г. Тюмень |
|
28 июня 2012 г. |
Дело N А46-8960/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Тихомирова В.В.
Григорьева Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 01.12.2011 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 по делу N А46-8960/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр землеустройства и учета недвижимости" (644043, г. Омск, ул. Красный Путь, 20, ИНН 5503085320, ОГРН 1045504038238) к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Омской области (644099, г. Омск, ул. Красногвардейская, 42, 534, ИНН 5503051770, ОГРН 1025500754400) о признании незаконным решения от 25.04.2011 N 36/11-4643.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, кадастровый инженер Козуля Е.В., Муленко А.В.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр землеустройства и учета недвижимости" (далее по тексту - ООО "РЦЗУН", заявитель,) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области (далее по тексту - Учреждение) от 25.04.2011 N 36/11-4643 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка; об обязании осуществить кадастровый учет земельного участка и части земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, местоположение которого установлено относительно нежилого здания с почтовым адресом: Омская область, город Омск, Центральный административный округ, Проспект Космический, 109А, в границах и площадью, определенных кадастровым инженером в межевом плане от 23.03.2011.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.12.2011, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012, по делу N А46-8960/2011 требования ООО "РЦЗУН" удовлетворены, спорный ненормативный акт признан недействительным, на Учреждение возложена обязанность осуществить кадастровый учет земельного участка.
В кассационной жалобе Учреждение просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель в обоснование жалобы указывает на неправильное толкование судами положений законодательства, регулирующих порядок осуществления государственного кадастрового учета и обстоятельств дела.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Департаментом Администрации города Омска 29.11.2007 вынесено Распоряжение N 9040-р "Об утверждении проекта границ по образованию земельных участков по проспекту Космический, дом 109 А в Центральном административном округе города Омска", которым был утвержден проект границ по образованию земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов:
- земельный участок площадью 2 492 кв.м для производственных целей под здание;
- земельный участок площадью 9 153 кв.м для общественно-деловых целей под здание.
Местоположение вновь образуемых земельных участков установлено относительно ориентира - одноэтажного нежилого панельного здания с почтовым адресом: проспект Космический, дом 109 А в Центральном административном округе города Омска, принадлежащем на праве собственности Муленко Андрею Викторовичу (свидетельство о государственной регистрации права серии 55-АА N 284425).
Представителем Муленко А.В. в Учреждение было подано заявление (от 24.03.2011 N 5536/101/11-1189) о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Учреждение 25.04.2011 решением N 36/11-4643 отказало в осуществлении кадастрового учета в связи с тем, что представленные документы не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, а именно: местоположение границ формируемого земельного участка, указанное в межевом плане, не соответствует местоположению границ земельного участка, утвержденному Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 29.11.2007 N9040-р.
Полагая, что указанное решение нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "РЦЗУН" обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования ООО "РЦЗУН", суд первой инстанции исходил из наличия доказательств нарушения оспариваемым ненормативным актом прав, а также обоснованности незаконности решения Учреждения от 25.04.2011 N 36/11-4643. При этом, суд посчитал, установленным факт представления заявителем всех документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка. Довод Учреждения относительно несоответствия местоположения границ формируемого земельного участка, указанного в межевом плане и указанного в Распоряжении Департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 29.11.2007 N9040-р, судом был отклонен на том основании, что на законодательном уровне предусмотрена вероятность отличия площадей земельных участков при подготовке необходимого пакета документов (возможны расхождения в сведениях о местоположении границ и площади земельного участка, содержащихся в схеме и межевом плане).
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявителем представлены достаточные доказательства, с достоверностью свидетельствующие о нарушении оспариваемым решением его прав и законных интересов как субъекта экономической деятельности.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами арбитражных судов по настоящему делу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Из пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" следует, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пунктах 9 и 10 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, участвующими в деле лицами не опровергается и материалами дела подтверждается, что при обращении с заявлением ООО "РЦЗУН" были приложены все документы необходимые для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
В спорном решении от 25.04.2011 N 36/11-4643 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, основанием для отказа явилось то, что местоположение границ формируемого земельного участка, указанное в межевом плане, не соответствует местоположению границ земельного участка, утвержденному Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 29.11.2007 N 9040-р, то есть несоответствие конфигурации земельных участков.
Согласно части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно части 10 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Согласно Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412, в строке 4 таблицы реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" межевого плана указывается площадь земельного участка, вычисленная по результатам проведения кадастровых работ ("фактическая площадь"), а не площадь, указанная в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах.
Указанными выше требованиями предусмотрено оформление межевых планов с учетом утвержденных органами местного самоуправления схем и включение копий таких документов в приложение межевого плана.
При этом необходимо учитывать, что схема подготавливается до выполнения соответствующих кадастровых работ, в связи с чем возможны расхождения в сведениях о местоположении границ и площади земельного участка, содержащихся в схеме и межевом плане (например - часть 16 статьи 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" прямо указывает на случаи невозможности установления на местности границ земельного участка в точном соответствии с проектом межевания).
В рассматриваемом случае площадь земельного участка, в отношении которого испрашивалось осуществление кадастрового учета, была изменена в сторону уменьшения по сравнению с площадью, обозначенной в Распоряжении департамента Администрации города Омска от 29.11.2007 N 9040-р "Об утверждении проекта границ по образованию земельных участков по проспекту Космический, дом 109 А в Центральном административном округе города Омска".
Таким образом, несоответствие границ формируемого земельного участка, указанных в межевом плане, границам определенным в распоряжении Департамента имущественных отношений Администрации города Омска N 9040-р от 29.11.2007, не может служить основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
Поскольку обращении с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет ООО "РЦЗУН" был представлен полный пакет документов, судами обоснованно указано на незаконность спорного отказа в постановке вышеупомянутого земельного участка на кадастровый учет.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, которые были рассмотрены и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
Изложенные в кассационной жалобе доводы заявителя по существу сводятся к переоценке выводов суда и их нельзя признать состоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
При разрешении настоящего спора судами всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам. Нарушений или неправильного применения норм материального права судами не допущено.
Каких-либо оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, являющихся обоснованными и законными, не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 01.12.2011арбитражного суда Омской обл. и постановление от 11.03.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-8960/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Орлова |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 10 статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Согласно Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412, в строке 4 таблицы реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" межевого плана указывается площадь земельного участка, вычисленная по результатам проведения кадастровых работ ("фактическая площадь"), а не площадь, указанная в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах.
Указанными выше требованиями предусмотрено оформление межевых планов с учетом утвержденных органами местного самоуправления схем и включение копий таких документов в приложение межевого плана.
При этом необходимо учитывать, что схема подготавливается до выполнения соответствующих кадастровых работ, в связи с чем возможны расхождения в сведениях о местоположении границ и площади земельного участка, содержащихся в схеме и межевом плане (например - часть 16 статьи 13.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" прямо указывает на случаи невозможности установления на местности границ земельного участка в точном соответствии с проектом межевания)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 июня 2012 г. N Ф04-2586/12 по делу N А46-8960/2011