод судов о том, что акты общей формы не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств, ввиду их подписания неуполномоченным лицом, ошибочны. Отсутствие подписи представителя грузополучателя не исключает признание акта общей формы в качестве надлежащего доказательства. Отношения по перевозке грузов не должны подменять отношений по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, поскольку оформляются самостоятельными договорами, которые имеют несовпадающий субъектный состав.
Таким образом, истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, представлены акты общей формы, составленные по факту простоя вагонов в ожидании их приема. Представленные в материалы дела акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Данные, содержащиеся в перечисленных документах, в совокупности являются достаточными для определения времени простоя спорных вагонов на путях общего пользования в ожидании их приема ответчиком. Обратного ответчиком не доказано (статья 65 АПК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 апреля 2012 г. N Ф04-1994/11 по делу N А45-13895/2010
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1994/11
20.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1994/11
31.01.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10318/2010