г. Тюмень |
|
12 сентября 2012 г. |
Дело N А45-19973/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кисляковой Т.С.
судей Клиновой Г.Н.
Триля А.В.
при ведении протокола помощником судьи Кощеевой О.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Большевик" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.03.2012 (судья Селезнева М.М.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012 (судьи Усанина Н.А., Журавлева В.А., Кривошеина С.В.) по делу N А45-19973/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Большевик" (ОГРН 1025401903911, ИНН5405116901, 630083, г. Новосибирск, ул. Водопроводная, 1А) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (ОГРН 1095404022988, ИНН 5404403251, 630108, г. Новосибирск, пл. Труда, 1), при участии третьего лица - инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска (ОГРН 1045401964596, ИНН) 5405285434, 630008, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Лескова, 140), о признании решения незаконным.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Печурина Ю.А.) в заседании участвовали представители:
открытого акционерного общества "Большевик" - Денисенко Т.Г. по доверенности от 20.12.2011;
межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области - Тарбеев М.С. по доверенности от 16.07.2012 N 53.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Большевик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (далее - регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 25.08.2011 N 46145А об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности общества.
Определением суда от 13.02.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска.
Решением суда от 21.03.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит решение и постановление отменить, заявление о признании решения от 25.08.2011 N 46145А незаконным удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций статей 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 8, 9, 12, 13, 21, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Поступивший от регистрирующего органа отзыв на кассационную жалобу не содержит доказательств соблюдения требований части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, во внимание не принимается.
Явившийся в судебное заседание представитель заявителя кассационной жалобы поддержал правовую позицию, занимаемую обществом на момент обращения в суд кассационной инстанции.
Представитель регистрирующего органа выразил несогласие с доводами, изложенными в кассационной жалобе, решение и постановление считает законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как установлено судами при рассмотрении дела, 18.08.2011 в регистрирующий орган представлено заявление формы Р16001 и пакет документов для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников).
25.08.2011 регистрирующим органом принято решение N 46145А об отказе в государственной регистрации юридического лица ввиду отсутствия ликвидационного баланса, свидетельствующего о завершении расчетов с кредиторами.
Ссылаясь на соблюдение порядка ликвидации юридического лица, полагая решение регистрирующего органа незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из того, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для принятия решения о регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией ввиду представления в регистрирующий орган ликвидационного баланса, содержащего недостоверные сведения об отсутствии у общества задолженности перед бюджетом.
Исследовав в совокупности представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений документы, включая вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.03.3009 по делу N А45-23226/2008, суды установили, что задолженность возникла в период деятельности ликвидационной комиссии, которая должна была исполнить обязанность по уплате налога; регистрирующий орган, в свою очередь, не утрачивает до завершения ликвидационных мероприятий право на взыскание имеющейся задолженности по уплате обязательных платежей (статья 49 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации установленной формы, в котором подтверждается соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, завершение расчетов с его кредиторами, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы представляют собой составляющую часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, в связи с чем, должны соответствовать требованиям закона и содержать достоверную информацию.
При таких обстоятельствах представление обществом ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Установив допущенные при ликвидации общества нарушения установленного статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядка, сделав вывод о непредставлении ликвидационного баланса для государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с ликвидацией, суды верно указали на законный характер решения регистрирующего органа от 25.08.2011 N 46145А.
Выводы судов обеих инстанций по настоящему делу соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11 по делу N А46-6896/2010.
Доводы заявителя кассационной жалобы, включая ссылку на факт принятия регистрирующим органом промежуточного ликвидационного баланса, в котором отсутствовали сведения о задолженности перед бюджетом, сводятся по существу к переоценке доказательств, которые были предметом исследования и проверки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Решение и постановление отмене не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.03.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012 по делу N А45-19973/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.С. Кислякова |
Судьи |
Г.Н. Клинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации установленной формы, в котором подтверждается соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, завершение расчетов с его кредиторами, а также ликвидационный баланс.
По мнению общества, налоговый орган необоснованно отказал ему в государственной регистрации прекращения деятельности (ликвидации) в связи с непредставлением ликвидационного баланса. Ранее в налоговый орган был представлен промежуточный ликвидационный баланс, по данным которого у общества отсутствовала задолженность перед кредиторами. Следовательно, непредставление ликвидационного баланса не является в этом случае препятствием для государственной регистрации ликвидации общества.
Суд считает, что позиция общества не соответствует действующему законодательству, отметив при этом следующее.
Необходимые для государственной регистрации документы представляют собой составляющую часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, в связи с чем, должны соответствовать требованиям закона и содержать достоверную информацию.
При таких обстоятельствах представление обществом ликвидационного баланса, не отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-?.
На основании изложенного суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы общества.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 сентября 2012 г. N Ф04-4022/12 по делу N А45-19973/2011
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17472/12
13.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17472/12
12.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4022/12
21.03.2012 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-19973/11