г. Тюмень |
|
25 сентября 2014 г. |
Дело N А46-15862/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Черноусовой О.Ю. Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" на решение от 18.02.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Голобородько Н.А.) и постановление от 28.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Лотов А.Н.) по делу N А46-15862/2013 по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер" (350000, город Краснодар, улица имени Леваневского, 185, ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (644043, город Омск, улица Интернациональная, 41, ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840), Отделу надзорной деятельности Ленинского административного округа города Омска Управления надзорной деятельности Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
Закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности Ленинского административного округа города Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - надзорный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 28.11.2013 N 575/576/577 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виде штрафа в размере 150 000 руб.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области.
Решением от 18.02.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 28.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований заявителя отказано.
В кассационной жалобе ЗАО "Тандер", ссылаясь на допущенные надзорным органом существенные нарушения процедуры производства по делу об административном правонарушении, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение о признании незаконным и отмене постановления от 28.11.2013 N 575/576/577.
Заявитель утверждает, что надзорным органом не представлены суду доказательства надлежащего уведомления его законного представителя о времени и месте составления протоколов об административных правонарушениях и неправомерно отказано его представителю в рассмотрении дела об административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу надзорный орган, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной надзорным органом плановой выездной проверкой соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях ЗАО "Тандер", расположенных по адресам: г. Омск, ул. Котельникова, 7; пр. Сибирский, 8/3; пр. Сибирский, 2Г; ул. Труда, 21, выявлены нарушения требований пункта 36а Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390; частей 1, 3 статьи 6, статьи 83, 89, части 1 статьи 151 Федерального закона Российской Федерации "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ; пунктов 4.2.5, 4.3.4, 7.1.3, 7.2.4 Свода правил 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"; пунктов А. 1, А. 10, табл. АЛ п. 10.3 Свода правил 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования"; пункта 6.8.7 Свода правил 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты"; пункта 7.11, пункта 5.14* табл. 1, табл. 2, пункта 5.19* табл. 4* Строительных норма и правил 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений": пункта 6.65 Свода правил 7.13130.2009 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования"; пунктов 1.1, 1.3 ГОСТ 25772-83* "Ограждения лестниц, балконов и крыш стальные. Общие технические условия"; пункта 11.7* Строительных норм и правил 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий".
На основании протоколов осмотра от 31.10.201, 05.11.2013, 07.11.2013; акта проверки от 19.11.2013 N 469 и протоколов об административных правонарушениях от 19.11.2013 NN 575, 576, 577 уполномоченным должностным лицом надзорного органа вынесено оспариваемое заявителем постановление от 28.11.2013 N 575/576/577 о привлечении ЗАО "Тандер" к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
За нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность в виде штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
Аналогичная ответственность установлена для юридических лиц частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Частью 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут не только собственники имущества, но и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций признали недоказанными отдельные факты нарушений противопожарных требований, поскольку надзорным органом не представлены доказательства, подтверждающие соответствие использованных при проведении проверки средств измерения установленным требованиям.
При этом суды двух инстанций установили, что представленными надзорным органом доказательствами подтверждаются и заявителем не опровергаются иные выявленные проверкой нарушения требований пожарной безопасности.
Всем доводам заявителя, изложенным в кассационной жалобе, в том числе о допущенных надзорным органом существенных нарушениях процедуры производства по делу об административном правонарушении, дана объективная правовая оценка при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.02.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-15862/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"За нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность в виде штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от ста пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
Аналогичная ответственность установлена для юридических лиц частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Частью 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут не только собственники имущества, но и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2014 г. N Ф04-9100/14 по делу N А46-15862/2013