г. Тюмень |
|
9 июня 2012 г. |
Дело N А45-9382/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Григорьева Д.В.
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Пять озер" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.11.2011 (судья Полякова В.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 (судьи Бородулина И.И., Жданова Л.И., Скачкова О.А.) по делу N А45-9382/2010
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Пять озер" (630099, г. Новосибирск, ул. М. Горького, 14, ИНН 5407056944, ОГРН 1085407018630)
к администрации муниципального образования Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области (633168, Новосибирская область, Колыванский район, с. Соколово, ул. Советская, 43)
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле:
администрация Колыванского района Новосибирской области,
открытое акционерное общество "Кудряшовское".
В заседании принял участие представитель:
садоводческого некоммерческого товарищества "Пять озер" - Долматов В.В. по доверенности от 20.10.2011.
Суд установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Пять озер" (далее - СНТ "Пять озер", садоводческое товарищество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным отказа администрации муниципального образования "Соколовский сельсовет Колыванского района Новосибирской области" (далее - администрация) в предоставлении земельного участка и обязании произвести действия по дальнейшему согласованию, выбору и предоставлению земельного участка в границах участка с кадастровым номером 54:10:028210:195.
Заявленные требования основаны ссылкой на статью 81 Земельного кодекса Российской Федерации, положения Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", мотивированы незаконностью отказа, поскольку в соответствии с действующим законодательством после создания в установленном порядке садоводческого товарищества администрация должна совершить определенные действия по предоставлению такому товариществу земельного участка.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 21.05.2010 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу было прекращено в связи с неподведомственностью дела арбитражному суду.
Седьмой арбитражный апелляционный суд, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа судебными актами оставили без изменения определение суда первой инстанции от 21.05.2010.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 N 17510/10 определение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.05.2010 по делу N А45-9382/2010, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.10.2010 по тому же делу отменены. Дело направлено для рассмотрения в Арбитражный суд Новосибирской области.
По результатам нового рассмотрения решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.11.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012, в удовлетворении требований отказано в связи с законностью отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Товарищество, считая выводы судов основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующего порядок предоставления земельных участков для размещения садоводческих некоммерческих объединений, в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель садоводческого товарищества поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Администрация и третьи лица, извещенные надлежащим образом о судебном заседании по делу, не обеспечили явку своих представителей в заседание суда, что согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы по существу.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права и соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что СНТ "Пять озер", зарегистрированное 27.11.2008 в качестве юридического лица, обратилось 15.01.2009 в администрацию с заявлением о предварительном согласовании размещения земельных участков для садоводческого товарищества.
К заявлению садоводческое товарищество приложило ситуационный и генеральный планы возможного расположения товарищества на части земельного участка с кадастровым номером 54:10:028210:195.
В связи с длительным неполучением результатов разрешения вопроса о предоставлении земельного участка садоводческое товарищество обратилось в феврале 2010 года в администрацию за разъяснением.
Администрация письмом от 05.04.2010 N 40 отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на пункт 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием права на распоряжение данным земельным участком.
Садоводческое товарищество, считая отказ администрации, изложенный в письме от 05.04.2010 N 40, незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия.
С учетом указанной нормы права и положений статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условием удовлетворения такого заявления является установление в ходе судебного разбирательства наличия двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что на основании постановления главы территориальной администрации Колыванского района Новосибирской области от 18.11.1998 N 347 земельный участок с кадастровым номером 54:10:028210:195 был предоставлен администрации на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 54:10:028210:195 зарегистрировано за муниципальным образованием Соколовский сельсовет Колыванского района Новосибирской области 13.07.2010, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.07.2010 серии 54 АД 024200.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что администрация на момент обращения к ней садоводческого товарищества о предоставлении спорного земельного участка не имела права по распоряжению этим земельным участком, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе те, за которыми такое право на земельные участки сохраняется в силу пункта 3 названной статьи, не вправе распоряжаться данными земельными участками.
Пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 2 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 20 и пункту 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, вправе самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, и не вправе распоряжаться этими земельными участками.
Лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (30.10.2001) не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка.
Аналогичное разъяснение содержится в пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства".
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В пункте 1 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установлено, что орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
В пункте 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу указанных норм права земельный участок может быть предоставлен для размещения дачного некоммерческого товарищества только из фонда перераспределения земель.
Судом установлено, что спорный земельный участок не входил в фонд перераспределения земель.
Исходя из установленных обстоятельств суды пришли к выводу, что отказ администрации соответствует действующему законодательству.
В связи с недоказанностью садоводческим товариществом наличия совокупности условий для признания недействительными ненормативных актов, указанных в статьях 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Аргументы, изложенные в кассационной жалобе, уже были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, для изменения которой у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют полномочия.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
При разрешении спора судами не допущено нарушений, влекущих в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.11.2011 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2012 N А45-9382/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установлено, что орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
В пункте 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 июня 2012 г. N Ф04-6765/10 по делу N А45-9382/2010
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17510/10
18.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17510/10
09.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6765/10
21.03.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5712/10
18.11.2011 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-9382/10
18.11.2011 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-9382/10
26.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5712/10
02.08.2011 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-9382/10
24.05.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-17510/10
11.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17510/10
30.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17510/10
09.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17510/10
26.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А45-9382/2010
08.07.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5712/10