г. Тюмень |
|
27 апреля 2012 г. |
Дело N А27-9234/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клиновой Г.Н.
судей Гудыма В.Н.
Комковой Н.М.
при ведении протокола помощником судьи Хамзаевой И.М. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сиб Авто-запчасть" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.10.2011 (судья Гуль Т.И.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 (судьи Колупаева Л.А., Кривошеина С.В., Хайкина С.Н.) по делу N А27-9234/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сиб Авто-запчасть" (650010, г. Кемерово, ул. Угловая, д. 71, ОГРН 1024200677610 и ИНН 4205020661) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (650992, г. Кемерово, проспект Кузнецкий, д.11, ОГРН 1044205091380 и ИНН 4205002373) о признании незаконным решения.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СибАвто-запчасть" (далее - общество "СибАвто-запчасть", общество, заявитель,) в лице ликвидатора Глебова А.С. обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - Инспекция, регистрирующий орган) от 05.07.2011 N 73 "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Решением суда от 18.10.2001, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012, обществу "СибАвто-запчасть" отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество "СибАвто-запчасть" обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области, в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела, а также в связи с неприменением судами закона, подлежащего применению.
Как указывает податель жалобы, судами неправомерно к спорным правоотношениям сторон не применены нормы пункта 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поскольку Инспекция не обращалась с требованием к обществу о включении налогового органа в реестр кредиторов общества, не оспаривала в судебном порядке промежуточный ликвидационный баланс общества, представленный обществом в Инспекцию и не содержащий ее требований, то, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, требования налогового органа как кредитора общества считаются погашенными.
Податель жалобы считает, что обществом в Инспекцию был представлен полный пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ для осуществления процедуры ликвидации юридического лица, в связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 23 указанного федерального закона. С учетом изложенного, по мнению заявителя жалобы, оспариваемое решение Инспекции противоречит требованиям Федерального закона N 129-ФЗ и нарушает права общества в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
В связи с неявкой представителей для участия в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, дело рассмотрено в общем порядке.
Проверив в соответствии со статьями 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 29.03.2011 единственным участником общества "СибАвто-запчасть" принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидатора.
В соответствии с ликвидационным бухгалтерским балансом общества на 28.06.2011 кредиторская задолженность у общества на конец отчетного периода отсутствует.
28.06.2011 общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.
Согласно доказательствам, представленным в материалы дела Инспекцией, общество имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, неисполненная обществом задолженность состоит из недоимки по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 394, 27 руб., исчисленному обществом самостоятельно; пени в сумме 184, 87 руб., а также пени в сумме 13 руб. по налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации; штрафных санкций в сумме 44 384, 46 руб. и 4631, 85 руб., установленных вступившим в законную силу судебным актом и исчисленных за несвоевременное представление декларации по земельному налогу решениями от 30.09.2005N 722 и от 23.12.2005 N 113599; кроме того, из-за нарушения срока уплаты земельного налога, НДС, налога на имущество за обществом числится задолженность по пени, соответственно, 6525, 68 руб.; 26, 91 руб.; 225, 53 руб. Данные суммы налога, пени, штрафных санкций, обществом добровольно не уплачены; требования об их уплате также не исполнены, как не исполнены и решения о взыскании задолженности за счет денежных средств и имущества.
Рассмотрев представленные документы, регистрирующий орган пришел к выводу о том, что ликвидационный баланс общества содержит недостоверные сведения о его кредиторской задолженности - отсутствуют сведения о задолженности по обязательным платежам, следовательно, считается не представленным. Инспекцией принято решение от 05.07.2011 N 73 "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов".
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что формально заявителем в регистрирующий орган представлены все документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ, вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявления общества, суды исходили из того, что у Инспекции отсутствовали основания для принятия решения о регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией ввиду представления в регистрирующий орган ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения, об отсутствии у общества кредиторской задолженности.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что юридическое лицо может быть ликвидировано, в частности, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами (пункт 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, порядок ликвидации юридического лица определен статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 указанной статьи ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
На основании пунктов 2 и 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, лишь после завершения расчетов с кредиторами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, завершение расчетов с его кредиторами и согласование вопросов ликвидации юридического лица с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений.
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Исходя из анализа указанных положений Федерального закона N 129-ФЗ, следует, что достоверность сведений при внесении записи в Единый государственный реестр юридических является требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. В этой связи, представление ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения, необходимо рассматривать как непредставление необходимых сведений в регистрирующий орган, что, в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации ликвидации указанного юридического лица.
Данная правовая позиция согласуется с правовой позицией, закрепленной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 по делу N А46-6896/2010
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что заявителем на государственную регистрацию в связи с ликвидацией общества в регистрирующий орган представлены все необходимые документы, при этом ликвидационный баланс общества содержит недостоверные сведения об отсутствии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что на момент составления как промежуточного ликвидационного баланса, так и на момент представления ликвидационного баланса от 28.06.2011, общество знало о наличии задолженности по обязательным платежам в бюджет, но не отразило эту задолженность в ликвидационном балансе. Наличие указанной задолженности подтверждается представленными в материалы дела: декларацией общества по налогу на прибыль за 2001 год, решениями о привлечении общества к ответственности, выписками из лицевых счетов последнего, требованиями налогового органа об уплате, доказательствами направления обществу требований, решениями о взыскании задолженности за счет денежных средств, а также инкассовыми поручениями и решением Арбитражного суда Кемеровской области от 06.07.2006 по делу А27-9869/2006-6.
В силу положений Федерального закона N 129-ФЗ непредставление необходимых для государственной регистрации документов является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Поскольку представленный обществом ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения о наличии у общества непогашенной кредиторской задолженности, то регистрирующий орган обоснованно посчитал, что в настоящем случае имеются основания, предусмотренные статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица и правомерно отказал в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив все существенные обстоятельства дела, и имеющиеся в материалах дела доказательства пришли к правильным выводам о недостоверности сведений, содержащихся в представленном на регистрацию ликвидационном балансе общества, в результате чего этот баланс обоснованно расценен регистрирующим органом как непредставленный.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований общества "СибАвто-запчасть" о признании недействительным оспариваемого решения Инспекции от 05.07.2011 N 73 являются правильными.
Указание подателя жалобы на неправомерное неприменение судами к спорным правоотношениям сторон норм пункта 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняется судом как необоснованное.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, связанные, в том числе с иным толкованием норм права и иной оценкой доказательств обществом, не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения его требований.
На основании изложенного, доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку опровергаются материалами дела.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе относится на подателя жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.10.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 по делу N А27-9234/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.Н. Клинова |
Судьи |
В.Н. Гудым |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из анализа указанных положений Федерального закона N 129-ФЗ, следует, что достоверность сведений при внесении записи в Единый государственный реестр юридических является требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. В этой связи, представление ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения, необходимо рассматривать как непредставление необходимых сведений в регистрирующий орган, что, в свою очередь, является основанием для отказа в регистрации ликвидации указанного юридического лица.
Данная правовая позиция согласуется с правовой позицией, закрепленной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 по делу N А46-6896/2010
...
В силу положений Федерального закона N 129-ФЗ непредставление необходимых для государственной регистрации документов является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Поскольку представленный обществом ликвидационный баланс содержал недостоверные сведения о наличии у общества непогашенной кредиторской задолженности, то регистрирующий орган обоснованно посчитал, что в настоящем случае имеются основания, предусмотренные статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица и правомерно отказал в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией.
...
Указание подателя жалобы на неправомерное неприменение судами к спорным правоотношениям сторон норм пункта 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, отклоняется судом как необоснованное."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2012 г. N Ф04-1765/12 по делу N А27-9234/2011