г. Тюмень |
|
19 июля 2012 г. |
Дело N А27-11472/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Кокшарова А.А.
Мартыновой С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шимпф Е.В. рассмотрел в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области кассационную жалобу открытого акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" на постановление от 12.04.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Журавлева В.А., Усанина Н.А.) по делу N А27-11472/2011 по заявлению открытого акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" (ОГРН 1074212001368, ИНН 4212024138; 652507, Кемеровская обл., г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Васильева, 1) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (ОГРН 1044205091435, ИНН 4205035918; 650024, г. Кемерово, ул. Глинки, 19) о признании незаконными действий налогового органа.
В заседании приняли участие представители сторон:
от открытого акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" - Рукина Е.В. по доверенности от 05.12.2011, Назаренко Т.Е. по доверенности от 05.12.2011,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области - Абдулаева Н.А. по доверенности от 15.06.2011.
Суд установил:
открытое акционерное общество "СУЭК-Кузбасс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - Инспекция) о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отражении в справке от 13.07.2011 N 834 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам информации о наличии у налогоплательщика задолженности в размере 5 580 459,21 руб., в отношении которой утрачена возможность взыскания; об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем списания указанной суммы задолженности (заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 12.01.2012 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Кузнецов П.Л.) заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением от 12.04.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, просит принятое по делу постановление отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции; либо направить дело на новое рассмотрение. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Инспекция возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
Судами и материалами дела установлено следующее.
Постановлением от 02.12.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-9592/2009 признаны незаконными действия Инспекции, выразившиеся в выдаче справки N 524 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 10.04.2009 о наличии у Общества задолженности в размере 51 448 036,45 руб. без отражения информации о невозможности взыскания данного долга в принудительном порядке; апелляционный суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 10.04.2009 о наличии задолженности по пеням и штрафным санкциям на обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в размере 51 448 036,45 руб. с отражением информации о невозможности взыскания данного долга в принудительном порядке.
Общество обратилось в Инспекцию с заявлением N 27-12-01 от 27.12.2010 о списании задолженности по пени и штрафам, в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) в сумме 5 580 459,21 руб., поскольку полагало, что судебными актами по делу N А27-9592/2009 установлено, что указанная задолженность не может быть взыскана налоговым органом в связи с утратой правовой возможности ее взыскания.
В справке N 834 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, выданной Инспекцией по состоянию на 13.07.2011, справочно указана задолженность Общества, в отношении которой утрачена возможность взыскания - 5 580 459,21 руб. (л.д. 12-15 том 1),
Согласно справки от 14.07.2011 Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области указанная задолженность за Обществом не значится (л.д. 16, том 1).
Решение о списании указанной задолженности по страховым взносам на ОПС Инспекцией не было принято, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что обязанностью налогового органа являлось списание указанной задолженности в соответствии с заявлением Общества на основании судебного акта от 02.12.2009 по делу N А27-9592/2009.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда, поддержала доводы Инспекции об отсутствии у нее оснований для списания задолженности Общества в сумме 5 580 459,21 руб.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы (пояснения к ней), отзыва, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции.
Кассационная инстанция считает, что суд апелляционной инстанции, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон с учетом уточненных требований Общества, руководствуясь положениями статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 60 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009, постановления Правительства Российской Федерации N 820 от 17.10.2009, пришел к обоснованному выводу, что решение о признании безнадежными ко взысканию и списании недоимки и задолженности в отношении страховых взносов на ОПС, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, принимается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции также установил, что из представленной Обществом информации о структуре задолженности, которая по мнению налогоплательщика подлежит списанию, основная часть задолженности по ОПС (пени, штрафам) образовалась по долгам правопредшественников по состоянию на 2004 год (л.д. 36 том 1).
В то же время в соответствии с пунктом 1 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержденным приказом Минфина Российской Федерации и Федеральной налоговой службы России от 19.08.2010 N ЯК-7-8-/393@, списанию в соответствии с настоящим Порядком подлежит, в том числе задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам.
Кроме того, кассационная инстанция учитывает следующее.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании действий государственных органов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли эти действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 200 АПК РФ).
Таким образом, для признания в судебном порядке ненормативного акта Инспекции недействительным (действий, бездействия - незаконными) необходимым условием является доказательство налогоплательщиком факта нарушения его конкретных (а не предполагаемых) прав и законных интересов в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Инспекция и органы Пенсионного фонда Российской Федерации не предпринимали каких-либо действий, направленных на взыскание с Общества спорной задолженности (доказательств обратного Обществом не представлено). Как указывалось выше, по данным Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области спорная сумма задолженности за Обществом не значится; в справке Инспекции N 834 в отношении суммы 5 580 459,21 руб. указано на утрату возможности ее взыскания.
Кроме того, в рамках настоящего дела с учетом уточненных требований налогоплательщика рассматривается заявление о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в отражении в справке N 834 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 13.07.2011 информации о наличии у Общества задолженности, в отношении которой утрачена возможность взыскания, в размере 5 580 459,21 руб. (л.д. 34-35 том 1).
Однако, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной постановлении Президиума от 01.09.2009 N 4381/09, "согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания".
В справке N 834 Инспекцией справочно указана задолженность, в отношении которой утрачена возможность взыскания - 5 580 459,21 руб. (л.д. 12-15 том 1), то есть Инспекцией была учтена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 и направленная на соблюдение баланса частных и публичных интересов.
То обстоятельство, что Инспекция не исполнила обязанность по передаче сведений о суммах задолженности по взносам на ОПС в территориальный Пенсионный фонд (согласно доводу Общества), в силу статьи 67 АПК РФ не может быть принято как основание для отмены (изменения) постановления суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного и учитывая, что Обществом не представлено доказательств реального нарушения его прав и законных интересов при выдаче Инспекцией справки N 834 с указанием на утрату возможности взыскания спорной суммы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу постановления суда.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 12.04.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-11472/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Кассационная инстанция считает, что суд апелляционной инстанции, полно и всесторонне исследовав и оценив представленные доказательства и доводы сторон с учетом уточненных требований Общества, руководствуясь положениями статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 60 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009, постановления Правительства Российской Федерации N 820 от 17.10.2009, пришел к обоснованному выводу, что решение о признании безнадежными ко взысканию и списании недоимки и задолженности в отношении страховых взносов на ОПС, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, принимается Пенсионным фондом Российской Федерации.
...
В справке N 834 Инспекцией справочно указана задолженность, в отношении которой утрачена возможность взыскания - 5 580 459,21 руб. (л.д. 12-15 том 1), то есть Инспекцией была учтена правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 и направленная на соблюдение баланса частных и публичных интересов."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 июля 2012 г. N Ф04-3260/12 по делу N А27-11472/2011
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14468/12
16.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14468/12
18.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14468/12
19.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3260/12
12.01.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-11472/11